СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока " Строение яиц. Классификация яиц"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект урока для преподавателей по предмету "Физиология питания с основами товароведения" по профессии "Повар, кондитер".   

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока " Строение яиц. Классификация яиц"»

План-конспект занятия по физиологии питания с основами товароведения.


Дата проведения:10 марта 2015 года.

Профессия: «Повар, кондитер».

Преподаватель: Жумагалиева Гульжан Жарылкасиновна.

Группа ПВ-11

Раздел программы: Яйца и ячные продукты.

Тема урока «Строение яиц. Классификация яиц».

Время проведения урока: 2 часа

Цели урока:

образовательная:

– изучить сырьё, состав и пищевую ценность (химический состав) яйца;

– изучить классификацию яйца;

изучить факторы, влияющие на качество яйца;

– изучить свойства, используемые в кулинарии;

– рассмотреть (и вспомнить из кулинарии и жизни) перечень блюд и изделий;

– изучить показатели качества и требования к качеству свежего яйца;

развивающая:

– развивать умение выборочно работать с текстом (навыки самостоятельной работы обучающихся);

– способствовать развитию внимания, мышления и самостоятельности;

– развивать свою речь чувство взаимопомощи, товарищества и чувство здорового соперничества;

– развивать способность быстро выполнять требования преподавателя.

воспитательная:

– воспитывать умение работать самостоятельно, в группах и в коллективе.

–выявить и показать чёткую связь предмета товароведения с другими предметами;

–содействовать формированию познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии.

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа с использованием ТСО

Методы урока: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемного обучения, самостоятельной работы, ТСО, дифференцированный подход.

Форма организации деятельности обучающихся на уроке: индивидуальная, фронтально-групповая, самостоятельная работа обучающихся

Межпредметные связи: русский язык, физиология питания, санитария и гигиена, кулинария, информатика, история.

Материально-техническое оснащение:

- документы письменного инструктирования: опорные схемы по теме, таблица «Строение яйца», раздаточный материал таблица «Установите соответствие», инструкционная карта.

- средства ИКТ: мультимедийный проектор, компьютер;

- литература: 1. Учебное пособие «Товароведение продовольственных товаров» В. А. Тимофеева.

2. «Практические работы по товароведению продовольственных товаров» В.Н. Отосина.

3. Материалы из Интернета.

Ход урока

Наименование этапов

и его структурных

элементов

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

Момент 1 мин.

Приветствие обучающихся

Проверка готовности к уроку

Взаимодействие с преподавателем (приветствуют вставанием)

2.Мотивационный

момент 2 мин.







1. Мы с вами изучили раздел «Мясо и мясные продукты». Источником, каких питательных веществ является мясо? Да, белков. А сколько стоит мясо? Это дорого? Из каких более доступных продуктов можно получит белок? В экономический кризис люди часто стали покупать этот продукт. Он тоже является источником белка. О каком продукте идет речь? Яйцо по цене дорогой продукт? Сколько стоит яйцо? Сегодня мы будем говорить о яйце.

Тема нашего урока «Строение яиц. Классификация яиц»

2. Мотивационный момент.(2 слайд)

По статистике каждый человек в год съедает 200 яиц,

Яйца самый доступный продукт в продовольственной корзине. Оно легко усваивается. Из яиц можно приготовить разные блюда. А какие блюда можно приготовить из яиц?

Для приготовления различных блюд из яиц поварам необходимо знать все о яйце.

Задача нашего урока:

-ознакомиться со строением яиц;

-определить положительные и отрицательные стороны потребления яиц для нашего организма;

- ознакомиться с классификацией яиц;

- научиться определять качество яиц.

3. По окончании урока вам необходимо дать ответ на вопрос: «Почему яйца часто употребляют в пищу?».

Отвечают




Записывают в тетради тему и число



отвечают





Осмысливают предстоящую деятельность




3.Объяснение нового материала

20 мин.


3.1 Вопросно-ответная беседа

Работа с плакатом «Строение яиц»

Вопрос

Демонстрация положения хранения яиц








Заполнение таблицы















Демонстрация слайда

Демонстрация слайда










Запись на доске













Демонстрация слайда













Запись на доске






3.3. Работа с учебником «Сборник рецептур»









Демонстрация слайда


4.Закрепление

4.1.Практическая работа «Определение доброкачественности яиц.


































5. Подведение итогов

урока







6. Рефлексия




7.Выставление оценок



8.Домашнее задание


3.Изучение нового материала

Какие виды яиц в природе существуют? (в зависимости от вида птиц, животных) Какие яйца мы употребляем в пищу?

(По виду яйца куриные, утиные, гусиные, перепелиные, индюшачьи, страусиные)

А из чего же состоит яйцо? Что снаружи? А что находится внутри яйца?

Яйцо состоит из скорлупы,белка и желтка.Под скорлупой находится подскорлупная пленка.Между белковой и подскорлупной оболочкой находится воздушная камера –пуга. У свежего яйца величина пуги должна быть от 4 мм до 9 мм. Пуга может увеличиваться от длительности хранения.

Какую форму имеет яйцо?На какую геометрическую фигуру оно похоже? Какие еще особености в форме яйца Вы заметили? У яйца есть тупой и острый конец. В тупом конце больше пор. При длительном хранении через эти поры испаряется влага, белок усыхает.Яйцо наполняется воздухом.

Что произойдет если такое яйцо опустите в воду? Яйцо всплывет на поверхность.

Поэтому яйцо надо хранить в холодильнике, острым концом в низ, чтобы яйцо дышало, так можно продлить срок годности яйца.

Мы уже говорили, что человек часто употребляет яйца. А чем полезно яйцо, и как оно влияет на наш организм? Для этого определим «плюсы» и «минусы» для нашего организма. Есть питательные вещества в яйце?

А что происходит, если сразу съесть много яиц? Поэтому в день нужно съедать 1-2 яйца.

Как усваивается яйцо? Легко или трудно?

В яйце имеется холестерин.

Наличие холестерина это «плюс» или «минус»?

Польза «+»

Вред «-»

Наличие питательных веществ

Чрезмерное потребление приводит к заболеванию «диатез»

Наличие вещества - лецитин необходимого для нервной системы

Наличие холестерина

Легко усваивается


Укрепляет кости и суставы


Наращивают мышцы


Давайте посчитаем плюсы и минусы, чего больше? Сделаем вывод: Яйца: польза или вред? Стоит покупать яйца?

Мы почти все покупаем яйца в магазине. И наверняка обращали внимание, что на яйцах стоит штамп. Кто-нибудь знает, какую информацию содержит штамп?

В зависимости от массы яйца классифицируется - крупные яйца массой 45 г и – это продукт 1-й категории; яйца массой 40г и менее –это продукт 2-й категории.

По сроку хранения куриные яйца классифицируется еще на диетические (хранятся не более 7 суток после снесения) и столовые, (которые можно хранить до 30 суток в сухом, чистом, прохладном помещении) Эту информацию тоже наносят на яйца.

На что еще обращаете внимание при покупке яиц? Грязные яйца вы станете покупать? Вы слышали о такой болезни как «сальмонеллёз»?

Вам необходимо знать, что в скорлупе яиц могут находиться микроорганизмы группы сальмонелл. Употребляя яйца с грязной скорлупой, человек может заболеть инфекционным заболеванием «сальмонеллёз» Поэтому в домашних условиях надо тщательно мыть скорлупу яиц под проточной водой, хранить в холодильнике закрытом виде.

На предприятиях общественного питания (кондитерском цехе) яйца обрабатывают в четырех ваннах, следующим образом:

- в первой ванне –замачивание в теплой воде в течение 5-10 мин;

- во второй ванне –обработка 0,5%-ном растворе кальцинированной соды с температурой 40-45 С в течение 5-10 мин;

- третьей ванне –дезинфекция 2% раствором хлорной извести или 0,5% -ным раствором хлоромина в течение 5 мин;

- в четвертой – ополаскивают в проточной воде.

Зачем производят обработку яиц? Как производят обработку яиц?

Как используются яйца в кулинарии?

А куда добавляют яйца как составную часть ингредиентов при приготовлении в домашних условиях?

Яйца имеют свойства: (слайд 6)

  • связующие (например в котлеты добавляют,чтобы они не рассыпались во время жарки; блины; тесто для лапши и т.д.);

  • осветляющие ( в желе);

  • пенообразующие (в безе, в крема).

Вы запомнили свойства яиц?

Каким образом быстро можно приготовить яйцо? Конечно же сварить.

Белок яйца находится в студнеобразном состоянии, при нагревании он свертывается, образуя плотное вещество белого цвета. Виды варки яиц:

  • всмятку – Каким должен быть желток и белок? (жидкие белок и желток (2-3мин. со времени закипания);

  • в «мешочек» – Каким должен быть желток и белок? (твердый белок и жидкий желток 4-5 мин.);

  • вкрутую – Каким должен быть желток и белок? (твердые белок и желток 8-10 мин.).

Вы теперь знаете, как сварить яйцо?

Как мы уже знаем, яйцо можно сварить. Какие еще блюда можно приготовить из яиц?

Из учебника «Сборник рецептур» выпишем название блюд из яиц (работа с учебником). Сколько блюд Вы успели выписать

  • Важно ли определение качество яиц?

  • При покупке яиц в магазине, на что вы обращаете внимание?

  • Треснутое яйцо вы станете покупать?

  • А как еще можно определить качество яиц?

  • Можно рассмотреть яйцо на свет? У доброкачественного яйца желток круглый, раздельный. У тухлого рассмотреть невозможно, мутный

Вы готовите омлет, и последнее яйцо оказалось тухлым, выловить его можно? Значит, вся смесь пришла в негодность. Так же добавленное в фарш яйцо оказалось испорченным. Можно дальше из этого фарша готовить? Что нужно сделать, чтобы этого избежать?? Каждое яйцо надо разбивать в отдельную посуду, убедившись в свежести добавлять в продукт.

4. Закрепление нового материала.

4.1.Практическая работа «Определение доброкачественности яиц»

А сейчас Вы сами попробуете определить качество яиц.

Назначается старший группы. Старший группы получает инструкционные карты и необходимое сырье и принадлежности для работы.


Инструкционная карта для 1 группы

Ход работы

Необходимые продукты, посуды и приспособления для работы: яйца, маркер, фарфоровые чашки, стакан с водой, соль.


А). Определите доброкачественность яиц.

1. пронумеруйте яйца

2. приготовьте солевой раствор (на 1 стакан воды, 1 ст. ложка соли).

3. опустите яйца в солевой раствор.

результаты запишите в соответствующий столбец данной таблицы


Б)1. Рассмотрите яйцо на свет.

2.Разбейте яйца в отдельные чашки, рассмотрите содержимое каждого яйца, понюхайте и запишите характерные особенности (столбец Б).

В) Сделайте выводы и запишите в таблицу (столбец В)



яиц

Что происходит?

А

Описание признаков

Б

Качество яиц

В

















Старший группы зачитывает выводы.

Вы научились определять качество яиц? Какие признаки доброкачественности яйца? Легко определить качество яиц

На предприятиях общественного питания качество яиц определяют с помощью овоскопа – аппарата для просвечивания яиц: видна раздельность желтка и белка, пятна, а также величина пуги яйца.

И так, кто ответит на вопрос, заданный мной в начале занятия.

  • Почему яйца часто употребляют в пищу?

5.Выводы: Итак, яйцо это самый доступный источник белка и полезный продукт для нашего организма. Владея знаниями о строении, классификации и свойствах яиц, мы можем применять их по назначению. А так же, знания определения качества яиц нам необходимы для повседневной жизни.

Рефлексия:

- Вам понравился урок? Что именно понравился? (практическая работа)

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что бы еще по данной теме хотели бы узнать?

Оценивает знания и умения обучающихся, качество выполнения задания. Сегодня вы хорошо потрудились, принимали активное участие в практической работе (комментирую поставленные отметки обучающимися)

6.Домашнее задание

На оценку «3»

  1. изучить конспект

На оценку «4»

  1. изучить конспект и найти интересный факт о яйце и подготовить письменное сообщение

На оценку «5»

3) изучить конспект и выполнить творческое задание красиво оформить рецепт блюда из яиц


Отвечают


Обучающиеся слушают и воспринимают информацию со слайда и от преподавателя





Отвечают





Отвечают












Отвечают на вопросы, думают, ищут правильный ответ на вопрос







Отвечают на вопросы, думают, ищут правильный ответ на вопрос





Обучающиеся слушают и воспринимают информацию от преподавателя







Записывают в тетрадь






Отвечают на вопрос







Отвечают


Записывают в тетрадь












С учебника выписывают название блюд

Записывают в тетрадь (1мин.)













На каждую парту раздаёт инструкционные карты.

Выполняют задания на оценку по группам:






















Обучающийся заполняют таблицу














Отвечают на проблемный вопрос



Анализируют свою деятельность на уроке через рефлексию