МЕСТНОСТЬ НА ПЛАНЕ И КАРТЕ
Вид местности –все, что мы видим.
- Местность, изображённая условными знаками на листе бумаги, называется – картой.
- Карта – подробное изображение земной поверхности.
- На карте вверху – СЕВЕР, внизу – ЮГ , справа – ВОСТОК, слева – ЗАПАД .
видео
Ещё более подробное изображение местности дается на – ПЛАНЕ . План местности позволяет представить земную поверхность такой, какая она есть
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ.
Что такое план местности ? Это изображение небольшого участка местности в крупном масштабе.
Главное отличие плана от карты заключается в отсутствии искажений, вызванных шарообразностью поверхности Земли . Именно поэтому направления по сторонам горизонта – север – юг и запад – восток – обозначаются на плане прямыми линиями, пересекающимися под углом 90 0 План местности позволяет представить земную поверхность такой, какая она есть
Условные знаки плана местности отличаются:
наглядностью;
четкостью и простотой исполнения;
индивидуальностью (трудно перепутать);
Похожи на изображаемые предметы
Трудно или легко:
понять содержание условного знака (почему?);
запомнить условные знаки (почему?);
нарисовать условные знаки (почему?),
Рис. 2. Условные знаки водных объектов
Рис. 2. Условные знаки водных объектов
Фоновый цвет условных знаков
Следующим свойством условного знака является его цвет .
Синий цвет – цвет воды , следовательно, именно им выделены на плане многочисленные водные объекты.
Коллективное размышление:
На местности есть родник. Из этого родника берет начало ручей. Назовем его Веселый. Название ручья тоже пишется синим. Невдалеке есть болото. Из него может вытекать река?
Как мы ее назовем?
Ручей Веселый впадает в реку Большую. Это правый или левый приток реки? Как это узнать?
Как указать направление течения реки?..
Река впадает в озеро. Назовем его Тихое. Один берег озера заболочен…
Черным цветом изображают объекты деятельности человека :
все виды дорог, тропинка и просека в лесу, грунтовая дорога и дорога с твердым покрытием, населенные пункты и их названия.
З еленый цвет называют фоновым – им не рисуют и не подписывают названия, но заливают площадь , которую занимают лес, кустарник и сад. С помощью условных значков уточняют, из каких деревьев – лиственных или хвойных – он состоит. Если лес хвойный, то рисуют знак, похожий на ель. Если лес смешанный, то вместе со значком хвойного дерева рисуют значок лиственного дерева. Пространства полей остаются на плане незакрашенными
Составьте план местности, на которой могло происходить действие сказки «Гуси-лебеди». Обозначьте на плане маршрут движения девочки в поисках братца и обратно домой, а также маршрут движения гусей-лебедей. Для этого:
1) прочитайте сказку; 2) подчеркните в тексте, какие объекты необходимо изобразить на плане местности, и составьте перечень необходимых условных знаков; 3) подумайте, как расположить отобранные объекты относительно друг друга; 4) нарисуйте (сначала простым карандашом) план местности и маршруты движения детей и гусей-лебедей; 5) проверьте еще раз по тексту сказки, соответствует ли местность, изображенная на плане, описанию; попробуйте определить, насколько реальна изображенная вами местность; 6) окончательно оформите получившийся план цветными карандашами.
Краткое содержание русской народной сказки
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Жили мужик да баба. У них были дочка и сынок. Однажды отец с матерью ушли, а дочка посадила брата на травку под окном, а сама побежала на улицу. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях. Вернулась девочка, а брата нет. Она выбежала в поле и только увидела, как гуси-лебеди скрылись за темным лесом. Девочка бросилась их догонять. Она бежала и увидела печь. Не стала девочка есть пирожок, и печь не сказала, куда полетели гуси-лебеди. Побежала девочка дальше и увидела яблоню. Не стала девочка есть яблоко, и яблоня тоже не сказала ей, куда полетели гуси-лебеди. Побежала девочка дальше и увидела молочную реку в кисельных берегах. Она опять не поела киселя, и речка тоже не сказала, куда полетели гуси-лебеди. Девочка долго бегала по полям, по лесам, по болотам и вдруг увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидели Баба Яга и братец. Когда Баба Яга вышла, девочка взяла брата и побежала домой. Сначала дети добежали до молочной реки. Девочка съела киселя, и река укрыла их кисельным берегом. Потом дети добежали до яблони, и она закрыла их ветвями от догоняющих гусей-лебедей. Гуси-лебеди не увидали их и пролетели мимо. Дети опять побежали, и перед ними – печь. Девочка съела пирожок, и дети спрятались в печке, а потом прибежали домой.