УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
ХАРЦЫЗСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 24
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
План
профессионального самообразования
учителя Трудового обучения и Технологий
Шеденко Валентины Анатольевны
на 2017 -2021 г.
Методическая тема школы
«Применение всеми участниками учебно-воспитательного процесса проектной технологии в учебно-воспитательной деятельности как динамичного показателя качества образования»
Методическая проблема учителя- предметника
«Проектно- исследовательская деятельность на уроках трудового обучения и Технологии как средство формирования социально - адаптированной личности в условиях реализации ГОС»
Направления деятельности:
Раскрытие интересов и склонностей обучающихся к проектно- исследовательской деятельности
Приобщение учащихся к методам научного познания посредством выполнения учебно-исследовательских проектов в рамках учебной и внеучебной работы
Мое творческое кредо:
«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», - Л.Н. Толстой
Мой девиз: Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто
Ведущая педагогическая идея опыта:
Создание условий, способствующих развитию проектно - исследовательской деятельности обучающихся для формирования их активной личностной позиции и для выражения своей индивидуальности
Цели:
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии.
Задачи:
Овладеть методологией научного исследования, формировать навыки самостоятельной деятельности и самообразования,
Способствовать углублению и расширению знаний базового образования
Развивать навыки научно-исследовательской работы, коллективной деятельности, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике
Содействовать развитию социально-активной личности.
Механизм интеграции исследовательской деятельности в образовательный процесс
Социальный заказ: развитие социально - адаптированной личности
Участники: учащиеся, учителя, библиотекарь, родители
Цель: через проектно- исследовательскую деятельность развивать самостоятельность и
умение работать в группе.
Условия: организационно-управленческие, учебно-методические, кадровые, материально-технические, информационные.
Результат: выпускник с развитыми способностями к исследованию, мотивированный на самостоятельную работу и деятельность в группе.
Автономность: выбор темы для индивидуального решения; постановка индивидуальных целей, реализация деятельности по достижению результата, оценочная деятельность.
Совместимость: выбор проблемы путем согласования, согласование целей, планирование совместной деятельности на основе распределения функций между обучающимися.
Условия организации исследовательской деятельности
Организационно-управленческие условия- ----Нормативно-правовое обеспечение
1. Учебная деятельность
КТП предметам
Методика ведения урока-исследования, урока-проекта, мини-исследования, исследования-соревнования
2. Внеурочная деятельность
Методика ведения занятий
занятия ШМО
Научно - методические условия
Диагностика личностного роста обучающихся
Анкетирование и тестирование учащихся
Мониторинг качества знаний учащихся по предмету
Мониторинг результативности участия в конкурсах, олимпиадах
Формы и виды интеграции исследовательской деятельности
Методика исследовательской деятельности
Стадии | Содержание |
Подготовка | Основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели учебно-исследовательского проекта. Учитель мотивирует обучающихся, помогает в постановке целей. |
Планирование | Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления информации.. Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы |
Исследование | Это стадия сбора информации, решения промежуточных задач |
Представление результатов | Формы представления результатов разнообразны: устный отчет, письменный отчет, представление модели, исследовательская работа, стендовый доклад |
Оценка результата и процесса | Учащиеся принимают участие в оценке работы, они обсуждают и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность обучающихся. |
Преимущества исследовательской проектной деятельности:
при достаточно высоком уровне мотивации, даже «слабые»учащиеся могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций;
участие в коллективной творческой деятельности;
организация педагогом деятельности, которая выходит в социальную сферу;
деятельностный уровень освоения реальности;
самообразование;
целостная картина окружающего мира в динамике
Актуальность темы.
Современное общество требует от выпускника обладания высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности в высокотехнологичном конкурентном мире. Поэтому в школе происходит переход к образовательной парадигме, направленной не на усвоение и запоминание готовых заданий, а на раскрытие, развитие и становление личностного потенциала каждого ребенка, на воспитание социально активной творческой индивидуальности.
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить
У каждого ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка.
Потребности и мотивы
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования показали, что большинство успешных людей в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Поэтому целью школьного образования сегодня остается если не социальная зрелость, то максимальная социализация выпускников. Таким образом, развитие социальной активности является одной из задач процесса обучения и воспитания в школе. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формирование личности, способной полноценно жить в современном обществе и быть максимально полезным этому обществу.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами.
Срок работы над темой: 5 лет
Представление материала: открытые уроки, выступления из опыта работы на педагогических чтениях, ГМК, ШМК.
Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся путём активизации их деятельности.
вносить радость в жизнь ребёнка; рост мотивации к учению учащихся;
инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.
организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.
создавать условия, способствующие повышению уровня образованности учащихся;
участвовать со своими воспитанниками в проводимых в рамках школы, города, конкурсах, конференциях;
Цель профессионального самообразования: овладение новыми педагогическими технологиями с целью формирования ключевых компетенций у учащихся путем привлечения их в проектную и исследовательскую деятельности.
Новые социально – экономические условия, складывающиеся в ДНР, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Стратегические направления развития образования зафиксированы в ГС образования на период до 2017 года. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающие чувством ответственности за судьбу страны». Важнейшим условием реализации является достижение профессиональной компетентности всеми субъектами образования. Данный приоритет является ключевым, так как профессиональная компетентность учителя является решающим фактором обеспечения качества результата образования, что в свою очередь влияет на качественные изменения состояния общества. Следовательно, современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса. Учитель должен владеть технологией мониторинга, позволяющей отслеживать эффективность осваиваемых подходов в образовательном процессе. Кроме того, меняется традиционное отношение к учителю как к транслятору знаний; к процессу учения как обезличенной, механической передаче знаний.
Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий. Эти процессы закономерно потребуют от учителя овладения особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребности к профессиональному и личностному росту. Одним их средств реализации данного направления является аттестация педагогических кадров, цель которой - стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) педагогического труда, развитие творческой инициативы как условий, способствующих развитию качества образования.
Формы представления результатов педагогической деятельности
Серия учебных занятий
Методическая продукция
Портфолио
Собеседование
Творческий отчет
Представление результатов педагогической деятельности
Мастер-класс
Творческая мастерская
Педагогический проект
Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности
Профессиональные конкурсы
Схема самооценки учебного занятия
Оценка содержания учебного материала.
Оценка эффективности способов деятельности на уроке.
Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.
Оценка целей и результатов проведенного занятия.
Оценка содержания учебного материала на уроке:
научность, доступность изучаемого учебного материала;
актуальность материала и его связь с жизнью;
степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
оптимальность объема предложенного для усвоения материала.
Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)
Рабочие программы по учебным предметам, элективным, факультативным курсам.
Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.
Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.
Программно-методическое обеспечение курса.
Модель технологии обучения, описание методической системы.
Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.
Направления самообразования:
Профессиональное | 1. Изучить программы и учебники по профессионально-трудовому обучению, уяснить их особенности. 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернетсообщества. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей профессионально-трудового обучения. 4. Разработать рабочие программы по своим предметам. 5. Разработать паспорт кабинета |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Изучать новые методики тренингов для учащихся и родителей. 3.Продолжить сбор информации по диагностической работе. |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся (стандарты нового поколения) 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3.. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей профессионально-трудового обучения. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, и других учителей через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Выступать с докладами на педсовете, заседаниях МО школы. 9. Выступить с творческим отчётом о своей работе. |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Сбор и анализ в Интернете информации по урокам, педагогике и психологии. 3. Ежемесячно пополнять свой персональный блог. 4. Своевременно подавать нужную информацию для школьного сайта. |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни в повседневной жизни. 3.Применение валеологических вставок на уроках профессионально-трудового обучения. 5.Постоянно проводить физминутки на уроках, динамические перемены. |
Перспективный план работы
№ п/п | Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
|
1 | Диагностический | 1.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. | Систематически | 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании школьного МО учителей. 3.Разработка рабочих программ по предметам. 4.Разработать паспорт кабинета 5.Изучение литературы. 6.Изучение применения новых образовательных технологий в работе учителей школы, работа в творческих группах учителей школы (мастер-классы, открытые уроки,) |
2 | Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. 4.Участие в работе МО | Постоянно по плану работы школьного МО | 1.Выступление на заседании школьного МО учителей. |
3 | Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. 4.Прохождение курсов повышения квалификации | постоянно | 1.Выступление на заседании педагогического совета 3.Участие в конкурсах, 4.Использовать электронную почту для контакта с единомышленниками 5.Совершенствовать работу со слабоуспевающими обучающимися 6.Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7.Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс. 8.Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках технологии. 9.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. |
4 | Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. 3. Создание персонального сайта 4. Использование программно-методического комплекса на уроках технологии. 5. Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий 6. Составление конспектов уроков с использованием современных образовательных технологий при системно-деятельностном подходе. | Постоян но | 1.Выступление на заседании районного МО учителей по теме самообразования 2.Участие и результаты в конкурсах,. 3.Мастер-класс «Использование учащимися проектно-исследовательской деятельности» 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. 5.Систематически совершенствовать работу своего сайта. |
5 | Внедренческий | 1.Распространение опыта работы. 2.Изучение опыта учителей технологи России по теме самообразования посредством Интернет-ресурсов | В течении года | 1. Выступления для учителей школьного МО по теме самообразования 3.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте. 4.Обновлять и пополнять методическую копилку кабинета технологии новыми проектами и презентациями к ним 5.Добиться активного и результативного участия учащихся во всех творческих конкурсах и по предмету на разных уровнях. Подведение итогов. |
Этапы реализации программы.
Поставленные задачи решаю через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.
Путь решения поставленных задач – оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: обучения: информационно-коммуникационных технологий, системно - деятельностностный подход, здоровьесберегающие технологии, проектная технология, игровые технологии, педагогика сотрудничества.
Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:
информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
предметную (способность применять полученные знания на практике).
Предполагаемый результат.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство, компетентность и это:
Повышение качества преподаваемого предмета
Рост мотивации и творческого потенциала обучающихся
Проведенные открытые уроки для учителей школы, района
Доклады и выступления.
Разработка и проведение уроков с использованием инновационных технологий.
Создание комплексов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.
Планируемые результаты самореализации:
1.Разработка комплекта электронных уроков по технологии.
2.Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе:
комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические работы);
комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);
сборника предметных кроссвордов, другое.
Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентации результатов работ перед педагогическим коллективом школы.
Форма отчёта по проделанной работе:
- Обобщение опыта работы на уровне школы.
- Выступления по обмену опытом работы на МО учителей.
- Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
качества знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий (уровень мастерства педагогических кадров);
уровень обученности и качества школьников;
степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
качество учебно-методического и технологического обеспечения;
качественное и количественное размещение информации на сайте педагога.
12