СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению (задание 27)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок помогает организовать продуктивную работу с текстом на уроках русского языка при подготовке к ннаписанию сочинения 

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению (задание 27)»

Технологическая карта урока подготовки к выполнению задания 27 ЕГЭ по русскому языку


Голощапова Г.А..,

учитель русского языка и литературы МОАУ «Гимназия № 2» г. Оренбурга


Класс:

11

УМК:

Русский язык, 10-11 класс, Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. – М.: Просвещение, 2014

Тема урока:

Комплексный анализ текста Е.А. Лаптева

Тип урока:

Комбинированный

Цель урока:

Совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений учащихся

Задачи урока:

Воспитательные:

Развивающие:

Обучающие:

совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Планируемые результаты урока (в соответствии с рабочей программой учебного предмета):

Личностные:

личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; повышение мотивации школьников к изучению русского языка; поддержка творческого потенциала учащихся. Регулятивные: целеполагание; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; оценивание качества и уровня усвоения.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи

Познавательные УУД:

Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста.

Коммуникативные УУД:

уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.


Предметные:

Обучающийся научится:

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; создавать устные и письменные высказывания, определенных; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; – извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат.

Обучающийся получит возможность научиться:

комментировать авторские высказывания на различные; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты.

Методическое обоснование урока

Этот урок предусмотрен в планировании как урок подготовки к выполнению задания 27. Тип урока - комбинированный. Цель урока – совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений учащихся. В начале урока проводится актуализации изученного материала на основе притчи о чтении. Урок ориентирован на восприятие и понимание текста, анализ его содержания и структуры и представляет собой целенаправленную подготовку к экзамену, строится по композиции сочинения – рассуждения, предполагает умение учащихся находить композиционные части текста, соответствующие частям сочинения – рассуждения. На уроке текст анализируется с точки зрения лингвоцентрической и антропоцентрической концепций: выделение речевой доминанты, смыслового центра, решение лингвистических задач, выстраивание ассоциативных рядов, проведение литературных параллелей, диалога культур. Тексты, представленные на уроке, несут яркую эмоциональную нагрузку, позволяют выйти на обобщение нравственных ценностей человека, формируют активную жизненную позицию ребёнка.

На уроке представлены такие формы работы, как «Свободный микрофон», «Четыре угла квадрата», цветовое выделение, работа с доминантами, работа по образцу, практических заданий, эвристическая беседа, работа в парах, взаимопроверка. Используется прием актуализации субъектного опыта. Урок построен на принципах доступности и посильности, коммуникативной направленности, а также параллельного обучения всем видам речевой деятельности на основе практического метода.

Формы организации учебной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная

Виды деятельности учащихся: исследование (анализ текста), слушание, говорение, письмо, работа с информацией и ее сопоставление, наблюдение над языком текста, анализ текста.

Методы, приемы организации учебной деятельности:

Словесные: работа с печатным словом; наглядные: демонстрация образца (слабые ученики в ходе урока получают образец сочинения); практические: выполнение практических заданий на основе текста ( выделение темы, проблемы, доминант, смысловых центров, работа с концептом); репродуктивные: подбор необходимых инструкций, алгоритмов, обеспечивающих воспроизведение знаний и умений по образцу (опора на композицию сочинения-рассуждения, на требования к выполнению задания 27); методы проблемного обучения: постановка проблемы учителем, демонстрация путей ее решения, включение обучающихся в ход работы: они размышляют, включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения; частично-поисковые, или эвристические методы: подготовка учащихся в ходе анализа текста к самостоятельному решению познавательных проблем, выполнение отдельных шагов решения и этапов исследования; исследовательские методы: организация поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем. Приемы: «Свободный микрофон», творческая мастерская, приём «Четыре угла квадрата» (работа в парах)

Оборудование:

Компьютер с доступом в интернет, проектор, интерактивная доска, тексты, универсальные схемы.

Учебно-методическое обеспечение:

Текст Е.А. Лаптева


Организационная структура урока


п/п

Этап урока


Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1

Организационный этап

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает положительный эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте.

2

Определение цели, задач и актуализация изученного материала.

Мотивационно-целевой

Создание эмоционально-психологического настроя.

Продавец книг и аптекарь

Афганская притча

Однажды аптекарь зашёл в лавку к своему соседу, продавцу книг. Увидев на прилавке новую книгу, он спросил:

-Скажи, почтенный, стоит ли читать эту книгу? Будет ли от этого какая-нибудь польза?

— Прости меня, любезный, — отозвался продавец книг, — но я её сам ещё не читал.

Аптекарь удивился:

— Как же ты, уважаемый, предлагаешь книги, которые сам не читал?!

— А я и не знал, милейший, — ответил продавец книг, — что ты принимаешь все лекарства, которыми торгуешь!

- Сформулируйте основную мысль притчи

Притча о том, как по-разному можно относиться к чтению: важно любить то, что ты делаешь, потому что опасно превратиться в продавца книг, а не книгочея.

-Как думаете, о чём сегодня будет наш разговор?

Целеполагание.

 Обобщить...

 Применить...

 Определить...

 Сопоставить...

 Подтвердить свою мысль о...

 Оценить...

 Презентовать...

 Вынести суждение о...


Знакомство с притчей, создание положительной мотивации.

В совместной деятельности формулируются цель и задачи урока.


3

Операционно-деятельный этап.

Проектировочный

Комплексный анализ текста.

Прием «Свободный микрофон»

(1)Леонид Тимофеевич Потёмкин загадочно называл себя «собирателем редкостей». (2)Его двухкомнатная квартира была заставлена остеклёнными шкафами, где хранились книги. (3) Чего только не было в этой сокровищнице! (4)Учёный мог обнаружить здесь дефицитный фолиант из серии «Философское наследство», у тонкого ценителя поэзии перехватило бы дух при виде томиков Верлена и Надсона, любителя приключенческой литературы привело бы в восторг собрание сочинений Майн Рида или Фенимора Купера... (5)И на каждой книге, как в настоящей библиотеке, стояла изготовленная самим Потёмкиным печать - экслибрис, представляющий собою выразительно гордый профиль владельца, окаймлённый геральдическим лавром. (6)Книг Леонид Тимофеевич никому не давал. (7)Отказывая, он с таинственной грустью говорил: «Ну как я могу дать книгу?» - и сокрушённо разводил руками, как бы показывая, что решение подобных вопросов зависит не от него: есть некие высшие силы, которым, хочешь не хочешь, приходится подчиняться. (8)Просители, заворожённые этим жестом, начинали верить, что действительно есть какое-то неведомое другим, почти трагическое обстоятельство, не позволяющее коллекционеру свободно распоряжаться своими книгами. (9)Чаще остальных прибегал книголюб из соседнего дома - Вовка Алексеев, курчавый, живой мальчишка с восторженно горящими глазами. (10)Он всегда начинал свою просьбу одинаково:

-(11)Леонид Тимофеевич, ведь у вас наверняка «Зверобой» есть! (12)Дайте, а то я все библио-теки обегал, а там говорят, что книжка на руках...

- (13)Нет, Володя, как же я могу дать тебе эту книгу? (14)Сам подумай!

(15)И мальчик, измеряя глазами расстояние до книжного шкафа, торопливо кивал головой, как бы говоря: я не маленький и уже знаю, что счастье так просто в руки не даётся, надо стоптать сто пар железных сапог, съесть пуд соли, прежде чем добьёшься своего. (16)Он ухо-дил, но прибегал уже на следующий день с робкой надеждой в горящих глазах: дескать, вы мне уже отказывали раз двести, может, хоть сегодня дадите... (17)Но Леонид Тимофеевич с той же загадочной печалью говорил те же слова, изображая руками всё тот же жест.

(18)Но времена книжного дефицита прошли. (19)Редкости в одночасье превратились в обыкновенные книжки, которыми оказались заполнены все магазины. (20)Теперь Потёмкин с недоумением и растерянностью спрашивал себя, зачем он потратил столько денег на покупку совершенно ненужных вещей. (21)Ему казалось, что он, человек доверчивый и неискушённый, стал жертвой каких-то хитрых аферистов, решивших обобрать его до нитки.

(22)Вечерами он брал калькулятор и скрупулёзно высчитывал, сколько денег он истратил на приобретение своей библиотеки. (23)Производить такие расчёты - дело весьма непростое. (24)Например, на книжке Носова «Незнайка на Луне» стоит цена - 94 копейки, но столько она стоила ещё в начале семидесятых годов, а как вывести её нынешнюю цену? (25)Однако даже при самых грубых округлениях сумма получалась такая астрономическая, что Леонид Тимофеевич хватался за голову и чуть не плакал от обиды...

(26)Собранные книги он никогда не читал, удовольствие он находил в том, что сознавал себя хозяином, царём, владыкой этих сокровищ. (27)И вдруг эти сокровища каким-то сказочным образом превратились в глиняные черепки. (28)Теперь Леонид Тимофеевич страстно ругает бездуховность современной молодежи, отсутствие у неё интереса к чтению и, когда вытирает пыль с полок, внезапно срывается и кричит притихшим книгам: «Я вот соберусь и выброшу вас на помойку...» (По Е.А. Лаптеву)

Е.А. Лаптев (родился в 1936 г.) - писатель-публицист

Слушают текст и выделяют доминанты.

Приём «Цветовое выделение»: дети выделяют семантические центры.


4

Закрепление знаний и способов деятельности.

Процессуальный

Восприятие, эмоциональное выделение тематических центров

-О чём текст?

-Какие чувства вызывает Леонид Тимофеевич Потёмкин?

-Почему книги - это «редкость»?

-Как герои понимают эту «редкость»?

-Почему произошла подмена понятий?

-Как Лаптев называет квартиру Потёмкина?

-Как понимает слово «сокровищница» Потёмкин? –Как его понимает Вовка Алексеев?

деньги, власть, мода книги, мир, открытия

-Потёмкин был собирателем, но не читателем: разведите эти понятия.

Прочитайте пр №5: как описывает автор печать владельца?

-Что вызывает особую гордость?

-В чём ценность книги для Потёмкина?

-Какие «высшие силы» не позволяют ему дать почитать «Зверобоя» мальчишке «с горящими от восторга глазами?»

-Сравните пр.№№1 и 9: кого противопоставляет автор?

-Почему, чтобы получить в руки книгу, надо «стоптать сто пар железных сапог, съесть пуд соли»?

-Почему автор использует сказочную строку?

-Чем вызваны недоумение и растерянность коллекционера? (много книг-много потрачено денег)

-Почему книги вдруг обесценились? Когда это вообще возможно?

-Проанализируем пр.№№ 22-24.

-Как, чем исчисляется популярность книг для Потёмкина?

-Как перевести 94 копейки в сегодняшнюю цену? Что вообще напоминает этот процесс оценки художественного мира, мира наслаждения, познание других миров…?

-Какой вопрос мучает Потёмкина?

-В чём он раньше находил удовольствие, обладая столькими редкими книгами? (хозяин, царь, владыка)

-За что ругает молодёжь?

-Почему считает её бездуховной?

-Какая произошла подмена понятий духовности-бездуховности в сознании героя?

-Почему в этом «мёртвом двухкомнатном музее» даже «книги притихли»?

-А когда книги оживают?

-чего не смог понять коллекционер?

-Кто противопоставлен Потёмкину?

На какие тематические центры можно разделить текст?

Выходим на тему ( о чём?): о ценности книги, художественного мира, способного подарить незабываемые минуты познания, любования…


Определяют тему, главную мысль, формулируют проблему, микротемы, позицию автора.


Постепенно заполняют универсальную схему подготовки к написанию сочинения.


Анализируют языковой строй текста, делают записи.


Мотивированная работа, направляемая учителем.



Примерный ответ: для Вовки книга-это «счастье», а для Потёмкина – экспонат в его «двухкомнатном музее с остеклёнными шкафами».











Определяют тематические центры, определяют связь между ними.

Зачитывают получившиеся работы, делают коррекцию, вносят правки.





5

Работа с текстом

Творческая мастерская (индивидуально-групповая работа).

Это задание проверяет у учащихся умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, совершенствует творческие способности.

Приём «Четыре угла квадрата» (работа в парах)

Определяем 4 основополагающие части работы: проблема-пример 1-пример 2-позиция автора

Заполнение Универсальной схемы


Примерный вариант-образец (для учителя)

Проблема

Узкая

Широкая

проблема постижения ценности художественного мира книги

Как постичь истинную ценность «томиков Верлена и Надсона, сочинений Майн Рида и Фенимора Купера», как не превратить чтение в «собирательство редкостей»?

Выделяем доминанты

Пример – иллюстрация №1

Пример – иллюстрация №2

Ключевые слова: деньги, дефицит, товар, власть, мода

-собрание редкостей;

-сокровищница

-остеклённые шкафы

-дефицитный фолиант

-для Потёмкина нет имён, нет восторга-для него важно, чтобы на редкой книге, на которую все смотрят с вожделением, стояла печать –экслибрис: «гордый профиль владельца, окаймлённый геральдическим лавром»

-никому не давал книги

-подчинялся «высшим силам» (? кич, мода, деньги, власть)

-с «загадочной печалью» изображал « печальный жест» и лишал мальчика последней надежды открыть мир Фенимора Купера и Майн Рида

-редкость, которая оценена в деньгах, превращается в бесполезную вещь

-рассматривает коллекцию книг, спрятанных от читателей, как обман «хитрых аферистов, решивших обобрать его до нитки»

-переживает, что 94 копейки за «Незнайку на Луне» нельзя перевести на «нынешнюю цену»

-пугает не то, что книги не открыли мир, не дали возможность насладиться «философским наследством», «Зверобоем», а то, что на приобретение библиотеки потратил «астрономическую сумму»- чуть не плакал от обиды не за прожитую впустую жизнь в окружении дефицитных экземпляров, а то, что сейчас в каждом магазине можно купить любую книгу

- Потёмкин не интересен, скудоумен

-Ему теперь не нужно разводить руками и многозначительно отказывать какому-нибудь мальчишке с «горящими от восторга глазами», ссылаясь на «высшие силы, которым хочешь не хочешь, надо подчиняться»

-чувствовал себя «царём, владыкой» -сейчас перед читателем «доверчивый, неискушённый человек, жертва аферистов»

-осталось только «вытирать с полок пыль» и грозиться «выкинуть на помойку» то, что может открывать миры…

Микровывод: П. не понимает, что, окружая себя «дефицитными фолиантами», пропустил главное-ничего из богатейшей коллекции не прочитал

Ключевые слова: книга, сокровище, счастье, постижение художественного мира

-книга, которая открывает мир

-тонкий ценитель поэзии

-перехватывает дух

-томики Верлена и Надсона

-привело бы в восторг собрание сочинений Майн Рида и Фенимора Купера

-восторженно горящие глаза Вовки Алексеева

-важна не стоимость, а сам «Зверобой», ради которого он «все библиотеки обегал»

-книгочей готов был «стоптать сто пар железных сапог, съесть пуд соли

-надеется, что на «201 раз П. даст ему книгу»

- книга – это счастье, а счастье просто так в руки не даётся

-книги – это открытия, а не скрупулёзный подсчёт потраченных денег

-редкость стала обыкновенными книжками, доступными и Вовке Алексееву, и таким же, как он, мальчишкам «с горящими глазами», но не утратила эстетической, духовной ценности

-теперь не надо «»стаптывать сто пар железных сапог, чтобы «заполучить томики Верлена и Надсона», чтобы вместе с Зверобоем постигать мир «индейских прерий…»

-доступность не значит ненужность

-цена настоящей книги-это тот след, который она оставляет в наших сердцах

- Лаптев радуется, что «сегодняшняя молодёжь» имеет возможность читать, а не собирать «мёртвую коллекцию в остеклённых шкафах»

Микровывод: Лаптев верит, что человек, обладающий богатым внутренним миром, мечтающий о приключениях и далёких островах, никогда не станет собирателем, коллекционером «дефицитных фолиантов», которые никогда не прочитает.



Автор уверен:

С автором сложно не согласиться:

Заключение


Выполняет творческую работу с учётом своих индивидуальных возможностей, собирают материал в группе, объявляют о результатах своей работы классу.


ФО: «Коллекция стикеров» - определяется лучшая работа согласно предложенным критериям к творческой работе.


1) в середине квадрата пишется проблема сочинения;

2) ученики, работая индивидуально, выдвигают предположения, формулируют доказательства; подводят мини-выводы своих размышлений;

3) происходит сбор информации;

4) объявляют результаты своей работы.


Учащиеся заполняют Универсальную схему, которая станет основой будущего сочинения.


6

Рефлексивно-оценочный этап

(можно использовать шкалу успеха)

-Что вы думаете о прошедшем занятии?

-Что было для вас важным? Чему вы научились?

-Что вам понравилось?

-Что осталось неясным?

-Уходя с урока, прикрепите стикер с вопросом, пожелание на доску, чтобы скорректировать дальнейшую работу.

Делают анализ проделанной работы, дают оценку своей деятельности на уроке, определяют наличие плюсов и минусов своей работы.


Прикрепляют стикер ( в виде книги) на доску

7

Подведение итогов урока

Слово учителя

Сегодня мы проанализировали текст, вспомнили приёмы работы над сочинением, создали черновой вариант. Я думаю, что работа была полезной, что мы ещё на шаг приблизились к качественному сочинению.

Закончить наш урок хочется притчей

Заметки на полях

Однажды между учениками разгорелась дискуссия о пользе чтения. Одни считали чтение потерей времени, а другие с этим не соглашались. Решили спросить у Мастера.

— Приходилось ли вам когда-нибудь встречать на полях книги наспех сделанные заметки, которые оказывались не менее содержательными, чем сама книга? — спросил Учитель.

Ученики утвердительно кивнули.

—Жизнь,—сказал Мастер, — одна из таких книг.


8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Закончить написание сочинения с учётом работы, проделанной на уроке; приготовить текст для работы на следующем уроке ( лучше взять текст, который вызвал затруднения)

Записывают домашнее задание


Список используемой литературы:

  1. Русский язык. 10-11 классы. Учебник - Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. – М.: Просвещение, 2014. – 288 с.

  2. Ссылка на текст Е.А. Лаптева https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sochinenie_po_tekstu_e_lapteva_222821.html

  3. Урок напечатан в сборнике И32 Из опыта работы учителей МОАУ «Гимназия №2» г. Оренбурга (технологические карты уроков). – Оренбург : МАУ «Импульс-центр», 2021. – 230 с.