МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Рославльского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ.
Зам. Директора по УР Директор школы:
___________________ __________________
Г.А.Козловская М.В. Колпачкова
«___»_________20___г. «___»_________20__г.
ПЛАН РАБОТЫ
ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
на 2023/2024 учебный год
Руководитель: C.А.Громова
Перенка
2023
Методическая тема школы:
Переход к новому уровню качества образования путём совешенствования профессиональных компетенций учителя и использования эффективных технологий обучения в образовательном процессе в условиях обновлённого ФГОС НОО, ООО, СОО, ФОП НОО, ООО,СОО
Тема работы методического объединения учителей начальных классов и дошкольного образования: «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленному ФГОС НОО»
Цель работы: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов начальных классов и дошкольной группы, развитие их творческого потенциала с целью совершенствования качества преподавания и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.
Задачи работы методического объединения:
-
Продолжить создавать условия для развития педагогического мастерства учителей.
-
Разработать методические механизмы, способствующие качественной реализации предметных рабочих программ в соответствии с ФОП НОО;
-
Разработать алгоритм подготовки педагога к учебному занятию, помогающий обеспечить единство учебной и воспитательной деятельности;
-
Создание условий для повышения педагогического мастерства и развития творческого потенциала учителей;
-
Активное вовлечение учителей в педагогический поиск, творчество, исследовательскую деятельность;
-
Активно внедрять в педагогическую деятельность современные образовательные технологии в рамках урока и внеурочной деятельности, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.
-
Содействовать формированию умений проектировать и конструировать образовательный процесс в начальной школе в соответствии с современными требованиями;
-
Содействовать развитию у педагогов навыков рефлексии собственной педагогической позиции, формированию ключевых профессиональных компетенций, профессионально-значимых личностных качеств, их культурной толерантности;
-
Продолжить работу по совершенствованию качества образования, внедрению новых педагогических технологий.
-
Совершенствовать качество современного урока на основе системно - деятельностного подхода, повышать его эффективность.
-
Интенсифицировать работу с обучающимися с высокими познавательными интересами; вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность;
-
Продолжить работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одарённых детей как на уроках, через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу.
-
Продолжить создание условий для развития личности младшего школьника, его творческих способностей и индивидуальных особенностей.
-
Составление методических материалов в помощь учителям.
-
Продолжить работу по самообразованию и повышению квалификации педагогов внутри методического объединения и за его пределами.
-
Продолжить изучение и обобщение передового опыта работы учителей начальных классов.
-
Совершенствовать систему внеурочной работы через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса.
-
Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих обучающихся.
-
Продолжить работу по реализации ФГОС в дошкольной группе.
-
Подготовить и провести предметную неделю начальных классов.
-
Подготовить и провести неделю в дошкольной группе « Я умею, я могу».
Направления методической работы:
-
Аттестация учителей.
-
Повышение квалификации педагогов (самообразование, курсовая подготовка, участие в семинарах, конференциях, мастер-классах)
-
Участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства.
-
Проведение мониторинговых мероприятий.
-
Внеурочная деятельность по предмету.
-
Обобщение и представление опыта работы педагогов (открытые уроки, занятия в дошкольной группе, мастер-классы, творческие отчеты, публикации, разработка методических материалов) на различных уровнях.
-
Обеспечение преемственности при организации образовательного процесса.
-
Выявление, сопровождение и поддержка одарённых и высокомотивированных детей .
-
Организация работы со слабоуспевающими детьми.
-
Презентация опыта работы, повышение рейтинга учреждения в профессиональном сообществе.
Формы работы:
-
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
-
творческие группы;
-
инструктивно-методические заседания, круглые столы, семинары, педагогические мастерские, мастер-классы, презентация опыта, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
-
индивидуальные консультации с учителями-предметниками;
-
фестивали педагогических идей;
-
целевые и взаимные посещения уроков занятий в дошкольной группе с последующим обсуждением их результатов.
Ожидаемые результаты работы:
-
повышение профессиональной компетентности учителя в условиях реализации ФГОС;
-
повышение профессиональной компетентности педагогов ДГ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;
-
обновление информационно-методического обеспечения повышения уровня профессиональной компетентности;
-
овладение измерительным инструментарием по осмыслению собственного уровня профессиональной компетентности;
-
участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях различных уровней педагогов и учащихся начальных классов;
-
презентация передового педагогического опыта по реализации ФГОС;
-
рост качества знаний обучающихся;
-
аттестация педагогов;
-
сформированность у школьников в процессе обучения ключевых компетентностей.
-
создание условий для развития одаренных и высокомотивированных детей .
Направления работы МО учителей начальных классов и дошкольного образования:
-
Аналитическая деятельность:
-
анализ методической деятельности за 2022-2023 учебный год и планирование работы на 2023-2024 учебный год;
-
анализ посещения открытых уроков в начальной школе и занятий в дошкольной группе;
-
изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования);
-
анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
-
Информационная деятельность:
-
изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности;
-
пополнение банка уроков, занятий в дошкольной группе и внеклассных мероприятий в электронном виде.
-
Организация методической деятельности:
-
Заседания методического объединения.
-
Изучение и реализация в учебно- воспитательном процессе требований нормативных документов, актуального педагогического опыта.
Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам:
-
преподавания учебных предметов начальной школы;
-
проведение занятий в дошкольной группе;
-
организации внеурочной деятельности;
-
аттестации педагогов.
-
Целевые и взаимные посещения уроков и занятий в дошкольной группе с последующим обсуждением их результатов.
-
Выступления учителей начальных классов и педагогов дошкольной группы на МО и педагогических советах.
-
Посещение семинаров, встреч в образовательных учреждениях района.
-
Круглые столы, семинары, педагогические мастерские, мастер-классы, презентация опыта, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии.
-
Индивидуальные консультации с учителями-предметниками.
-
Прохождение курсов повышения квалификации педагогов.
-
Обобщение опыта работы творчески работающих учителей.
-
Оказание социально – педагогическую поддержки детям группы «особого внимания», активизировать работу по профилактике безнадзорности и беспризорности, преступлений и правонарушений среди обучающихся.
-
Участие в конкурсах профессионального мастерства
-
Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам при реализации ФГОС НОО, подготовки к аттестации;
-
Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам дошкольной группы при реализации ФГОС ДО.
-
Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя. Внедрение в практику работы всех учителей МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы
-
Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
-
Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в различных формах;
-
Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;
-
Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов; ознакомление с методическими разработками различных авторов.
-
Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
-
Консультативная деятельность:
-
консультирование педагогов по вопросам тематического планирования;
-
консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности;
-
консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС.
План работы по основным направлениям деятельности:
1. Информационное обеспечение. Работа с документами.
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Изучение методических рекомендаций учителям начальных классов на 2023 - 2024 учебный год | август | Руководитель ШМО |
2 | Составление рабочих программ по предметам, внеурочной деятельности. | август | Учителя ШМО |
3 | Знакомство с новинками методической литературой. | в течение года | Учителя ШМО |
2. Научно-методическая работа.
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | ответственные |
1 | Основные направления модернизации учебного процесса: дальнейшее внедрение новых современных технологий, позволяющих переосмыслить содержание урока с целью формирования основных компетентностей у учащихся. | в течение года | Учителя ШМО |
2 | Взаимное посещение уроков. | в течение года |
3 | Проведение открытых уроков учителей ШМО и открытых занятий в дошкольной группе | в течение года |
4 | Участие учителей ШМО в конкурсах разного уровня | в течение года |
3. Диагностическое обеспечение. Внутришкольный контроль.
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Рассмотрение рабочих программ. | август | Руководитель ШМО |
2 | Проведение и анализ итоговых комплексных работ | апрель | Учителя ШМО Руководитель ШМО |
3 | Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников. | сентябрь, май | Учителя ШМО Педагог -психолог |
4 | Проведение и анализ промежуточной аттестации по предметам и внеурочной деятельности | апрель, май | Учителя ШМО |
5 | Проведение Всероссийских проверочных работ. | Согласно расписания | Учителя ШМО |
4. Работа с обучающимися.
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Организация участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах | в течение года | Руководитель ШМО Учителя ШМО |
2 | Организация и проведение предметной недели начальных классов и дошкольной группы | Ноябрь-декабрь |
Заседание № 1 (август)
Тема: Анализ примерных базовых программ и учебников федерального уровня.
Форма проведения: инструктивно-методическое заседание.
Вопросы для обсуждения:
-
Выбор секретаря ШМО учителей начальных классов и дошкольного образования.
-
Анализ примерных базовых программ и учебников федерального уровня.
-
Рассмотрение рабочих программ учителей начальных классов по учебным предметам на 2023 - 2024 учебный год.
-
Рассмотрение рабочих программ учителей начальных классов по внеурочной деятельности на 2023 – 2024 учебный год.
-
Рассмотрение плана организационной - образовательной деятельности дошкольной группы.
-
Информационный блок
Работа между заседаниями
-
утверждение рабочих программ учителей начальных классов по учебным предметам на 2023 – 2024 учебный год;
-
утверждение рабочих программ учителей начальных классов по внеурочной деятельности на 2023 – 2024 учебный год.
-
утверждение плана организационной - образовательной деятельности дошкольной группы.
-
уточнение списка учителей, аттестующихся в учебном году;
-
составление планов воспитательной работы;
-
утверждение графика контрольных работ во 2-4 классах на 2023 – 2024 учебный год.
-
корректировка тем по самообразованию;
Заседание № 2 (сентябрь)
Тема: Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на новый 2023 – 2024 учебный год. Педагогическая компетентность: знакомство с документами, обеспечивающими реализацию обновлённых ФГОС НОО и ФГОС ДО,ФОП НОО, ФОП ДО, положениями и основными локальными актами»
Форма проведения: - информационно-методическое совещание.
Вопросы для обсуждения:
-
Обсуждение плана работы ШМО на 2023-2024 учебный год
-
«Укрепление единого образовательного пространства России (ФГОС НОО, ФОП НОО, Федеральные рабочие программы по учебным предметам НОО)». ( Громова С.А.)
-
Технология проектирования рабочих программ с помощью сервиса «Конструктор рабочих программ по учебным предметам». Составление рабочих программ по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности и дополнительного образования. ( Громова С.А.)
-
Утверждение количества и назначения тетрадей по предметам.
-
Утверждение количества контрольных работ для 2-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.
-
Утверждение тем самообразования педагогов на 2023-2024 учебный год.
-
Утверждение единого орфографического режима и норм оценок.
-
Составление и утверждение плана работы со слабоуспевающими детьми.
-
Составление и утверждение плана работы с одаренными детьми.
-
Составление и утверждение плана работы по повышению учебной мотивации обучающихся.
-
Ознакомление с графиком проверки техники чтения в 1-4 классах на данный учебный год.
-
Изучение основных нормативных документов.
-
Организация адаптационного периода в 1 классах в соответствии с ФГОС. ( Иванова Н.Д.)
-
Организация внеурочной деятельности в 1-4 классах. ( Громова С.А.)
-
Контроль за обеспеченностью учебниками и за готовностью кабинетов к новому учебному году.
-
Рассмотрение плана проведения «Недели начальных классов».
-
Рассмотрение плана проведения недели в дошкольной группе «Я умею, я могу»
-
«Внедрение в практику работы ДОУ ФОП ДО: вопросы и ответы» (Гераскина В.Ю..)
Работа между заседаниями
-
посещение уроков в первых классах с целью выявления готовности к обучению в школе;
-
определение основных направлений воспитательной работы с детским коллективом;
-
оформление документации;
-
определение уровня интеллектуальной и психологической готовности первоклассников к обучению по ФГОС НОО;
-
проведение стартовой диагностики для первоклассников;
-
проверка уровня ЗУН обучающихся 2-4 классов (входных контрольных работ) после летних каникул и прочность усвоения программного материала;
-
мониторинг техники чтения на начало года;
-
проведение итоговых комплексный проверочных работ
-
мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников.
-
составление и утверждение графиков открытых уроков;
-
подготовка к проведению внутришкольных олимпиад по русскому языку и математике в 3 и 4 классах;
-
проведение недели в дошкольной группе « Я умею, я могу»;
-
проведение «Недели начальных классов»;
-
подведение итогов 1 четверти;
Заседание № 3 (ноябрь)
Тема: «Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности»
Форма проведения: педагогическая мастерская
Вопросы для обсуждения:
-
Формирование информационной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС НОО. ( Громова С.А.)
-
Коммуникативная грамотность как фактор развития языковой компетенции учащихся.( Салогуб Т.В.)
-
Финансовая грамотность как решающий фактор успешности школьников.(Чернышова И.И.)
-
Формирование естественно-научной грамотности на уроках окружающего мира. (Медведева Н.В.)
-
Анализ проверки техники чтения на начало года в динамике.
-
Организация работы с одарёнными детьми (подготовка к международным конкурсам «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧИП», «Львёнок»).
-
Подведение итогов « Недели начальных классов».
-
Подведение итогов недели в дошкольной группе «Я умею, я могу»
-
Обмен опытом по темам самообразования.
-
Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.
-
Информационный блок.
Работа между заседаниями
Заседание № 4 (январь)
Тема: «Современный урок в соответствии с обновлённым ФГОС НОО-индивидуальная стратегия профессионального роста»
Форма проведения: семинар-практикум
Вопросы для обсуждения:
-
Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС НОО.(Громова С.А.)
-
«Причины неуспеваемости младших школьников. Методы и приемы коррекции» (Чернышова И.И.)
-
Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. ( Салогуб Т.В.)
-
Анализ работы методического объединения за 1 полугодие.
-
Анализ результатов административных контрольных работ за 1 полугодие.
-
Выполнение программного материала по предметам за 1 полугодие.
-
Обмен опытом по темам самообразования.
-
Информационный блок.
Работа между заседаниями
Заседание № 5 (март)
Тема: «Работа с родителями, как важнейшее условие формирования образовательной среды. Связь семьи и школы»
Форма проведения: проблемный семинар.
Вопросы для обсуждения:
-
Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современном этапе (Медведева Н.В.)
-
Правила профессионального такта в работе с родителями учащихся (Громова С.А.)
-
«Семья и ребенок раннего возраста: опыт работы» (Минушкина Н.Н)
-
Обмен опытом по темам самообразования.
-
Обзор методической и периодической литературы по начальной школе.
-
Информационный блок.
Работа между заседаниями
-
мониторинг техники чтения;
-
отчет о прохождении программы по предметам;
-
оформление документации;
-
проведение итоговой аттестации;
-
подведение итогов 3 четверти;
Заседание № 6 (май)
Тема: Результаты деятельности ШМО учителей начальных классов и дошкольного образования по совершенствованию образовательного процесса.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения:
-
Подведение итогов работы методического объединения за 2023-2024 учебный год.
-
Анализ проверки техники чтения на начало и конец года в динамике.
-
Анализ успеваемости учащихся за год. Пути повышения качества обучения школьников и дошкольников.
-
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС (Громова С.А.)
-
Обмен опытом по темам самообразования.
-
Информационный блок.
Межсекционная работа:
-
Взаимопосещение уроков «Новые формы проведения уроков. Выполнение требований ФГОС и реализация ФОП НО»
-
Взаимопосещение внеклассных мероприятий.
-
Изучение новейшей методической литературы, передового педагогического опыта.
-
Сообщения с районных семинаров.
-
Составление методических материалов в помощь педагогам.
-
Участие во всероссийских, региональных, муниципальных, школьных мероприятиях и конкурсах.
Сведения о темах самообразования учителей ШМО начальных классов и дошкольной группы
в 2023-2024 учебном году
№ | ФИО | Тема самообразования | Реализация |
1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. |
1. | Громова Светлана Александровна | Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младших школьников | | | | + |
2. | Чернышова Ирина Ивановна | Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения | + | | | |
3. | Медведева Наталья Владимировна | Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира | | | + | |
4. | Салогуб Татьяна Васильевна | Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности | | + | | |
5. | Гераскина Виктория Юрьевна | Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС | | + | | |
6. | Минушкина Наталья Николаевна | Проектно-исследовательская деятельность дошкольников | + | | | |
График взаимопосещения уроков педагогами начальной школы
на 2023- 2024 учебный год
№ п/п | Ф. И. О. посещаемого педагога | Цель посещения | Срок | Ф. И. О. посещающих педагогов |
1 | Громова Светлана Александровна | Обмен опытом работы. Выполнение требований ФГОС | 1 раза в полугодие | Чернышова И.И. Салогуб Т.В. Медведева Н.В. |
2 | Чернышова Ирина Ивановна | 1 раза в полугодие | Громова С.А. Салогуб Т.В. Медведева Н.В. |
3 | Медведева Наталья Владимировна | 1 раза в полугодие | Громова С.А. Чернышова И.И. Салогуб Т.В. |
4 | Салогуб Татьяна Васильевна | 1 раза в полугодие | Громова С.А. Чернышова И.И. Медведева Н.В. |
Сводная таблица учебной нагрузки педагогов на 2023-2024 учебный год
№ п/п | ФИО учителя | Преподаваемый предмет (класс) |
1 | Громова Светлана Александровна | 1 класс, воспитатель группы продлённого дня |
2 | Чернышова Ирина Ивановна | 2 класс, социальный педагог, воспитатель группы продлённого дня |
3 | Салогуб Татьяна Васильевна | 3 класс, воспитатель группы продлённого дня |
4 | Медведева Наталья Владимировна | 4 класс ОРКСЭ, воспитатель группы продлённого дня |
5 | Гераскина Виктория Юрьевна | воспитатель дошкольной группы |
6 | Минушкина Н.Н. | воспитатель дошкольной группы |