Пояснительная записка
«Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения». Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания.
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
Основные задачи:
1. Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
2. Создание методики выявления одарённых детей;
3. Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
4. Совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
5. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка;
6. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
по истории и обществознанию:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии
учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,
наставничества.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися по истории и обществознанию:
Работа с одарёнными детьми ведется мной по нескольким направлениям:
1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания.
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Направления работы с одарёнными детьми отличаются от остальных.
Этапы индивидуально – дифференцированного подхода:
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – изучение индивидуальных
2. Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.
3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Чтобы разнообразить уроки используются различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы:
ролевые тренинги,
«мозговые штурмы»,
интеллектуальные марафоны,
ролевые, деловые, операционные, имитационные игры,
устные журналы.
Для уроков обобщения изученного материала широко используются такие известные формы обучающего контроля, как зачёт. При этом одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.
2. Метод проектов
Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Ежегодно в конце учебного года в нашей школе проходит научно-практическая конференция, в ходе которой учащиеся представляют результаты своей работы над творческими проектами, победители получают награды и представляют свои проекты на муниципальном и республиканском уровне. Чаще всего они выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается макет и компьютерная презентация.
3. Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам)
Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные казино, игры «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», предметные викторины, предметные олимпиады.
Индивидуальные и коллективные занятия также проводятся с учащимися, сдающими ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию в 9 классе и в 11 классе. Разработана специальная информационно-методическая система подготовки к сдаче Единого государственного экзамена по истории и обществознанию, конспекты для подготовки к экзаменам.
4. Применение инновационных технологий в преподавании истории и обществознании.
1. Информационно-коммуникационные технологии:
В работе с одарёнными детьми наибольшей эффективность демонстрируют инфо-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса.
Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроковистории и обществознания. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
Одной из форм подготовки домашнего задания является выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества.
Использование Интерн – ресурсов на уроке помогает быстро найти необходимый материал для урока.
2. Проблемное обучение:
Развивать творческие, аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории и обществознания мне помогает использование элементов проблемного обучения.
В ходе реализации метода проблемного обучения ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
В рамках данной методики организуются имитационные, операционные, деловые игры, такие как «Прогулка по городу мастеров», «За стенами замка», «Коллективизация », «Выборы в государственную Думу», и т.д.
3. «Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала»
Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении истории». Как показывает опыт, применение данной методики приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.
Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:
1. Блочное модульное построение учебного материала;
2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;
4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.
Применение опорных конспектов на уроках истории, что немаловажно, приводит к изменению системы проверки знаний. Теперь это не просто проверка знания параграфа или пункта темы, а контроль за знанием целых тем, событий, причинно-следственных связей.
При правильном выборе содержания и форм обучения и совпадении их с интересами ученика удастся увеличить интерес к познаваемому предмету.
При умелом сочетании темпа, ритма, сложности обучения с возможностями ученика, имеющего стойкий интерес к познаваемому материалу, учитель помогает ему стать успешным, повышает уровень самооценки, даёт возможность самореализации. При вовлечении ученика в процесс управления коллективом неизбежен переход к обучению учащимися друг друга.
Практика показывает, что успешное изучение истории в школе практически невозможно без развития познавательного интереса учащихся, а это, в свою очередь, требует привлечения ярких фактов и, главное, привлечения активных форм проведения уроков. Кроме этого, история - неповторимый и достаточно своеобразный предмет. И именно это своеобразие заставило меня обратить пристальное внимание на идеи В. Ф. Шаталова.
Этапы реализации программы по работе с одарёнными детьми
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися по истории и обществознанию.
Задачи:
Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
Этап | Мероприятия программы |
2019-2020 учебный год - | Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов Участие в районном туре олимпиад по истории и обществознанию. Описание системы работы с одаренными учащимися. Участие в конкурсах, проектных мероприятиях. |
2021-2022учебный год | Диагностика склонностей учащихся. Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися. Разработка элективного курса «Наши права», «Права ребёнка» Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников. |
Ожидаемые результаты
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Творческая самореализация выпускника школы.
Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
Данная программа позволит сформировать систему работы с одарёнными детьми, в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.