СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка педагога к реализации деятельностного подхода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

системно-деятельностный подход в образовании - это такой подход, который дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка педагога к реализации деятельностного подхода.»

Давлетова М.З. учитель 1 категории

МБОУ Терсинская СОШ Агрызского района РТ


Подготовка педагога к реализации деятельностного подхода.


«Деятельность должна быть моя, увлекать меня,

исходить из души моей»

К.Д. Ушинский


Целью обновляющейся системы российского образования является развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности.

Новая цель достигается организационно - дидактическим и психологическим переустройством педагогических процессов:

  • новыми принципами обучения (деятельностного обучения);

  • новыми методами обучения (посредством решения системы учебных задач);

  • новым методом учения (исследовательский);

  • новыми формами обучения (групповая и в парах);

  • обновлённой системой обучения (классно-урочная система, дополненная лабораторно-исследовательской).

И самым подходящим и возможно результативным подходом в обучении, соответствующем требованиям ФГОС является деятельностный метод, используя который, мы и работаем.

В школе разработана Основная образовательная программа начального общего образования, разработан пакет локальных актов, регламентирующих организацию УВП. ФГОС изучены при разработке рабочих программ. Вопросы организации урока по ФГОС, деятельностного и метапредметного подходов изучены на заседаниях педагогического совета, внедрение инноваций детально рассматривается на заседаниях ШМО.

Хорошей подготовкой в работе нашей школы по деятельностному методу обучения послужила адаптивная система обучения, по которой наша школа работала до внедрения ФГОС. Мы уже тогда использовали на уроках работу в парах, группах, составляли карточки для самопроверки. Работу в парах в нашей школе организовать намного легче, чем работу в группах, так как наполняемость классов сельской школы малочисленна. Работать одновременно приходится сразу в двух классах. Здесь хорошей опорой является именно деятельностный метод обучения, при котором учащиеся проявляют максимум самостоятельности.

В деятельностном методе обучения выделяют 4 типа уроков:

-УОНЗ (построение нового элемента системы и установление первичной связи),

-Рефлексии (применение нового элемента в соответствии с установленной нормой и коррекция),

-Систематизации знаний (установление связей между новым и исходными элементами системы),

-Развивающего контроля (контроль деятельности всей системы).

В ходе работы по внедрению системно-деятельностного подходов в обучении были проведены методические семинары «Совершенствование УУД на уроках русского языка и литературы как фактор повышения качества образования», «Реализация инновационных технологий в начальной школе (сингапурские обучающие структуры)», семинар-практикум «Сингапурские методики организации УВП», педагогические советы «Повышение качества образования через реализацию деятельностного подхода», круглый стол «Изучение опыта реализации деятельностного подхода учителей русского языка и литературы», реализовано обучение педагогического коллектива муниципальными координаторами, специалистами международного уровня.

На уровне модернизации учебно-воспитательного процесса были проведены мероприятия:

  • Использование открытых (с неопределенным заранее результатом) и закрытых (с заранее запланированным ответом) учебных заданий;

  • Использование практико-ориентированных ситуаций – как для постановки проблемы, так и для ее решения;

  • Использование избыточной информации для выработки навыков деятельности в условиях неопределенности;

  • Преобладание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;

  • Использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях;

  • Возможность создания обучающимися собственного образовательного продукта (свой способ решения, свое видение проблемы, т.п.);

  • Целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии обучающихся (познавательной: как я работал? какие методы использовал? какие были ошибочными? как я теперь бы решил проблему?; социальной – как мы работали в группе? как были распределены роли? как мы с ними справились? какие допустили ошибки?; психологической – как я себя чувствовал? понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет? почему? с кем (как) бы я хотел работать? почему?);

  • Использование исследовательских и поисковых технологий, позволяющих организовать аутентичную (подлинную, верную) оценку деятельности обучающихся;

  • Использование технологий и методов, обеспечивающих саморазвитие, самоактуализацию обучающегося, позволяющих ему самому искать и осознавать подходящие для него способы решения дидактических и жизненных ситуаций (метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО - средства обучения, в которых носителем учебной информации являются компьютерные программы, др.);

  • Организация презентации, защиты познавательных результатов, достижений обучающихся.

В условиях ФГОС II поколения многие учителя в нашей школе стараются использовать в своей работе программы развивающего обучения. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения, мы столкнулись с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

  • неумение следовать прочитанной инструкции, внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода.

Актуальность метода проектов обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта.

Наш опыт опирается на современный Закон об Образовании и Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. В Статье 11.8. «Индивидуальный проект», выдвигаются требования к результатам выполнения индивидуального проекта (этот проект может быть и социально-значимым):

1) умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;

2) способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;

3) способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

4) способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами.

Метод проектов получает все большее распространение в нашей школе.

Результатом использования системно-деятельностного подхода служит увеличение интереса к предметам химии и биологии. Ученики ежегодно выбирают экзамены по этим предметам как в форме ГИА (или ЕГЭ), так и в традиционной форме. Повысилось количество детей, участвующих в проектной деятельности. (Если в 2012/ 2013 учебном году в проектной деятельности принимало участие 3 человека, то в этом 2015/2016 учебном году 7 человек). В течение 2016 года мы приняли участие в следующих конкурсах и конференциях:

  • в г. Нижнекамске во "Дворце творчества детей и молодежи И.Х.Садыкова" НМ РТ прошли открытые соревнования по авиамоделированию "Импульс-2016".  Гарифуллин Руслан, ученик 6 класса, (руководитель Салихов М.С.) занял 2 место.

  • ученица 8 класса Луканина Лиана (учитель Юсупова Г.Г.) стала призером республиканской олимпиады по татарскому языку для учащихся русскоязычных школ.

  • 64 учащихся нашей школы (2-10 классы) приняли участие в международной интеллектуальной игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».

  • в четвертой республиканской конференции «Жить, помня о корнях своих…» победителем  была наша ученица Тукманова Гульназ. Она выступила  в номинации "Земляки" и была награждена дипломом. Благодарственное письмо вручили учителю Низамбиевой Р.Р.

  • 2 место у учениц 9 класса Терсинской средней общеобразовательной школы - Эндже Мусиной и Гульдании Низамбиевой в Региональном конкурсе творческих проектов о жизни и творчестве писателей, поэтов и драматургов. Тема их проекта: «Плод, цветок, почка - процесс возрождения национального характера в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души"». Руководители - Мусина Лейсания Закиевна, учитель русского языка и литературы, Низамбиева Раушания Ринатовна, учитель татарского языка и литературы.

Таким образом, системно-деятельностный подход в образовании - это такой подход, который дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия.