Тема: Письменное умножение на трехзначное число
Цели: познакомить с письменным приемом умножения на трехзначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на трехзначное число; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов; контролировать свою работу и оценивать ее результат; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
1) Найдите произведение чисел 500 и 4. (2000 или 200)
2) Делимое 500, делитель 50. Чему равно частное? (10 или 100)
3) Какое число меньше, чем число 560, в 80 раз? (7 или 70)
4) Во сколько раз 6 тысяч больше 2 сотен? (В 300 или в 30раз)
5) Чему равно частное от деления чисел 3200 и 800? (40 или 4.)
6) Увеличьте число 20 в 40 раз. (800 или 8)
7) Первый множитель 500, второй 30. Чему равно произведение? (15 000 или 1500)
8) Уменьшите число 7200 в 80 раз. ( 9 или 90.)
Самопроверка и самооценивание.
III. Самоопределение к деятельности
— Посмотрите на примеры и сравните их.
425.6
425 • 26
425 • 326
— Чем они похожи и чем отличаются? (Все примеры на умножение. Первый множитель одинаковый, второй множитель в первом выражении — однозначное число, во втором — двузначное, в третьем — трехзначное число.)
— Какие примеры вы уже можете решить? (Первый и второй.)
— Выполните умножение. (Два ученика работают у доски.)
— Чем отличается решение второго примера от решения первого примера? (Во втором примере два неполных произведения.)
- Где вы начинали записывать второе неполное произведение? (Под десятками.)
— Как вы думаете, сколько неполных произведений будет в третьем примере? (Три.)
— Где нужно начинать записывать третье неполное произведение? (Под сотнями.)
— Кто хочет попробовать решить пример?
(Желающий ученик выходит к доске и объясняет, как выполнить умножение. Остальные работают в тетрадях.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с приемом письменного умножения на трехзначное число.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Посмотрите, как выполнили умножение на с. 48.
— На сколько разрядов влево сдвинули второе неполное произведение? (На один разряд.)
— На сколько разрядов влево сдвинули третье неполное произведение? (На два разряда.)
№ 182 (с. 48).
(Примеры под цифрой 1 - коллективно, с комментированием у доски, примеры под цифрой 2 - самостоятельно. По 2 ученика работают на доске. Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки, спинки.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№183 (с. 48).
- Прочитайте задачу. Рассмотрите чертеж.
- Что известно в задаче? Как двигались поезда? (В противоположных направлениях.)
— Что можно найти, зная скорости поездов? (Общую скорость, или скорость удаления.)
— Как узнать расстояние, пройденное двумя поездами за 6 ч?
— Какое дополнительное условие есть в задаче? (Города, из которых вышли поезда, находились на расстоянии 275 км.)
— Как узнать общее расстояние между поездами? (Сложить расстояние, пройденное поездами, и расстояние между городами.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
Решение
1) 50 + 75 = 125 (км/ч) - скорость удаления;
2) 125 • 6 = 750 (км) - расстояние, которое прошли поезда;
3) 750 + 275 = 1025 (км).
Ответ: через 6 ч поезда будут на расстоянии 1025 км друг от друга.
2. Проверочная работа
(Текст проверочной работы учащиеся получают на отдельных листочках.) или по учебнику стр.47
№175, 178
1. Реши задачу.
Из 56 м синей ткани и 44 м зеленой ткани сшили платья. Синих платьев получилось на 3 больше, чем зеленых. Сколько сшили синих платьев и сколько зеленых?
2. Вычисли значения выражений.
583.70 804.29 34 650:70
(Самопроверка по листу самоконтроля. Тем, кто справится
с проверочной работой быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание в учебнике стр. 47 № 178
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке (светофор)
VIII. Подведение итогов урока
- С какими вычислительными приемами вы познакомились сегодня на уроке?
- Какое задание вам больше всего запомнилось?
Домашнее задание
Учебник: №184 (с. 48).
2000 10 7 в 30 раз 4 800 15000 90
425 . 6
425 . 26
425 . 326
Проверочная работа
Реши задачу:
Из 56 м синей ткани и 44 м зелёной ткани сшили одинаковые платья. Синих платьев получилось на 3 больше, чем зелёных. Сколько сшили синих платьев и сколько зелёных?
Вычисли значения выражений:
583 . 70 804 . 29 34650 : 70
___ __ __ __
Проверочная работа
Реши задачу:
Из 56 м синей ткани и 44 м зелёной ткани сшили одинаковые платья. Синих платьев получилось на 3 больше, чем зелёных. Сколько сшили синих платьев и сколько зелёных?
Вычисли значения выражений:
583 . 70 804 . 29 34650 : 70
__ __ __
Проверочная работа
Реши задачу:
Из 56 м синей ткани и 44 м зелёной ткани сшили одинаковые платья. Синих платьев получилось на 3 больше, чем зелёных. Сколько сшили синих платьев и сколько зелёных?
Вычисли значения выражений:
583 . 70 804 . 29 34650 : 70
___ __ __ __
Проверочная работа
Реши задачу:
Из 56 м синей ткани и 44 м зелёной ткани сшили одинаковые платья. Синих платьев получилось на 3 больше, чем зелёных. Сколько сшили синих платьев и сколько зелёных?
Вычисли значения выражений:
583 . 70 804 . 29 34650 : 70
__ __ __