Министерство образования и науки РК
БПОУ РК «Политехнический техникум»
«Утверждаю»_____
директор БПОУ РК «ПТ»
Харкебенов А.Б.
План работы по ликвидации пробелов знаний
по русскому языку у обучающихся в СПО
БПОУ Республика Калмыкия «Политехнический техникум» преподаватель русского языка и литературы Каширская Т.Н.
«Рассмотрено» ______
На заседании МК
Протокол №1
От 27 августа 2020г.
План работы по ликвидации пробелов знаний по русскому языку у обучающихся в СПО
БПОУ Республика Калмыкия «Политехнический техникум» преподаватель русского языка и литературы Каширская Т.Н.
Для ликвидации пробелов знаний на уроках литературы планирую систему учета индивидуальных пробелов в знаниях, место и время работы над пробелами, продумываю формы оперативного контроля за уровнем знаний и умений обучающихся при наличии полной и оперативной обратной связи.
Методы выявления пробелов в знаниях обучающихся.
* Устный опрос, беседа.
* Систематический анализ самостоятельных и контрольных работ.
* Проведение интерактивных тестов.
* Работа с карточками по определенным темам изученного.
* Подробный анализ уроков – тренингов.
* Систематический анализ мини – тренингов и блиц – опросов с учетом времени выполнения.
* Анализ творческих работ.
Особенности выполнения анализа в данной системе.
Первичный анализ в виде таблиц по каждой работе с выделением общего качества выполнения работы и индивидуальных ошибок каждого обучающегося класса.
Составление карты индивидуального контроля
* Составление карты индивидуального контроля, отражающей положительную или отрицательную динамику в обучении каждого обучающегося. В карте отмечены только задания, которые каждый обучающийся выполнял самостоятельно. Есть система условных знаков.
* - словарный диктант
* - самостоятельная работа(устные и письменные ответы)
* - контрольная работа
Организация работы по устранению пробелов в знаниях учащихся
Цели работы:
формирование прочных знаний;
обучение приемам самоконтроля;
формирование потребности в самоконтроле;
воспитание ответственности за выполненную работу;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.
Задачи, решаемые в ходе работы
Контролирующая. Выявление состояния знаний и умений обучающихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.
Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация.. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.
Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.
Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения обучающегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.
Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.
Ориентирующая. Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником. Ориентирование обучающихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.
Воспитывающая. Воспитание ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.
Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок.
Планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.
I этап. Выявление ошибок
Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само- и взаимоконт- роля.
Письменные работы проводить регулярно. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных работ считаю:
в начале и конце учебного года — тестирование с последующим составлением
матрицы данных (см. табл.1, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом) (копии таких матриц выдаются на каждый стол для индивидуальной самостоятельной работы по анализу ошибок);
в течение учебного года — традиционные контрольные и предшествующие им
самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;
Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности помогает учителю осуществлять проверку знаний обучающихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм.
Устранение пробелов в знаниях по русскому языку
Анализ работы в группе.
Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).
Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до
получения положительной отметки).
Часть 1 ВПР содержит 3 задания, одно из них написание диктанта, которое проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и пунктуационные нормы.
При подготовке к диктанту можно использовать следующие виды работ:
Орфографические минутки.
Зрительные диктанты по системе профессора И.Т.Федоренко. Объяснительные, предупредительные и проверочные диктанты.
Списывание текстов с «пропущенными буквами», с исправлением орфографических ошибок, с «пропуском» пунктационных знаков.
Классификация слов по наличию морфем в корне слова.
Русский язык
Мониторинг качества обученности по русскому языку опирался на результаты:
входных, промежуточных и итоговых контрольных работ;
тематических контрольных срезов знаний;
промежуточной и итоговой аттестации.
Анализируя причины ошибок, допущенных обучающимися можно выделить наиболее важные из них, такие как:
отсутствие у части обучающихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, достаточного уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля;
непрочное усвоение некоторыми обучающимися теоретических сведений русского языка ; отсутствие во многих случаях систематической работы над ошибками;
отсутствие должного контроля за выполнением домашних заданий со стороны родителей.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня знаний обучающихся; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации | Сентябрь |
2. Установление причин неуспеваемости обучающихся через встречи с родителями, с классным руководителем, психологом. | Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика | Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости |
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий | В течение учебного года |
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих обучающихся | В течение учебного года |
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником | В течение учебного года |
Форма отчета по работе со слабоуспевающими обучающимися
План индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися
ФИО преподавателя_______________________________________
Фамилия Имя обучающегося (группа)
Предмет __________________________________________
Пробелы в знаниях (тема, проблема) ____________
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
Составление общего сводного графика контроля качества выполняемых работ обучающимися.
Работа по ликвидации выявленных пробелов и недостатков.
* Наглядное отображение полученных результатов на демонстрационных экранах.
* Общие и индивидуальные консультации с родителями по теме: «Как помочь студенту хорошо учиться».
* Включение в уроки фронтального разбора особо трудных заданий.
* Организация выполнения работы над ошибками устно и письменное с использованием справочного материала.
* Подготовка дифференцированных индивидуальных заданий для некоторых обучающихся: карточки, доклады, сообщения и другие задания.
* Разработка и проведение нестандартных уроков закрепления и обобщения изученного.
* Использование дидактических игр по определенным темам.
* Использование средств ТСО: просмотр фильмов, предметных презентаций и т.д.
* Проведение индивидуальных дополнительных занятий со слабыми обучающимися. При необходимости составление индивидуального плана работы и выполнение его.
Организацию работы по ликвидации пробелов в знаниях подразделяю на этапы:
1 этап. Выявление ошибок (тесты, устные и письменные задания)
На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.
II этап. Фиксирование ошибок
Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список группы и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого обучающегося заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы.
III этап. Анализ допущенных ошибок
Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных обучающихся, выделить типичные ошибки и основные затруднения студентов, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.
IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях
Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до обучающихся.
Намечаю, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.
Работа над ошибками проводится после каждой письменной повторный зачет — после неудовлетворительной отметки.
Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый студент выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил занятия по уважительной причине).
V этап.
Устранение пробелов в знаниях
Анализ работы на уроке.
•Выяснение мнения группы по поводу полученных результатов.
•Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).
•Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).
Анализ работы в группе.
•Выяснение мнения группы по поводу полученных результатов.
•Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).
•Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).
VI этап. Меры профилактики
Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.
•При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.
•Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.
•Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели
Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как:
* обучение в сотрудничестве
* активизация познавательной деятельности
* осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д.
* компьютерные технологии предполагают обучение общению студента с компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения (выявление пробелов в знаниях).
Методика преподавания с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения:
1. повысить темп урока;
2. увеличить долю самостоятельной работы обучающихся;
3. проверить усвоение теоретических знаний у всех обучающихся;
4. углубить степень отработки практических умений и навыков;
5. вести дифференцированную работу с каждым студентом;
6. выявить пробелы в его грамотности;
ПРИЧИНЫ ПРОБЕЛОВ
* пропуски занятий по болезни;
* слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
* педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
* неблагополучная семья;
* проблема «улицы».
Преподаватель русского языка и литературы: Каширская Т.Н.
4