Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Исполнитель:
студентка 3КП группы
Кунгурцева А.А.
Руководитель:
преподаватель
Штыркина А.И.
Камышлов, 2019
Содержание
Сложные ситуации успеха…………………………………………………………...….стр.2-5
Ситуации успеха………………………………………………………………….……...стр.6-7
Проблемные ситуации…………………………………………………………………...стр.8-9
Сложные ситуации успеха
Ситуация №1 «Первая четверка!»
В 3А перевели мальчика Юру, который не успевал по русскому языку. В классе, куда он попал, русский язык преподавал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Мальчик был умным и сообразительным учеником, но с учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились. И Юра стал пропускать уроки русского языка и небрежно относился к заданиям по этому предмету.
Субъекты: классный руководитель, родитель.
Объект: обучающийся с отсутствием мотивации достижения успеха.
Задача: сформировать у обучающегося мотив достижения успеха.
Решение: Новая учительница через несколько уроков предложила Юре заниматься дополнительно после уроков. Однажды в минуту откровенности он сказал ей:
—Екатерина Алексеевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. Я не буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный.
—Откуда тебе известно?
—Все так говорят.
—И ты веришь в это?
—Верю...
—Придется тебе доказать обратное. Ты слышал выражение: кто хочет — тот добьется? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься.
Занимались они усердно целую четверть. И вот Юра получил первую четверку по русскому языку. Она была вполне заслуженной. Мальчик хорошо ответил на уроке и выполнил грамотно письменное задание.
На следующий день пришла к учительнице мама Юры.
—Скажите, пожалуйста, это правда, что мой сын получил четверку по русскому языку?
—Правда. Он стал лучше заниматься.
—Екатерина Алексеевна, Вы не представляете, что у нас было вчера дома.
Прибегает Юрий из школы и с порога кричит:
—Четверка! Четверка!
—Я не сразу поняла, в чем дело. Спрашиваю: какая четверка?
—Учительница мне поставила четверку по русскому языку.
Успех окрылил ребенка. С тех пор Юрий стал усерднее учиться не только по русскому языку. Случались, конечно, и промахи. Но по русскому языку он уже успевал и шел на уроки с интересом.
Ситуация №2 «Не поделили»
Петя (П.): Я хочу грузовичок! Дай мне грузовик! Отпусти! Отпусти!
Гена (Г.): Я первый его взял! А он пришел и отобрал его у меня. Пусть он мне его отдаст!
Субъекты: классный руководитель.
Объект: воспитанники, не желающие делиться друг с другом игрушками.
Задача: воспитывать у учащихся умение делиться друг с другом, находить компромисс при решении конфликта.
Решение: классный руководитель (О.): Вижу, у вас и вправду проблема из-за грузовика. Может быть, перейдем в этот класс и поговорим? Я хотела бы вам помочь обсудить эту проблему.
Г.: Я хочу грузовичок! Дай мне! Мария Ивановна, пусть он отдаст мне грузовик!
К.Р..: Гена, ты хочешь, чтобы тебе вернули грузовик?
Г.: Но я первый его взял!
К.Р.: Гена, ты считаешь, что грузовик должен быть у тебя, потому что ты взял его первым? Петя, ты слышал. Какое решение предлагает Гена?
П.: А что еще он может предложить? Главное для него — настоять на своем.
К.Р..: Гена, Петя говорит, что ему не нравится твое решение, потому что в этом случае ты победишь, а он проиграет.
Г.: Хорошо, я дам ему поиграть в свои машинки, пока мне не надоест грузовик.
К.Р.: Петя, Гена предлагает другое решение — пока он играет с грузовичком, ты можешь поиграть с его машинками.
П.: А потом он отдаст мне грузовичок?
К.Р.: Гена, Петя может быть уверенным в том, что ты отдашь ему грузовик после того, как наиграешься?
Г.: Хорошо. Я буду играть недолго.
К.Р. Петя, Гена говорит, что все будет нормально — он тебя не обманет.
П. Ну тогда ладно.
К.Р. Надеюсь, теперь вы решили свою проблему, не так ли?
Ситуация №3 «Страх быть наказанной»
Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткнулась и вдребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала.
Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые. Кроме того, она боялась возможного наказания. Поймут ли ее? Поверят ли, что это произошло помимо ее воли и желания, нечаянно? Беспокоила ее и мысль, что придется купить новую посуду взамен разбитой. Таковы были порядки в школе. А как отнесется к такому случаю мама, ведь ей и так тяжело одной воспитывать и кормить двух девочек?
Субъект: классный руководитель.
Объект: ученица, испытывающая страх наказания.
Задача: создать благоприятную обстановку воспитаннице для преодоления страха наказания.
Решение: в это время к ней подошел ее классный руководитель и успокоил: «Юля, не беспокойся, я знаю, что ты не нарочно, я всё объясню твоей маме. Но в следующий раз будь аккуратнее!
Ситуация №4 «Дежурство»
Как-то Василий отказался дежурить, так и сказал:
- Не буду, и все!
Педагог не стал возмущаться и грозить разными наказаниями, а только сказал:
Субъект: классный руководитель.
Объект: ученик, не желающий дежурить в кабинете.
Задача: мотивировать обучающегося на выполнение общественного поручения – дежурства.
Решение: — Давай поспокойней. Садись-ка, поговорим. Ты не хочешь дежурить?
—Не хочу.
—Но ведь в классе ты не один. Еще 23 человека. И все дежурят, потому что обязанность каждого помочь уборщице, которая убирает всю школу. И в любом классе нашей школе ребята дежурят по очереди. Что ж ты за особенный? Все дежурят, а ты — «не буду». Подумай, как ребята на тебя смотреть будут. Да и ты сам: ведь за тебя, значит, кто-то должен лишний раз убирать? Ты подумай еще раз, не спеши, а завтра мы с тобой вернемся к этой проблеме.
На другой день утром Василий подошел к учителю и буркнул под нос:
—Буду дежурить. Только пусть со мной кто-нибудь другой дежурит, не Петрова. А то она все учит и учит, что как делать. Надоело.
-Хорошо, теперь с тобой будет дежурить Иванов.
Ситуация №5 «Суфлёр»
Ребенок имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей. Поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника.
Субъект: классный руководитель.
Объект: ребенок, суфлирующий роли других детей.
Задача: определить роль ученику так, чтобы он не мешал, а помогал остальным.
Решение. Классный руководитель предложил ему роль суфлера. Его задачей станет следить за тем, чтобы остальные дети не сбивались во время выступления, забывая слова. Если кто-то не помнит свою речь, то необходимо помочь ему подсказкой.
Ситуация №6 «Соня»
На уроке русского языка ученик лежит на парте и почти спит. Учитель спрашивает: «Что с тобой происходит? Ученик отвечает: «Я не выспался».
Субъект: классный руководитель.
Объект: ребенок, засыпающий на уроке.
Задача: сохранить с учеником доверительные отношения и создать условия для дальнейшей плодотворной работы на уроке.
Решение. Если ученик действительно не выспался по весьма уважительной причине, я, возможно, позвоню родителям и поставлю их в известность, что я отпускаю (как классный руководитель) их сына с занятий, чтобы он отдохнул и хорошо выспался. А завтра пусть приходит с выученными уроками и хорошим настроением. Учащимся я скажу, что как ни трудно пришлось вчера их однокласснику, но он всё же пришёл сегодня на занятия, что говорит о его ответственном и добросовестном отношении к учёбе. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем".
Ситуации успеха
Ситуация №1 «Сложности из-за перевода». Общая радость.
В 4А перевели мальчика Юру, который не успевал по русскому языку. В классе, куда он попал, русский язык преподавал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Подросток был умным и сообразительным учеником, но с учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились. И Юра стал пропускать уроки русского языка и небрежно относился к заданиям по этому предмету. Новая учительница через несколько уроков предложила Юре заниматься дополнительно после уроков. Однажды он сказал ей:
— Екатерина Алексеевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. Я не буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный.
— Откуда тебе известно?
— Все так говорят.
— И ты веришь в это?
— Верю...
— Придётся тебе доказать обратное. Ты слышал выражение: кто хочет — тот добьётся? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься.
Занимались они, усердно целую четверть. И вот Юра получил первую четвёрку по русскому языку. Успех окрылил подростка. С тех пор Юрий стал усерднее учиться не только по русскому языку.
Ситуация №2 «Первая пятёрка по литературе». Неожиданная радость.
Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две-три первые фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце и учительницы и ученика. От ребят она узнала, что Миша очень самолюбив.
— Тогда я рискнула поиграть на его самолюбии, — рассказывала потом Мария Александровна коллегам. — После очередного вызова к доске поставила в дневник Мише тройку, сказав, что сегодня он намного лучше выучил, чем раньше, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации.
Мальчик просиял и гордо пошёл к своей парте.
— Назавтра я вновь вызвала Мишу к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В журнале и дневнике появилась первая пятёрка по литературе. Это была победа. Вскоре Миша стал успешно учиться и по литературе.
Ситуация №3 «Приготовься». Общая радость.
Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает:
— Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно.
Она даёт девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень возбудимая, учёба даётся ей нелегко.
Ситуация №4 «Случай на географии». Неожиданная радость.
Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Олег Иванович выбрал Кузина Мишу. Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, неуклюж и мешковат…
Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию.
Миша растерялся, еле-еле встал из-за стола. Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на него и повернулся к карте.
Учитель, видя его состояние, подошёл к нему, положил руку на плечо и ласково произнёс:
— Не волнуйся, все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же знаешь - Олег Иванович старался внушить подростку уверенность.
Кузин медленно направился к карте. Но вместо Восточного полушария…он оказался у Западного. В классе нарастал шум. Олег Иванович вёл себя выдержанно. Другой бы на его месте сделал бы за время этой нелепой сцены не одно замечание, кое на кого прикрикнул бы и посадил Мишу на место. Но лицо у учителя было по-прежнему спокойным, взгляд внимательным, но не строгим.
Взяв мальчика за руку, Олег Иванович подвёл его к карте полушарий и сказал:
— Ответь-ка сначала, сколько полушарий? Ты же это наверняка знаешь...
— Два, Западное и Восточное, — ответил Кузин.
— Правильно. Подумай теперь, где нам искать Австралию?
И тут Кузин заговорил как никогда бойко и уверенно...
Олег Иванович слушал Мишу с большим вниманием. Он не скрывал своей радости за успех Миши. Когда ученик закончил свой рассказ, Олег Иванович громко сказал:
— Молодец! Вот умница! Ты же все отлично знаешь, даже больше, чем написано в учебнике. Спасибо за ответ!
Ситуация №5 «Необычное задание». Неожиданная радость.
Первоклашке дали нестандартное задание:
— Это непростая задача, но я уверен, — сказал учитель, — что ты сможешь сам ее решить.
— Моей бабушке сейчас 50 лет.
— Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс?
— Столько же, сколько и мне, 7 лет.
— Хорошо, как узнать, сколько лет прошло, как твоя бабушка пошла в школу, если ей сейчас 50 лет, а пошла она с 7 лет в школу?
— В школу она пошла в 7 лет, значит, — рассуждает малыш, — она пошла в первый класс — от 50 отнять 7 — 43 года назад. От 2016 отнять 43, получится 1973. Ура! Я знаю, в каком году моя бабушка пошла в первый класс — в 1973 году.
— Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей.
Решение: учитель создал ситуацию успеха, стимулирования и обеспечения роста достижений («Это непростая задача, но я уверен, что ты сможешь её сам решить»), благодаря чему ребёнок принялся за работу и не боялся преград и неудач. Также была применена ситуация убеждения: учитель убеждал ребёнка в его силах, что он сможет справиться с нелёгкой задачей. Проблемная ситуация продуктивного характера проявилась, когда первоклассник приступил к решению задачи: «В каком году твоя бабушка пошла в первый класс? Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс?». А после того как мальчик решил нелёгкую задачу, педагог поощрил его (словесно), он сказал: «Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей», это «окрылило» ребёнка и можно предположить, что при решении др. сложной задачи учащийся сможет справиться сам, не прибегая посторонней помощи.
Проблемные ситуации
Ситуация №1 «Любимое дело»
С раннего детства мальчик (7 лет) проявляет склонность к рисованию, лепке, конструированию. Он хорошо фантазирует, создает необычные конструкции. Воспитатель предложила родителям отдать его в художественную школу. Однако родители желали видеть своего ребенка в спортивной секции. Но в спортивных мероприятиях мальчик проявляет скованно, не может работать в команде. Довольно часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, если они мешают ему заниматься любимым делом.
Субъект: классный руководитель.
Проблема: нежелание родителей принимать рекомендации классного руководителя.
Решение: организовать внеурочные занятия по развитию художественных умений и навыков воспитанника.
Ситуация №2 «Нарушитель дисциплины»
Ученик 2 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…
Субъекты: классный руководитель, школьная администрация.
Проблема: неэффективность использования воспитательного приема – беседа.
Решение: привлечение к решению данной проблемы родителей, проведение тренингов и классных часов на тему «Умение вести себя в обществе»
Ситуация №3 «Конфликт с учителем»
После сделанного классным руководителем замечания ученик вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. Классный руководитель несколько раз беседовал на эту тему с учеником, но тот продолжает себя вести также. Учитель не знает, как поступать в такой ситуации.
Субъекты: классный руководитель.
Проблема: неэффективность использования воспитательного приема – беседа.
Решение: привлечение к решению данной проблемы родителей, школьной администрации, проведение тренингов и классных часов на тему «Умение вести себя в обществе»
Ситуация №4 «Нарушение дисциплины»
Ученица 4 класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из внеклассных мероприятий девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.
Субъекты: классный руководитель, одноклассники.
Проблема: использование классным руководителем неэффективных приемов сохранения дисциплины на занятии.
Решение: проведение индивидуальных бесед, классных часов по данной проблеме.
Ситуация №5 «Проблемный ученик»
Антон — самоуверенный ученик, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.
Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.
Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.
Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает начальную школу.
Субъекты: классный руководитель, родители
Проблема: чрезмерная родительская опека.
Решение: проведение бесед с родителями, учеником о его поведении на занятиях, приглашение родителей на занятия с целью наблюдения за поведением ребенка.