«Первые шаги в робототехнике» (Образовательная робототехника во внеурочной деятельности)
Дьяконова Татьяна Афанасьевна
2022
Робототе́хника (от робот и техника; англ. robotics) — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины, как
- электроника,
- механика,
- информатика,
- радиотехника ,
- электротехника.
Робототехника – это возможность объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления через техническое творчество.
Будущее становится настоящим!
Наука
Технология
Инженерное дело
Математика
В США, например, действует национальная программа по подготовке 100000 учителей в области STEM за ближайшие 10 лет.
В рамках проекта в 2019 - 2022 учебном году в школах в соответствии с ФГОС, с учебным планом введен курс внеурочной деятельности «Первый шаг в робототехнику».
Курс внеурочной деятельности «Первый шаг в робототехнику».
Курс позволяет научить детей воспринимать и использовать технические приспособления (компьютер) не столько как основу
для развлекательного досуга, но как важнейший инструмент для познания мира, помогающий в решении повседневных задач, дополняющий школьное образование и
мотивирующий в будущей профессиональной технической деятельности.
Курс имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию
- регулятивных универсальных учебных действий,
- коммуникативных универсальных учебных действий,
- познавательных универсальных учебных действий.
Предметные, метапредметные и личностные результаты занятий достигаются посредством предъявления учащимся учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В ходе занятий реализуются междисциплинарные учебные программы — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
В ходе изучения данного курса учащиеся получат возможность научиться: работать с современным цифровым оборудованием, освоить конструирование, моделирование, а также создавать компьютерные программы управления роботами
Робототехника — это командная работа в проектной деятельности.
- Участие членов команды (Рассмотрение и оценка пропорциональности вклада - идей и навыков – всех задействованных членов команды)
- Взаимоуважение (Действия и общение внутри команды так, что остальные чувствуют уважение к себе – особенно при устранении проблем и разрешении конфликтов)
- Состязательное сотрудничество (команда соревнуется в духе дружественного состязания и сотрудничества с другими командами)
Робототехника в школе - это направление, которое может увлечь трудных подростков, слабо мотивированных и имеющих трудности в коммуникации и обучении, создать для них ситуацию успеха и социальной поддержки в среде, которую они не воспринимают как дружественную.
Организационное направление
- Организация рабочего пространства :
Оборудование и оформление учебного кабинета для занятий, разделенного на рабочие зоны: учебную зону и тренировочную и (или) игровую зону
- Обеспечение методической базы деятельности преподавателя (приобретение УМК «Первый шаг в робототехнику»)
Организационное направление
- разработка нормативно-регламентирующих документов проекта;
- разработка методических материалов и рабочих программ;
- разработка и освещение на сайте деятельности по внедрению программы;
- разработка и утверждение Положения о результатах обучения по данной программе.
Методическое направление
- подготовка и повышение квалификации педагогических кадров; организация методических мероприятий: семинаров, совещаний, круглых столов и т.п.;
- создание и наполнение банка методических материалов по использованию образовательной робототехники;
- организация обмена опытом с педагогами города, распространение опыта.
Методическое направление
- составление рабочей программы курса внеурочной деятельности «Первый шаг в робототехнику»;
- разработка занятий в рамках курса внеурочной деятельности «Первый шаг в робототехнику».
Соревновательное направление
- тренировочные соревнования школьных команд,
- организация подготовки к тренировочным межшкольным соревнованиям роботов
Направление мониторинга
- анализ эффективности преподавания робототехники в школах.
Информационное направление
- размещение информации на сайте о результатах соревнований,
- информирование через сайт общественности о проводимых мероприятиях по образовательной робототехнике, а также их результатах
Риски проекта
- Отсутствие возможности финансирования деятельности обучения педагогов, участвующих в проекте .
- Расширение области использования проекта и усложнение содержания проектной деятельности учащихся (участие в соревнованиях общероссийского уровня «Робофест») .
- Уровень материально-технической базы быстро теряет актуальность. Отсутствие механизмов совершенствования материально-технической базы может привести системный процесс к фрагментарному .
Риски проекта
Если рассматривать проблемы российской системы образования, то сразу бросается в глаза ярко выраженная узкая специализация учителей. С учетом содержания федерального государственного стандарта и профессиональных возможностей сложно определить, какая категория учителей способна в российских реалиях реализовывать идеи STEM образования.
( учителя информатики, физики, математики?)
Продукты проекта
- Нормативно-регламентирующие документы проекта .
- Рабочие программы педагогов курса внеурочной деятельности «Первый шаг в робототехнику» .
- Технологические карты и презентации занятий курса внеурочной деятельности « Первый шаг в робототехнику» .
- Методические рекомендации по организации курса внеурочной деятельности «Первый шаг в робототехнику» .
Образовательная робототехника – универсальный продукт, перспектива его применения в современной образовательной среде безгранична при условии системного подхода общества, государства и семьи к формированию ресурсов, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов.