Воспитатели: Трофимова С. М.
Способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению добрых отношений между воспитателями и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка. Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Развивать основные движения. Предупреждать утомление. Наряду с наглядно-действенным мышлением формировать элементы наглядно-образного мышления. Развивать восприятие, внимание, память детей. Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня. Воспитывать интерес и желание участвовать в подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.
Месяц | Тема | Цели | Беседы | Практ. задания | Игры |
Сюжетно-ролевые | Дидактические | Подвижные |
Сентябрь | Ребенок и социум | - Формировать представление о человеке как о целостном разумном существе; умение осознавать себя в социуме; навыки взаимодействия с детьми и взрослыми; представления о половой принадлежности. - Обучать навыкам сотрудничества с детьми и взрослыми; правилам поведения в обществе. - Воспитывать уважение к себе, к детям и взрослым. | «Я и другие люди», «Моя семья», «Хорошие поступки», «Мои друзья». Цели: формировать у детей представления о сходстве и различиях людей по возрасту, полу, росту, цвету волос, глаз и т. д. Расширять и закреплять представления о родственниках. | Рисование: «Мой портрет», «Моя семья», «Хорошее настроение», «Интересные истории». | «Семья», «Дочки-матери», «Детский сад» | «Семья», «Мое имя», «Как кого зовут», «Назови ласково», «Подбери признак», «Чей? Чья? Чье?», «Четвертый лишний», «Собери картинку». | «Ходим кругом друг за другом», «Найди себе пару», «Каравай», «Змейка», «Попляши, попляши, что умеешь расскажи». |
Октябрь | Тело человека | - учить различать и называть основные части тела человека (голова, руки, ноги, туловище и т.д.). - формировать представления об их функциональном назначении. | «Как устроено тело человека». Цель: учить различать и называть основные части тела человека (голова, руки, ноги, туловище и т.д.). | «Раскрась части тела», «Обведи кружочком подвижные части тела», «Обведи фломастером ступни ног и кисти рук». | «Осмотр у доктора» | «Лицо в зеркале», «Мои помощники», «Какого цвета волосы», «Чудесные картинки», «Кто быстрее покажет части тела», «Посмотри и позови», «Что забыл нарисовать художник» | «Веселая зарядка», «Маленькие и большие ноги», Пальчики и ручки», «Быстрые и ловкие ножки», «Море волнуется.» |
Ноябрь | Изучаем свой организм | - Формировать представление о целостности человеческого организма. - Рассказать о нахождении и значении сердца, желудка, почек, позвоночника и легких для жизни и здоровья человека | «Как устроено наше тело», «Как мы дышим», «Глаза», «Какую роль играет сердце в жизни человека», «Что вредно для наших легких». | Лепка: «Веселые человечки». | «Осмотр у доктора» | «Что у нас внутри», «Что я чувствую», «Зеркало», «Послушай и покажи», «Дыши – не дыши», «Кто быстрее покажет» | «Веселая зарядка», «Маленькие и большие ноги», Пальчики и ручки», |
Декабрь | Рот, уши, глаза человека, их функции и строение | - Формировать представление о роли рта и зубов в жизни человека, необходимости регулярного и правильного ухода за полостью рта. - Развивать навыки правильной чистки зубов. | «Здоровые зубки – здоровый человек». «Роль рта в жизни человека» Цель: формировать представление о роли рта и зубов в жизни человека, необходимости регулярного и правильного ухода за полостью рта. | «Произнести слова, не касаясь языком неба, передних зубов и т.п.» | «Маша у зубного врача». | «Зубки веселые и грустные», «Где должна спать зубная щетка», «Какие продукты полезны нашим зубкам», «Коллаж», «Кубики», «Что полезно зубкам?», «Что полезно глазкам?» | «Спрячь зубки в домик». |
Январь | Здоровье и болезнь | - Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь». - Учить заботиться о своем здоровье, сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения. | «Как правильно заботиться о своем здоровье», «От чего возникают разные заболевания» - Экскурсия в медицинский кабинет. | Просмотр мультфильма «Доктор Айболит». Рисование: «Я здоровый, я веселый», «Шарфик для больной куклы». | «Посещение больного», «Аптека», «Скорая помощь» | «Если ты простудился», «Лечение куклы», «Посещение больного». «У меня болят зубы», «Здоровье и настроение», «Кто здоров», «Почему Маше плохо?» | |
Февраль | Личная гигиена и режим дня | - Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. - Расширять представления о значимости чистоты и режима дня для здоровья человека. | Просмотр мультфильма «Зарядка», «Мойдодыр». | Рассматривание иллюстраций: «Режим дня», «Когда это бывает», «Правила поведения за столом». | «Готовим обед», «Детский сад», «Выходной день». | «Мой день», «Когда это бывает», «Кукла идет гулять», «Маша- замараша», «Веселые помощники», «Что такое хорошо и что такое плохо». | «Веселая утренняя зарядка», «День и ночь». |
Март | Школа здорового питания | - Формировать представление о зависимости здоровья человека от правильного питания. - Актуализировать представления о рациональном питании. - Научить определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. | «Какие продукты нам полезны», «Когда я ем – я глух и нем», «Зачем нужны витамины». Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. | Лепка: овощи и фрукты. Рисование: отгадки на загадки. | «Магазин полезных продуктов», «Кушайте на здоровье», «Реклама», «Поварята» | «Полезное угощение», «Что растет на грядке», «Найди полезные продукты», «Накрой стол для завтрака, обеда, ужина», «Съедобное и несъедобное», «правила питания» | «Посадка и сбор овощей» |
Апрель | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья | - Формировать представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влияние на здоровье. - Рассказать о взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями. | «Чистую воду пить – долго жить», «Солнце, воздух и вода». | Развлечение «Надо, надо умываться!» | «На реке», «В гостях у доктора Знайки». | «Подбери пару», «Найди ошибку художника». | «Свободное плавание», «Солнышко» |
Май | Здоровый образ жизни | - Формировать представление о составляющих здорового образа жизни: двигательная активность, рациональное питание, закаливание, эмоциональное равновесие, дыхание, охрана здоровья. - Воспитывать положительное отношение к нему. | Просмотр мультфильма «Ох и Ах». | Игровые задания: «Что надо делать, чтобы жить долго», «Для чего нужна утренняя (после дневного сна) гимнастика», «Как правильно чистить зубы». | «Поликлиника (прием у врача окулиста, лора, хирурга и др.), «Занятие по физкультуре», «За обеденным столом». | «Подскажи Незнайке», «Сложи картинку», «Сто шагов к здоровью» | игры- эстафеты, подвижные игры согласно возрасту детей. |
Режимные процессы | Содержание навыков | Методические приемы |
Первый квартал |
Питание | Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть | Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Рассматривание иллюстраций. Чтение: М. Вишневецкая «Милая тетушка Манная каша» |
Одевание - раздевание | Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться разными видами застежек. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей | Беседа «Каждой вещи - свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактические упражнения: «Кто правильно положит одежду», «Застегни и расстегни», «Помним свои вещи». |
Умывание | Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком | Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться» |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Совершенствовать умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом | Дидактическое упражнение «Как правильно заправлять кровать |
Второй квартал |
Питание | Учить есть второе блюдо. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости | Беседа «Культура поведения во время еды». Чтение: С. Махотин «Завтрак» |
Одевание -раздевание | Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды | Беседа «Наводим порядок в шкафу для одежды» |
Умывание | Закреплять умения быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках | Чтение: А. Барто «Девочка чумазая» |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку | Беседа «Как заботиться о своей одежде». Чтение: Д. Крупская «Чистота» |
Третий квартал |
Питание | Закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно | Беседа «Культура еды». Чтение: Д. Грачев «Обед» |
Одевание - раздевание | Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь | Чтение: М. Зощенко «Глупая история» |
Умывание | Совершенствовать умения быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости | Чтение: Е. Винокуров «Купание детей» |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о недостатках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку | Чтение: А. Жигулин «Потеряла в траве заколку». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу» |
Четвертый квартал |
Питание | Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами: во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол | Чтение: О. Григорьев «Варенье» |
Одевание - раздевание | Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле. Помогать товарищам застегивать пуговицы, расправлять воротники и т. п. | Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я сам» |
Умывание | Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела | Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно» |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Закреплять привычку постоянно заботиться о своем внешнем виде, исправлять недостатки. Полностью заправлять кровать после сна, принимать участие в смене постельного белья. | Показ, на поминание, указания . |
В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.
Представленная система работы по трудовому воспитанию раскрывает основные направления работы по реализации образовательной области «Труд» основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Но важно помнить, что трудовое воспитание – это процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.
Система работы по воспитанию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста включает в себя: задачи и содержание работы различных видов детского труда, формы и требования к его организации, руководство трудовой деятельностью. Это поможет педагогам ДОУ в их работе по организации и руководству трудовой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.
Виды труда дошкольников | Задачи и содержание работы |
Самообслуживание | Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь. Учить детей самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию. |
Хозяйственно-бытовой труд | Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки. Продолжать учить детей самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице. Учить детей самостоятельно убирать постель после сна Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол Учить детей самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы. К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий. |
Труд в природе | Воспитывать любовь к растениям и животным. Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы, поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм. Приучать детей самостоятельно заботиться о животных и растениях в уголке природы. Осенью привлекать детей к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, к перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы. Зимой сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, с помощью воспитателя выращивать цветы, к праздникам. Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады. Летом привлекать детей к рыхлению почвы, к прополке и окучиванию, поливу грядок и клумб. |
Ручной труд | Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом. Приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях. Формировать у детей умение самостоятельно делать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, украшения на елку, сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей. Привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробочки, счетный материал и пр.), в ремонте книг, настольно-печатных игр. Учить экономно и рационально расходовать материал Учить детей пользоваться иглой, выполнять швы «вперед иголку» и «через край», пришивать пуговицы. |