СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы"»

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы"

Цель педсовета: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.

Задачи:

проанализировать школьную систему воспитания по взаимодействию семьи и школы;

выявить наиболее эффективные формы взаимодействия школы и семьи для дальнейшей работы.

Форма проведения: деловая игра.

Используемые методы:

«мозговой штурм»;

групповая дискуссия;

метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Подготовка к педсовету:

Изучение литературы по теме педсовета.

Анализ школьной системы воспитания по взаимодействию семьи и школы.

Анализ анкетирования родителей по степени удовлетворенности образовательным процессом.

Оборудование и инвентарь:

медиапроектор, экран, компьютер

презентация PowerPoint

раздаточный материал для работы в группах изображения цветов

бумага, фломастеры

Оформление:

В помещении, где проводится педсовет, приготовлены места для работы 5 групп: вокруг столов стоят стулья, на спинках которых приклеены цветные кружки: синий, фиолетовый, красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, серебристый. На столах лежат изображения цветов:  белой, жёлтой, зелёной, чёрной, красной.

План проведение педсовета:

Вступительное слово. Обоснование актуальности выбора темы.

Теоретические выступления по теме педсовета «Взаимодействие семьи и школы»:

а) задачи взаимодействия и приоритетные направления совместной деятельности семьи и школы; (Т.Н. Курбатова, Е.А. Максимова)

б) знакомство с результатами анкетирования родителей; 

в) Формы и методы работы классного руководителя с родителями (Т.Г. Вострикова).

Работа педагогов в творческих группах.

Презентация результатов работы творческих групп.

Рефлексия «Букет цветов».

Подведение итогов. Принятие решения.

Ведущие: зам. директора по ВР, педагог-психолог, руководитель МО классных руководителей.

Педагоги заходят в помещение, где будет проводиться педсовет, и выбирают себе цветной жетончик: белый, жёлтый, зелёный, чёрный, красный. Согласно выпавшему цвету, занимают места за одним из столов для групповой работы.

ХОД ПЕДСОВЕТА

Вступительное слово  директора школы С.А. Сергеевой. Обоснование актуальности выбора темы. (слайд 1)

Как вы знаете, Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом и государством. Теперь родители обучающихся –  субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в ходе его проектирования и реализации. Поэтому сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, которая основана на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.  Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального выживания, негативно сказывается на воспитании детей. И  наш сегодняшний педсовет мы посвящаем теме «Взаимодействия семьи и школы», который поможет прогнозировать развитие творчества учителей для реализации успешного сотрудничества семьи и школы.

2. Теоретические выступления по теме педсовета «Взаимодействие семьи и школы»:

Т.Н. Курбатова

 Задачи взаимодействия и приоритетные направления совместной деятельности семьи и школы. (Слайд 2)

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый  и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.

Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, нам нужно обратится к тому, с каким контингентом родителей мы с вами работаем.

Социальный паспорт школы………………(диаграмма_ СЛАЙД 3)

«Для успешной работы педагога с родителями нужно четко помнить, что ребенок - есть продукт собственной семьи. А семьи, к сожалению, бывают разными» ( А.Шаталов)

         В подтверждение  данных слов, хотелось бы вам предложить  просмотр короткометражного фильма, режиссером которого является Ролан Быков. Фильм называется « Я сюда никогда больше не вернусь». Внимание на экран.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка.         

А вот успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Как писал Шалва Александрович Амонашвили, «нельзя, что бы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе, или только в семье. Если мы хотим воспитать в нём личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную систему». т.е. семья и школа создают тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность,  либо неуспешность всей  учебно-воспитательной деятельности.

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательной деятельности  - педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательную деятельность, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

(СЛАЙД 4)

Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:

воспитание гармонически развитой творческой личности обучающихся;

формирование активной жизненной позиции родителей и обучающихся;

привитие навыков здорового образа жизни;

развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся;

подготовка ребёнка к саморазвитию и самовоспитанию.

(СЛАЙД 5)

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

1) Организация диагностической работы по изучению семей

Изучение семьи позволяет педагогу лучше узнать ученика, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения школьника с родителями. Педагог  может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование для составления социального паспорта класса и школы.

2) Организация психолого педагогического просвещения родителей

Значительное место в системе работы с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению, которое способствует накоплению родителями педагогических знаний, представлений и навыков в области воспитания. Основной формой пропаганды психолого-педагогических знаний являются родительские собрания, которые проводятся как в традиционной, так и нетрадиционной форме (конференция, практикум, деловая игра и др.).

3) Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.

Родители активно включаются во внеурочную деятельность: праздники  класса, походы выходного дня,  спортивные игры.

4) Привлечение родителей к решению проблем в  образовательном  учреждении (Совет Учреждения)

Родители могут выступать за различные изменения, помогать в решении проблем школы, быть спонсорами.

5) Информирование о содержании учебно-воспитательной деятельности (общешкольные  и классные родительские собрания).

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Родители информируются о новшествах и  изменениях,  происходящих в школе: ЕГЭ, ВПР, ОГЭ  и пр.

Основными формами работы с семьей в нашей школе являются: классные родительские собрания, консультации, сотрудничество с родительским комитетом, совместные праздники и походы выходного дня. Остановимся на одном из направлений работы с родителями: «Психолого-педагогическое просвещение».

Е.А. Максимова «Организация психолого-педагогического просвещения родителей»

Т.Н. Курбатова:  Знакомство с результатами мониторинга родителей.

В школе не первый год среди участников образовательной деятельности проводится мониторинг удовлетворённости работой ОУ. С результатами анкетирования родителей в этом учебном году мы и хотим вас познакомить.

На слайдах будут представлены диаграммы положительных результатов опроса т.е. «да», удовлетворены. Давайте посмотрим на процент опрошенных.  (СЛАЙД 6)

(СЛАЙД 7)

Первый вопрос звучал так: Удовлетворены ли вы организацией учебно-воспитательного процесса?

(СЛАЙД 8)

Следующий вопрос: «Удовлетворены ли вы организацией воспитательного процесса?» 

(СЛАЙД 9)

Третий вопрос звучал так: «Удовлетворены ли вы организацией школьного быта?»

(СЛАЙД 10)

И последний вопрос: Удовлетворены ли Вы психологическим климатом?

Т.Г. Вострикова «Формы и методы работы классного руководителя с родителями»

(СЛАЙД 11)

Каждый  классный руководитель ведёт протоколы родительских собраний. Анализ таких протоколов позволил  увидеть картину посещаемости родителями собраний в первом полугодии.

 (СЛАЙД 12)

Работа педагогов в творческих  группах

Введение ФГОС требует иных взаимоотношении семьи и школы, взаимоотношений которые  построены на сотрудничестве, взаимодействии и доверительности.  Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к школе таких занятых и далеких от педагогических теорий современных мам и пап, как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребенка? 

Сейчас мы предлагаем вам поработать в группах над поиском оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.

Каждая группа получит лист с заданием. На обсуждение и выработку вашего общего мнения вам даётся 10 минут. Чтобы работа всех членов группы была плодотворной и активной, мы предлагаем вам следующие роли в группе (обратите внимание на цветной кружок на вашем стуле):

Завхоз (красный) – ответственный за оборудование:

Координатор (жёлтый)– руководитель группы:

Хранитель времени (фиолетовый)

,,,,,,,,,, (синий)

Секретарь (зелёный) ведёт записи результатов работы группы.

Контролёр (оранжевый) проверяет, что все члены группы действительно согласны с принимаемыми групповыми решениями.

Докладчик (серебристый) представляет результаты работы группы.

Задания группам (каждая группа получает лист с заданием и необходимые материалы).

4. Презентация результатов работы творческих групп

Примечание: в ходе выступления 5-й группы ведущий демонстрирует 

(СЛАЙД 13-18)

где на фотографиях представлены различные формы взаимодействия с семьёй.

5. Рефлексия педсовета «Всё дело в цвете» (СЛАЙД 19)

а) Каждой группе выдаётся одно из нарисованных на бумаге изображений цветка  (красного, черного, желтого, зеленого, белого). «Синего» ведущие берут себе.

Итак, подведём итоги нашего педсовета.  А поможет нам в этом одна притча... 

"В одной стране жил старик - садовник, который выращивал удивительной красоты цветы. Из цветов он составлял красивые, радующие глаз букеты и продавал их прохожим.  Пришло время, и садовника  не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что настало время делить  наследство, оставленное  им. Обыскав весь дом, они ничего не нашли.  Вышли братья в сад и увидели необычную клумбу,  в которой росло  шесть цветков   – белая ромашка, черный тюльпан, синий василек, красный пион, зеленая роза, желтый одуванчик.

Сыновья подумали, «Странная клумба!» Тогда старший из братьев  сделал вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли они цветы  себе. Первый сказал: "Возьму белый цветок, т. к. белый – благородный цвет". "Возьму черный тюльпан, – сообщил второй, – строгий стиль меня всегда привлекал". Третий взял красный пион  для привлечения внимания к себе. Четвертый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло – и взял желтый одуванчик. Пятый очень любил все необычное, ему нравилось наблюдать за тем, как все меняется, – он взял себе зеленую розу. А шестой хотел познать всё неизведанное – и выбрал синий василек. Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую ромашку, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события. Второй брат начал видеть все в черном цвете, обращать внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось. Брат, выбравший красный пион, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет. Брат, который взял желтый цветок, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным. Все, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал. Брат с синим цветком,  научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше". 

Давайте и мы сегодня примерим эти таланты на себя. Обладатели белого цветка изложат только факты, никаких эмоций и чувств; красного – проанализируют проблему, рассмотренную на педсовете, с позиции чувств, расскажут, что ощущают в связи с этим; черного – попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности; желтого – будут искать только все самое хорошее, смотреть на проблему с позиции оптимиста; зеленого – фокусируются на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. А группа  синего цветка (ведущие педсовета) проанализирует все услышанное и предложит решение педсовета. 

б) Обсуждение в группах и представление результатов.

Примечание. Группа "синяя шляпа" в ходе работы групп перемещается по залу и наблюдает, подсказывает, принимает активное участие в обсуждении, готовится к обобщению и проектирует решение педсовета. 

6. Подведение итогов. Принятие решения

Решение педсовета:

- Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

-       педагогическому такту и этике взаимоотношений;

-       педагогическому просвещению родителей;

-       умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

-       единству требований школы и семьи;

-       разнообразию форм и методов работы с родителями.













Литература:

1.     Брюхова В.М. Партнёрство семьи и школы/ В.М. Брюхова – М.: Чистые пруды, 2007. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып.4(16)).

2.     Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я.  – М.: Просвещение, 2006.

3.     Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007.

4.     Дереклеева Н. Планирование сотрудничества классного руководителя с родителями учеников. //Школьное планировние. –  2005. № 6.  – С.68-108.

5.     Ерофеева Н.Ю., Иванченко С.Н., Левит М.В., Лизинский В.М., Морозова Т.В., Плахова Л.М., Полянская Н.Я. Педсовет: идеи, методики, формы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

6.     Зинкевич-Евстигнеева Т., Грабенко Т. Шесть шляп мышления. //Школьный психолог. – 2001. № 15. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200101518

7.     Зыкова К.С. Совместная работа школы и семьи. Обобщение опыта работы школы № 28 г. Томска – Т., 2000.

8.     Социализация ребёнка. Взаимодействие школы и семьи /авт.-сост.: В.Е. Шиковец, Е.Н. Пархоць, В.И.

Давыдова. Минск: Красико-Принт, 2012. – (Деятельность классного руководителя).

9.     Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр. соч. в 3 т. – М., 1981 г.т.3

10. Шепелева Г.Г., Сотикова С.В. Классный руководитель и семья: как организовать эффективное взаимодействие. //Воспитание школьников. –  2012. № 5. –  С.24–30.

11. Щекина О.А. Взаимодействие семьи и школы в условиях современного информационного пространства.// Классный руководитель. – 2012. № 5. –  С. 19-26.

12. Часовитина Г.Н. Семья и школа: пути эффективного взаимодействия. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2011/09/24/pedsovet-vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-v