Урок русского языка в 5 классе
Тема: Подробное изложение «Воробьи»
Цели:
1.Формирование умения подробно пересказывать тексты.
2.Формирование умения понять позицию автора, осмыслить текст как определённое смысловое, структурное целое и воспроизвести его с сохранением стилистики автора.
Цели языком учащихся:
На уроке я узнаю, как запоминать текст; к концу урока я смогу написать подробное изложение текста.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя
Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение.
Учащиеся ознакамливаются с НаШТОБуЗУ:
1.Текст надо пересказать подробно, раскрыть тему и основную мысль.
2. Пересказ должен быть последовательным.
3. Обязательно сохранить авторский стиль.
4. Содержание и грамотность будут оцениваться двумя отметками (по нормам – см. памятки на стенде)
- Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)
- В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о воробьях. Что вы знаете о воробьях? Каков их внешний вид? Особенности поведения?
2.Чтение текста.
3.Беседа с учащимися.
- О чем говорится в тексте (его тема)?
- Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
- От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Когда стало снежить, я…”)
- Какие слова вам непонятны?
- Как вы понимаете выражение «стало снежить», «в мгновение ока»? Что значит бескормное время?
- Какие слова и выражения использует автор для описания последовательности действий воробья?
- Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.
При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
4.Составление плана.
Вспоминаем с учащимися, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие.
Примерный план:
1.Кормушка-столик.
2.Первый гость.
3.Голод сильнее страха.
4. «Воробьиный» закон.
5. Лингвистический анализ текста.
-Как автор связывает предложения? (при помощи синонимических замен, союзов )
-Подумайте, почему в тексте автор использует предложения с однородными членами?
-Как оценивает автор поведение воробья? («Таков закон у этих шустрых птичек....»).
6. Работа по предупреждению ошибок.
- Объясните постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.
- Объясните написание слов кормушка, замолотил, угощенье.
7. Устный пересказ текста в соответствии с планом и отмеченными языковыми особенностями.
8.Повторное чтение текста.
9.Написание изложения.
10. Самоконтроль.
После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено согласно НаШТОБуЗУ, внести необходимые исправления.