Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Адаптированная рабочая программа по предмету технология (Направление «Технологии ведения дома») для обучающейся с умственной отсталостью 5-8 классы разработана на основе:
Конституции Российской Федерации.
Конвенции о правах ребёнка.
Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Концепция Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).
Приказ МО и науки РФ №38 от26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253".
Устава МБОУ СОШ №1.
Учебный план МБОУ СОШ № 1 на 2018- 2019 учебный год.
Основная образовательная программа основного общего образования (5 – 8 класс по ФГОС) МБОУ СОШ №1 на 2018 – 2019 учебный год
Календарный учебный график МБОУ СОШ № 1 на 2018 – 2019 учебного года.
Положение о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №1.
Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2018-2019 учебный год.
Авторская программа общеобразовательных учреждений по технологии (Направление «Технологии ведения дома») для 5-8 классов линии «Алгоритм успеха». Авторы: А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана - Граф, 2016.
Цель изучения предмета «Технология» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в 5-8 - х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет «Технология» должен способствовать решению следующих задач:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Характеристика особых образовательных потребностей ребенка с умственной отсталостью
С учетом данных диагностики написана характеристика на обучающегося и на этой основе разработана программа индивидуального сопровождения, направленная на преодоление возникающих затруднений у школьника с умственной отсталостью
БЕЛИЦКАЯ АНАСТАСИЯ
Обучается по индивидуальной адаптированной образовательной программме для детей с умственной отсталостью. Форма обучения: на дому. Не ориентирована на познавательную деятельность. По всем предметам успевает очень слабо. Память механическая, слабая. Мышление замедленное. Затрудняется в обобщении даже простых предметов.
Внимание непроизвольное, с большим трудом переключается с одного вида работы на другой. Объем внимания не соответствует возрастным нормам. Не ориентируется на странице учебника, тетради, экране компьютера. Любая работа на уроке возможна только при организующей, сопровождающей и контролирующей помощи взрослого. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные поэтапные действия с педагогом. Самостоятельные действия отсутствуют. Темп работы очень медленный. Объяснение нового материала на уроке требует неоднократного повторения
Скорость чтения достаточная. Чтение монотонное. Запомнить для пересказа может только небольшой по объему текст. Пересказ скудный, с большим количеством повторений, много внимания уделяет незначительным деталям, упуская важное. Нарушает логическую последовательность при пересказе.
При письме допускает множество ошибок: пропуск, замена букв и слогов, написание лишних букв.
Не может определить границы предложения в речи, правильно оформить предложение на письме, установить порядок предложений в деформированном тексте.
Гласные и согласные звуки различает, деление слов на слоги и правила переноса слов усвоила.
Правила «Большая буква в именах собственных», «Гласные после шипящих», «Слова с сочетаниями ЧК, ЧН», «Безударный гласный» и «Парный согласный в конце слова» знает, но применять их на практике может только в том случае, если на них укажет педагог. Большие трудности испытывает при подборе проверочных слов для безударных гласных.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение – не определяет.
Свою работу проверить не может. Часто проявляет упрямство, отказывается от выполнения заданий.
Обучение в обычном классе общеобразовательной школы бесперспективно.
Ручной труд
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Место предмета в базисном учебном плане
В базисном учебном плане основного общего образования на изучение предмета технология (Направление «Технологии ведения дома») отводится 140 часов (4 часа в неделю)
Содержание учебного предмета.
Раздел: Вводное занятие. (4 часа)
Технология как дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Вводный инструктаж по охране труда. Краткая формулировка задачи проекта. Постановка проблемы. Звездочка обдумывания. Этапы проектной деятельности. Раздел: Технологии растениеводства (осенние сельскохозяйственные работы) (32 часа)
Основные задачи и отрасли сельского хозяйства. Понятие «сельскохозяйственные культуры». Многообразие сельскохозяйственных растений. Понятие «обработка почвы». Безопасные приемы работы при обработке почвы. Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни
Лабораторно-практические работы:
Уборка цветников
Уборка растительных остатков с участка
Поверхностное рыхление почвы
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (8 часов)
Тема 1. Интерьер кухни, столовой
Теоретические сведения.
Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.
Комнатные растения в интерьере
Фитодизайн как искусство оформления интерьера.
Требования растений к окружающим условиям.
Лабораторно-практические и практические работы.
Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой. Проектирование кухни с помощью ПК.
Разновидности комнатных
Раздел «Электротехника» (4 часа)
Тема 1. Бытовые электроприборы
Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.
Раздел «Кулинария» (16 часов)
Тема 1. Санитария и гигиена на кухне
Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.
Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.
Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, кухонным инвентарём. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Лабораторно-практические и практические работы.
Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
Тема 2. Физиология питания
Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.
Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, чая, какао. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Особенности кулинарного использования яиц. Канапе, сандвич, диетическое яйцо, столовое, всмятку, «в мешочек», вкрутую
Крупы, бобовые и макаронные изделия, требования к их качеству. Первичная обработка круп, бобовых и макаронных изделий. Пищевая ценность. Виды тепловой обработки.
Виды овощей. Содержание в них питательных веществ и витаминов. Методы определения качества овощей. Назначение и виды первичной и тепловой обработок овощей.
Первичная и тепловая обработки овощей, салат, заправка
Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола и правила поведения за столом.
Сервировка, салфетка, этикет Сервировка стола к ужину. Элементы этикета.
Правила пользования столовыми приборами. Правила поведения за столом и приема гостей.
Лабораторно-практические работы:
Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды. Разработка меню завтрака
Практическая работа: «Составление меню, расчет количества и стоимости продуктов».
Практическая работа: «Сервировка стола к ужину».
Раздел: « Элементы материаловедения» (8 часов )
Тема 1. Свойства текстильных материалов
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани, кромка и ширина ткани. Ткацкие переплетения: полотняное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.
Лабораторно-практические и практические работы.
Определение направления долевой нити в ткани.
Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.
Сравнительный анализ прочности окраски тканей.
Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Раздел: «Ручные работы» (20 часов)
Основные теоретические сведения.
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Практические работы.
Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.
Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы без узлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.
Варианты объектов труда.
Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.
Раздел: «Художественные ремёсла» (16 часов)
Основные теоретические сведения.
Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.
Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.
Практические работы.
Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестиугольник).
Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.
Раздел: Технологии растениеводства (весенние сельскохозяйственные работы) (32 часа)
Вводный урок. Инструктаж по ТБ и соблюдение правил работы на пришкольном участке.
Основы аграрной технологии
Знакомство с земляными работами в весенний период. Т/б при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
Удобрение почвы. Виды удобрений. Виды удобрений, их применение. Понятие «подкормка», сочетание подкормки с междурядной обработкой почвы. Правила безопасной работы
Подготовка семян и посадочного материала к посеву. Весенние посевы и посадки
Приемы выращивания культурных растений. Полевой опыт. Посев семян на рассаду.
Технология выращивания цветочных и овощных культур
Севообороты. Сельскохозяйственный инвентарь. Типы севооборота.
Весенняя обработка почвы
Мелиорация сельскохозяйственных угодий. Вегетационные поливы.
Особенности ухода за растениями.
Технология выращивания цветочных и овощных культур семена, корни, луковицы, стеблевые черенки, учебная,
Приемы ухода за растениями Уход за цветочно-декоративными растениями
Понятия «однолетние зеленые культуры». Сроки и способы посева семян зеленых культур. Правила безопасной работы.
Практические работы.
«Подкормка растений». «Подготовка семян и посадочного материала к посеву». «Посев семян овощных культур на рассаду». «Подготовка цветочных клумб». «Весенняя обработка почвы». «Высадка рассады овощных культур». «Высадка рассады цветочных культур».
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты обучения
сформированность личностных познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в предметной технологической деятельности и необходимости непрерывного образования в современном обществе;
самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков;
мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
готовность к выбору индивидуальной траектории будущей образовательной и профессиональной деятельности, в соответствии с собственными интересами и возможностями, и потребностями общества;
развитие теоретического, технико-технологического, экономического и
исследовательского мышления;
развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности;
людьми, находить общие цели для их достижений;
проявление бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам, приобретение опыта природоохранной деятельности;
формирование эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры, воспитание патриота своей Родины.
Метапредметные результаты обучения
планирование процесса познавательно-трудовой деятельности с опорой на алгоритмы;
определение организационных и материально-технических условий для выбора способа решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда
Предметные результаты обучения
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания продукта труда;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания продукта труда;
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании продукта труда;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании продукта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
Особенности организации учебного процесса по предмету:
использование нетрадиционных форм работы на уроках для профилактики переутомления;
применение мультисенсорных техник обучения (воздействие в процессе обучения на все каналы восприятия ребенка: слух, зрения, осязание);
щадящий режим.
В результате изучения технологии ученик:
научится
основные технологические понятия;
назначение и технологические свойства материалов;
назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
сможет научиться
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги;
построения планов профессионального образования и трудоустройства.