СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По ступенькам финансовой грамотности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«По ступенькам финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Чернава

Измалковского муниципального района Липецкой области»










Рабочая программа

по внеурочной деятельности «По ступенькам финансовой грамотности»

направление «Общекультурное»

для 2 класса

Составитель:

Савенкова И. В.

учитель 1 категории















2023 - 2024 учебный год



Планируемые результаты

освоения курса внеурочной деятельности «По ступенькам финансовой грамотности»


Личностными результатами освоения программы являются следующие умения:


• осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

• разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами освоения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные УУД:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные УУД:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «По ступенькам финансовой грамотности» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчетов.

Содержание курса внеурочной деятельности «По ступенькам финансовой грамотности»


Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов).

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

  • Объяснять причины и приводить примеры обмена.

  • Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

  • Описывать свойства товарных денег.

  • Приводить примеры товарных денег.

  • Приводить примеры первых монет.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов).

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет

от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

  • Объяснять, почему появились монеты.

  • Описывать купюры и монеты.

  • Сравнивать металлические и бумажные деньги.

  • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Какие деньги были раньше в России (7 часов).

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

  • Описывать старинные российские деньги.

  • Объяснять происхождение названий денег.

Современные деньги России и других стран (10 часов).

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

  • Описывать современные российские деньги.

  • Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

  • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

  • Приводить примеры иностранных валют.


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «По ступенькам финансовой грамотности»



Темы

Кол-во часов

1

Что такое деньги и откуда они взялись

9

2

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

8

3

Какие деньги были раньше в России

7

4

Современные деньги России и других стран

10


Итого:

34 ч



.

Материально-техническое обеспечение программы внеурочной деятельности «По ступенькам финансовой грамотности»

Литература и средства обучения



Список литературы:

Для учителя:

1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf

2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

4. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

5. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/

6. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/

7. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data /2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf

2010.

Для обучающихся:

1. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014





Интернет-источники

1.. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru


2.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/


3.. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http://festival.1september.ru/


4.Сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления» — http://www.mind-map.ru


Сайт посвящён истории, философии, технике создания и применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).

5. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/ lib/mindmap/economic/

Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике

6.Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/ finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh

7.Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster. ru/q/23959 Тренинг мозгового штурма — http://www.nnmama.ru/content/evolution/ Methods/tamberg4



Актуальная информация, статистика


1. Сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru/

2. Сайт Пенсионного фонда России — http://www.pfrf.ru/58

3. Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money

4. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru

5. Сайт Общества защиты прав потребителей — http://ozpp.ru/laws/zpp.php

6. «Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru

7. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata

8. Портал «Профориентир» «Мир профессий» — http://www.cls- kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php

9. JobFair.ru — карьерный проект по поиску вакансий и работы для студентов и молодёжи, ярмаркам вакансий, стажировкам выпускников и составлению резюме. Статья «Новые профессии XXI века» — http://www.jobfair.ru/articles/102

10. Сайт «Всё о пособиях» — http://subsidii.net/

11. Сайт «Всё о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php

12. Сайт страховой компании «Уралсиб» (о ДМС) — http://www. uralsibins.ru/moscow/retail/dms/index.wbp

13. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» (о страховании школьников) — http://zanimatika.narod.ru/Strahovka.htm

14. Сайт Форекс — http://www.forex4.info/ http://bs-life.ru/rabota/personal/professiya2013.htm