СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогика сотрудничества

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация об одном из активных методов обучения современных школьников педагогике сотрудничества.

Просмотр содержимого документа
«Педагогика сотрудничества»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №4»  г. Сафоново Смоленской области   Технология сотрудничества   Работу выполнила: Учитель английского языка Жила Людмила Ивановна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Сафоново Смоленской области

Технология сотрудничества

Работу выполнила:

Учитель английского языка

Жила Людмила Ивановна

Педагогика сотрудничества Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения. В рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.

Педагогика сотрудничества

Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения. В рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.

Педагогика сотрудничества-  совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Педагогика сотрудничества-

совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Из истории В середине восьмидесятых годов прошлого века под влиянием глобальных перемен в общественно-политической жизни страны – «перестройки», в Советском Союзе возникло новое направление в педагогике, получившее название педагогика сотрудничества. Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик.  Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет. Основатели педагогики сотрудничества

Из истории

  • В середине восьмидесятых годов прошлого века под влиянием глобальных перемен в общественно-политической жизни страны – «перестройки», в Советском Союзе возникло новое направление в педагогике, получившее название педагогика сотрудничества.
  • Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик.
  • Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет.

Основатели педагогики сотрудничества

Ими были выделены основные идеи педагогики сотрудничества: 1.  обучение ребёнка в зоне ближайшего развития 2.  учение без принуждения 3.  набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала 4.  идея опережения 5.  идея крупных блоков 6.  идея свободы выбора 7.  идея диалогического размышления 8.  идея интеллектуального фона класса 9.  идея совместной деятельности учителей и учеников 10.  идея добровольности в досуговой деятельности

Ими были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

1. обучение ребёнка в зоне ближайшего развития

2. учение без принуждения

3. набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала

4. идея опережения

5. идея крупных блоков

6. идея свободы выбора

7. идея диалогического размышления

8. идея интеллектуального фона класса

9. идея совместной деятельности учителей и учеников

10. идея добровольности в досуговой деятельности

За годы своего развития педагогика сотрудничества претерпела множество изменений, явившихся результатом несовершенства, как самой системы образования, так и менталитета общества. Тем не менее, с каждым годом она доказывает свою необходимость . И главная идея обучения в сотрудничестве на современном этапе обучения – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Он предусматривает совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данного метода.

За годы своего развития педагогика сотрудничества претерпела множество изменений, явившихся результатом несовершенства, как самой системы образования, так и менталитета общества. Тем не менее, с каждым годом она доказывает свою необходимость .

И главная идея обучения в сотрудничестве на современном этапе обучения – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Он предусматривает совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данного метода.

Традиционное обучение  учитель ученик субъект субъект

Традиционное обучение

учитель

ученик

  • субъект
  • субъект
Педагогика сотрудничества  учитель ученик субъект субъект

Педагогика сотрудничества

учитель

ученик

  • субъект
  • субъект
Учебное сотрудничество направлено на одно – дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться.  Система работы учителя состоит из следующих компонентов: Учение без принуждения, т.к. интерес к учению есть только там, где есть уверенность в успехе. Идея трудной цели помогает поддерживать дух сотрудничества и верить в возможность преодоления трудности. Идея опоры. Чтобы даже самый слабый ученик мог отвечать достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор .

Учебное сотрудничество направлено на одно – дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться.

Система работы учителя состоит из следующих компонентов:

  • Учение без принуждения, т.к. интерес к учению есть только там, где есть уверенность в успехе.
  • Идея трудной цели помогает поддерживать дух сотрудничества и верить в возможность преодоления трудности.
  • Идея опоры. Чтобы даже самый слабый ученик мог отвечать достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора.
  • Идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор .
 Принципы обучения в сотрудничестве   1. Группы обучающихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть “сильный”, “средний” и “слабый” ученики, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно и продуктивно, нет никакой необходимости менять ее состав. Это так называемые базовые группы. Если работа по каким-то причинам не ладится, состав можно менять от урока к уроку. 2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Роли могут распределяться как учителем, так и учениками внутри группы.

Принципы обучения в сотрудничестве

1. Группы обучающихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть “сильный”, “средний” и “слабый” ученики, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно и продуктивно, нет никакой необходимости менять ее состав. Это так называемые базовые группы. Если работа по каким-то причинам не ладится, состав можно менять от урока к уроку.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Роли могут распределяться как учителем, так и учениками внутри группы.

  Принципы обучения в сотрудничестве    3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы, т.е. отметка ставится одна на всю группу. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся. В ряде случаев можно предоставить ребятам возможность самим оценить результаты своего труда.  4. Учитель сам выбирает члена группы, который должен отчитаться за задание. Это может быть и “слабый” ученик. Способность “слабого” ученика обстоятельно изложить результат совместной работы означает, что группа справилась с заданием и учебно-педагогическая цель достигнута. Ибо цель любого задания не формальное его выполнение (правильно/неправильно), а усвоение материала каждым участником группы.

Принципы обучения в сотрудничестве

3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы, т.е. отметка ставится одна на всю группу. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся. В ряде случаев можно предоставить ребятам возможность самим оценить результаты своего труда.

4. Учитель сам выбирает члена группы, который должен отчитаться за задание. Это может быть и “слабый” ученик. Способность “слабого” ученика обстоятельно изложить результат совместной работы означает, что группа справилась с заданием и учебно-педагогическая цель достигнута. Ибо цель любого задания не формальное его выполнение (правильно/неправильно), а усвоение материала каждым участником группы.

Технология сотрудничества Формы Приемы  в парах  работа в группах,  дискуссия  ролевые игры Обучение в команде «Пила» «Учимся вместе» Исследовательская работа

Технология сотрудничества

Формы

Приемы

  • в парах
  • работа в группах,
  • дискуссия
  • ролевые игры
  • Обучение в команде
  • «Пила»
  • «Учимся вместе»
  • Исследовательская работа
 Основные приемы обучения   Обучение в команде Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.

Основные приемы обучения

Обучение в команде

Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.

Подход с сокращенным названием «Пила». Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется « встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Подход с сокращенным названием «Пила».

Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется « встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе».  Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.

Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе».

Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.

Исследовательская работа учащихся в группах Этот вариант является разновидностью метода обучения в сотрудничестве, акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, работают индивидуально или в группах до 6 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.

Исследовательская работа учащихся в группах

Этот вариант является разновидностью метода обучения в сотрудничестве, акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, работают индивидуально или в группах до 6 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.

Педагогика сотрудничества на уроках английского языка Методика обучения через сотрудничество активно используется на уроках иностранного языка, так как это специфический предмет, и если ребёнок испытывает какие-то трудности в его изучении, то, как раз эта методика и может оказаться тем «спасательным кругом», который необходим ему.

Педагогика сотрудничества на уроках английского языка

Методика обучения через сотрудничество активно используется на уроках иностранного языка, так как это специфический предмет, и если ребёнок испытывает какие-то трудности в его изучении, то, как раз эта методика и может оказаться тем «спасательным кругом», который необходим ему.

  Для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными и доступными являются такие формы группового общения, как драматизация и ролевая игра.

Для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными и доступными являются такие формы группового общения, как драматизация и ролевая игра.

Ролевая игра Представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения, снабжая застенчивых, неуверенных в себе учащихся

Ролевая игра

Представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения, снабжая застенчивых, неуверенных в себе учащихся "маской" за которую они могут спрятаться.

Формы проведения ролевых игр

  • Интервью
  • Презентация
  • Заочное путешествие
  • Пресс-конференция
  • Круглый стол
  • Телемост
  • Экскурсия
  • Сказка
  • Репортаж

Примеры ролевых игр « Кем ты хочешь быть?» Интервью « Я – модельер» презентация « Путешествие в сафари парк» Заочное путешествие

Примеры ролевых игр

« Кем ты хочешь быть?» Интервью

« Я – модельер»

презентация

« Путешествие в сафари парк»

Заочное путешествие

Использование технологии сотрудничества при работе с текстом Перед началом работы знакомлю учащихся с порядком работы в группах с помощью своеобразной памятки. Памятка 1. Вы работаете в группе. Помните, что успех группы в целом зависит от успеха каждого 2. Будьте активны сами и внимательны к другим. 3. Не забывайте включать в свои высказывания лексико-грамматический материал, усвоенный вами ранее, а также старайтесь активно использовать новый. 4. Пользуйтесь словарем и справочным материалом по мере необходимости, но и не забывайте о языковой догадке. 5. В случае серьёзных затруднений обратитесь к учителю.

Использование технологии сотрудничества при работе с текстом

Перед началом работы знакомлю учащихся с порядком работы в группах с помощью своеобразной памятки.

Памятка

1. Вы работаете в группе. Помните, что успех группы в целом зависит от успеха каждого

2. Будьте активны сами и внимательны к другим.

3. Не забывайте включать в свои высказывания лексико-грамматический материал, усвоенный вами ранее, а также старайтесь активно использовать новый.

4. Пользуйтесь словарем и справочным материалом по мере необходимости, но и не забывайте о языковой догадке.

5. В случае серьёзных затруднений обратитесь к учителю.

Каждый участник группы получает свой текст для чтения: “SPRING”, “SUMMER”, “AUTUMN” или “WINTER”, – т.е. существует возможность дифференциации сложности заданий в соответствии с уровнем языковой подготовки обучающихся. Внутри одной группы дети работают над разными текстами. После прочтения текста ученики из разных групп, работавшие над одним и тем же материалом, встречаются и обмениваются информацией . Это так называемая “встреча экспертов”. Затем они возвращаются в свои группы и по очереди рассказывают о том, что узнали. Далее следует проверка понимания другими членами группы прослушанной информации, для чего могут быть использованы вопросы, а также тестовые задания типа “True–False”. “Сильным” ученикам можно предложить самостоятельно составить вопросы к тексту или разработать тестовые задания. В заключение обучающиеся должны оценить работу всех членов группы.

Каждый участник группы получает свой текст для чтения: “SPRING”, “SUMMER”, “AUTUMN” или “WINTER”, – т.е. существует возможность дифференциации сложности заданий в соответствии с уровнем языковой подготовки обучающихся. Внутри одной группы дети работают над разными текстами. После прочтения текста ученики из разных групп, работавшие над одним и тем же материалом, встречаются и обмениваются информацией . Это так называемая “встреча экспертов”. Затем они возвращаются в свои группы и по очереди рассказывают о том, что узнали. Далее следует проверка понимания другими членами группы прослушанной информации, для чего могут быть использованы вопросы, а также тестовые задания типа “True–False”. “Сильным” ученикам можно предложить самостоятельно составить вопросы к тексту или разработать тестовые задания. В заключение обучающиеся должны оценить работу всех членов группы.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.

 Основные преимущества использования технологии сотрудничества:   1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю. 2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях. 3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение. 4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями. 5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Основные преимущества использования технологии сотрудничества:

1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.

3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.

4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Стиль отношений сотрудничества Не запрещать, а направлять Не управлять, а соуправлять Не принуждать, а убеждать Не командовать, а организовывать Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора

Стиль отношений сотрудничества

  • Не запрещать, а направлять
  • Не управлять, а соуправлять
  • Не принуждать, а убеждать
  • Не командовать, а организовывать
  • Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора
Источники http://festival.1september.ru/articles/416257/ А. Васильева, Применение методов активного обучения в учебном процессе, Т.В. Лазарев, Образовательные технологии новых стандартов, Петрозаводск, «Версо», 2012. https:// yandex.ru/images/search?img_url

Источники

  • http://festival.1september.ru/articles/416257/
  • А. Васильева, Применение методов активного обучения в учебном процессе,
  • Т.В. Лазарев, Образовательные технологии новых стандартов, Петрозаводск, «Версо», 2012.
  • https:// yandex.ru/images/search?img_url