Тема: Слово и его лексическое значение
Цель: Обобщить знания о слове и его лексическом значении
Задачи:
формирование представления о способах определения лексического значения слова, расширение понятие учащихся о лексическом значении слова.
развитие произвольного внимания, долговременной памяти, устной и письменной речи.
воспитание активности, любознательности и интереса к предмету.
Оборудование: доска, учебники, иллюстрации словарей,фишки
Технология: развивающее обучение
Ход урока.
I Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте готовность к уроку. Меня зовут Асем Жангельдиновна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. Откройте тетради, положите их правильно и запишите число и классную работу.
II Минутка чистописания.
- Наш урок мы начнём с загадки
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек?
- Правильно , осень!
- Какая первая буква в слове «осень»?
- Эту букву мы сегодня с вами пропишем на минутке чистописания.Также пропишем слово «Осень».
III Сообщение темы и цели урока.
-Тема нашего урока «Слово и его значение».
Целью нашего урока такова повторить лексическое значение слова, узнать , что такое лексика и научиться работать с толковым словарем.
IV Повторение прошлой темы.
– Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова? Послушайте стихотворение И. Токмаковой на странице учебника 88 упр 87
Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки – семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошёл.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим…
И ничего не значит
Плим, плим, плим…
- Удалось ли мальчику «придумать» новое слово? (Да). Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? И всё-таки это не слово! Почему? Потому что оно «ничего не значит», не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может!
- Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.
- Итак, что же такое лексическое значение слова? (То, что слово обозначает). Проговорим хором, по рядам. А лексика – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.
- Молодцы ребята!
V Закрепление
- Сейчас мы выполним с вами упражнение 89 на странице 45.
Прочитай отрывок из сказки Г.Остера « Зарядка для хвоста». Какие слова только из звуков , но не имеют значения?
- Про что же мне думать? – вздохнул Удав.
- Думай….Думай про кукаляку! – сказала Мартышка.
- Как же я буду про нее думать,- сказал Удав, - если я даже не заю , что такое кукаляка.
-Кукаляка- это такой ящичек, в котором лежит мумука,-объяснила Мартышка.
-А мумука – это что?
Можно ли думать о том предмете, которого нет? Можно ли кукаляку и мумуку назвать словами? Почему?
- Ребята в какую группу слов можно объединить слова : стол , стулья, парты, шкаф?
- Правильно , мебель.
- Слова можно объединять по их лексическому значению в группы по общей теме : «Мебель», «Цветы» и т.д. Группировка слов по темам помогает правильно понимать значение слов и лучше его запоминать.
-Прочитаем задание к упражнению 92.
Допишите ряды слов по группам. На какой вопрос отвечают слова? Что они называют?
Цветы : пион,….,
Деревья: карагач,…
Трава : полынь,…
Выполняем это задание самостоятельно, на это задание я вам даю три минуты.
Выполнили , проверили.
VI Физминутка
Ребята , тихо встали все из-за парт. Проведем небольшую физминтуку.
Все ребята повернулись,
Все ребята потянулись
А потом они присели
И за парту тихо сели.
VII Работа у доски
- Прочитаем задание к упражнению 93.
Записывайте у себя упражнение и начинайте выполнять с красной строки.А к доске пойдут трое ребят по очереди. Сначала выходит первый ученик записывает только то , что относится к мебели и вставляет пропущенные буквы , и при этом комментирует свои действия .
- Ребята , кто закончит раньше ручки отложите в сторону и следите за правильностью тех, кто выполняет у доски.
Прочитайте слова. Распредели их по тематическим группам : 1)мебель, 2) пища, 3) времена года. Вставь пропущенные буквы.
Мебель : Диван , стол,шкаф,стул.
Пища: сливки, конфета,колбаса,котлета
Времена года: весна, зима,осень.
VIII Работа со словарем
- Как вы думаете, где можно определить лексическое значение слова? (в толковом словаре)
- Толковый словарь – это учебная книга , в которой дается толкование значений слов , то есть объясняется значение слов.
Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке.
Рассказы о различных словарях и иллюстрации к ним на доске.
Но кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова.
Словари в русском языке
Словарь Ожегова - содержит 80 000 слов и фразеологических выражений (считая заголовочные слова, производные слова), помещенные в словообразовательном гнезде, и фразеологические выражения и идиомы.
Словарь Даля - он был создан Далем Владимиром Ивановичем в середине позапрошлого века. Словарь включает порядка двух сотен тысяч слов и тридцати тысяч поговорок, пословиц, присловий и загадок, которые служат для объяснения значения слов.
Орфографический словарь - около 180 000 слов,самый большой по объему из существующих орфографических словарей русского языка. Это академический словарь, отражающий русскую лексику.
- Такими словарями вы будите пользоваться в старших классах.
- Выполним упражнение 96( устно)
Объясни значение слов. Используй для этого толковый словарь.
Буря по Ожегову:
Буря - Ненастье с сильным разрушительным ветром.
Щука - это хищная пресноводная рыба отряда лососеобразных
Друг- это близкий человек, приятель, хороший знакомый; а в самом тесном смыслы, связанный удами дружбы.
Школа- это учебно-воспитательное учреждение
Учитель- это лицо, к-рое обучает чему-н., преподаватель
Солнце – это Небесное светило - раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг к-рого обращается Земля и другие планеты
IX Подведение итогов ( ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ)
- А сейчас мы с вами поиграем. Для того чтобы разгадать этот кроссворд, надо отгадать загадки.
1. Красна, сладка, душиста, растёт низко, к земле близко. (Земляника)
2. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
3. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёзка).
4. Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (василёк)
5. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках, будто ёж,
Вот и назван … (ежевика.)
6. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь).
7. Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё … (алфавит).
| З | Е | М | Л | Я | Н | И | К | А |
| Б | Е | Л | К | А | | |
Б | Е | Р | Е | З | К | А | | | |
| В | А | С | И | Л | Е | К |
Е | Ж | Е | В | И | К | А | |
| | Д | Е | К | А | Б | Р | Ь |
А | Л | Ф | А | В | И | Т | |
- Какое слово получилось в выделенных клеточках? Что такое лексика? А что такое лексическое значение слова?
IX.Рефлексия
Ребята, вспомним цель нашего урока. Знаем ли мы, что такое лексика и лексическое значение слова? Умеем ли мы работать со словарём? Достигнута ли цель урока?
X. Выставление оценок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упражение 99 стр 49 и правила в рамке.