Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4-го класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г);
- Примерной программы начального общего образования;
- Авторской программы «Музыка» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр и разработана в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ;
- учебного плана МБОУ Владимировской СОШ на 2018-2019 учебный год;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38);
- положения о рабочей программе учителя.
Для реализации данной программы используется учебник: Музыка. 4 класс Усачева В.О., Школяр Л.В. Вентана-Граф, 2015г.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является формирование внутренней позиции школьников, адекватной мотивации учебной деятельности, овладения ими основами теоретического мышления, простейшими навыками самооценки, культуры поведения и здорового образа жизни. Рабочая учебная программа способствует реализации модели выпускника начальной школы: любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений, ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку.
Задачи предмета заключаются в следующем:
совершенствование умения целостно воспринимать музыку и размышлять о ней, сопоставляя интонации музыки разных стран мира;
воспитание навыков вдумчивого вслушивания в музыкальные произведения, умения анализировать их содержание и средств выразительности;
выявление особенностей интонационно – образного воплощения содержания музыкальных произведений в творчестве И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Э. Грига.
формирование навыков вокально-хоровой деятельности.
раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека;
формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;
воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека сочиняющего, исполняющего, слушающего;
развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.
введение учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров,
воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
понятие интернациональности музыкального языка.
В авторскую программу изменения не внесены.
Основной формой организации учащихся на уроке является общеклассная форма. На уроке используются следующие методы обучения учащихся: метод формирования интереса к обучению, словесные, наглядные методы, метод устного контроля. Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Виды занятий: урок, виртуальная экскурсия.
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего 34 часа за год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы
эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;
эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности;
знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
навыки оценки и самооценки результатов музыкально - исполнительской и творческой деятельности;
основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально - эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении;
– гражданской идентичности на основе личностного принятия культурных традиций, уважения к истории России;
– чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства;
– толерантности на основе представлений об этнической самобытности музыкального искусства разных народов;
– представлений об эстетических идеалах человечества, духовных отечественных традициях;
– способности видеть в людях лучшие качества;
– способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнительскими и учебными задачами;
различать способ и результат собственных и коллективных действий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;
высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;
принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;
действовать самостоятельно при разрешении проблемно - творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и
дополнительной литературы, в т. ч. в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
– использовать знаково-символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально - исполнительских) задач;
– воспринимать и анализировать тексты, в т. ч. нотные;
– строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
– проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
– устанавливать аналогии;
– представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).
Обучающийся получит возможность научиться:
расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры;
фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью инструментов ИКТ;
соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно - музыкальной выразительности;
произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 4 класса:
наличие интереса к предмету «Музыка», который выражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);
знание характерных особенностей русских народных песен;
умение определять жанры русских народных песен: былины, трудовые, солдатские, исторические, плясовые, частушки;
умение отличать музыку Закавказья от музыки славянских народов;
умение высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки;
знание названий различных видов оркестров;
узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее 4х);
знание имён выдающихся отечественных композиторов (П.И. Чайковский, В. А. Моцарт, Н. А. Римский – Корсаков, М. И. Глинка, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев,а также И.С Бах, Ф.Шуберт, Ф Шопен, Э.Григ.);
знание русских народных музыкальных инструментов (гусли, баян, гармонь, балалайка, ложки, трещотка);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);
знание гимна России.
расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать её содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
формирование учений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
Содержание учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии
форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами
(детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.
Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования, музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей. Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись. В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняют произведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют.
Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценируют песни, танцы, создают декорации и костюмы, выражают образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, рисунок).
В результате освоения предметного содержания курса у школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.
Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности.
Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Содержание курса
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | В том числе |
уроков-концертов | турнир знатоков |
1 | Многоцветие музыкальной картины мира | 7 | 1 | |
2 | Музыка мира сквозь «призму» русской классики | 8 | 1 | |
3 | Музыкальное общение без границ | 10 | 1 | |
4 | Искусство слушать музыку | 8 | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 4 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока |
1 | Мелодия. Ты запой мне ту песню… «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | 1 | 04.09 | Комбинированный |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | 1 | 11.09 | |
3 | Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! | 1 | 18.09 | |
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 | 25.09 | |
5 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1 | 02.10 | |
6 7 | Соотнесение особенностей западно-еврейской музыки со славянскими корнями русской музыки. | 2 | 09.10 16.10 | |
8 | Урок- концерт «Музыкальная шкатулка» | 1 | 23.10 | |
9 | Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. | 1 | 06.11 | |
10 | Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию. | 1 | 13.11 | Комбинированный |
11 | Музыкальное «путешествие» русских классиков в Испанию. | 1 | 20.11 | |
12 | Музыкальное «путешествие» русских классиков в Японию. | 1 | 27.11 | |
13 | Музыкальное «путешествие» русских классиков в Украину. | 1 | 04.12 | |
14 15 | Взаимодействие музыкальных культур. | 2 | 11.12 18.12 | Комбинированный |
16 | Урок- концерт. «Поём и танцуем» | 1 | 25.12 | |
17 | Музыка Украины | 1 | 15.01 | |
18 | Музыка Молдовы | 1 | 22.01 | |
19 | Музыка Белоруссии. | 1 | 29.01 | Комбинированный |
20 | Музыка Казахстана. | 1 | 05.02 | |
21 | Музыка стран Балтии. | 1 | 12.02 | |
22 | Музыка Баха и Моцарта. | 1 | 19.02 | Комбинированный |
23 | Музыка Шуберта, Шумана. | 1 | 26.02 | |
24 | Музыка Шопена, Листа, Дебюсси. | 1 | 05.03 | |
25 | Урок-концерт. «Музыкальное путешествие» | 1 | 12.03 | |
26 | «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства. | 1 | 19.03 | |
27 28 29 | Восприятие произведений крупной формы как этап развития музыкальной культуры человека. | 3 | 02.04 09.04 16.04 | Комбинированный |
30 31 | Обобщение проблематики начальной школы: от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. | 2 | 23.04 30.04 | |
32 | Искусство слушать музыку. | 1 | 07.05 | |
33 | Урок-концерт «Турнир знатоков» | 1 | 14.05 | |
34 | Разучивание песен | 1 | 21.05 | Комбинированный |
9