СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка к рабочей программе по истории 5-7 классы ФГОС.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
РАССМОТРЕНО: на заседании педагогического совета протокол №__ от ____2017 год | СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР ____________ Л.Л. Садырева «____» __________ 2017 год | УТВЕРЖДАЮ: директор МБОУ «СОШ № 4» __________ Е.Н. Мишуткина «____»__________ 2017 год |
Рабочая программа
учебного предмета
«История»
для 5-7 классов
на 2017-2018 учебный год
Составила
Блинова Н.И.,
учитель истории
Верхний Уфалей
2017 год
Планируемые результаты освоения истории.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «История Древнего мира» 5 класс.
Личностные
Осознают свою идентичность как гражданина страны, как члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной группы.
Понимают важность исполнения роли хорошего ученика, важность учёбы и познания нового
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы;
Выражают положительное отношение к процессу познания; Адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность
Смогут охарактеризовать достижения первобытного человека и их значение для развития человечества в древности
Научаться давать собственную оценку изменениям, произошедшим в жизни первобытных людей
Научатся давать оценку наиболее значительным событиям истории, аргументируя свое мнение
Смогут осознать, что такое уважение и принятие межэтнической толерантности в современном Олимпийском движении
Научатся формулировать оценочные выводы о роли исторических личностей в истории Древних государств
Научатся характеризовать вклад древних государств в мировую цивилизацию.
Метапредметные
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
|
|
|
Предметные
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «История Средних веков» и «История России с древнейших времен до XVI века» 6 класс.
Личностные результаты.
Проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности.
Понимают необходимость учения.
Проявляют заинтересованность в саморазвитии и получении дополнительной информации.
Осознают социальный опыт предшествующих поколений.
Проявляют способность к определению своей позиции.
Проявляют уважение к культуре других народов.
Ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных слоев общества.
Понимают причины успеха в учебной деятельности
Осознают и проявляют себя гражданином России
Проявляют межэтническую толерантность, уважение и принятие культуры, образа жизни других народов, населявших территорию России
Эмоционально положительно принимают свою этническую принадлежность
Проявляют устойчивый познавательный интерес при самостоятельном поиске ответов на вопросы учителя
Осознают свою этнической принадлежности через эмоциональное сопереживание трагического прошлого в истории нашего государства.
Формируется чувство патриотизма, гордости за свою страну.
Проявляют уважение к истории, культурным и историческим памятникам Руси.
Развивают эстетическое сознание через освоение художественного наследия.
Метапредметные результаты
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные |
|
|
|
Предметные результаты.
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «История Нового времени»
и «История России XVI – конец XVII века» 7 класс.
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
В рамках когнитивного компонента: - представление о национальных ценностях, традициях, культуры, знание о народах и этнических группах России; - представление об общекультурном наследии России и общемировом культурном наследии; - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; В рамках ценностного и эмоционального компонентов: - гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; - уважение к истории, культурным и историческим памятникам; - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; - позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности | В рамках когнитивного компонента - основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями В рамках ценностного и эмоционального компонентов: - осознания гуманистических традиций и ценности современного общества, уважение прав и свобод человека; - способности осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; В рамках деятельностного (поведенческого) компонента - умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий
|
Метапредметные результаты
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные |
Обучающийся научится: основам реализации проектно-исследовательской деятельности - формулировать гипотезы исследования - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет - давать определение понятиям; - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию; Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного: - решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: - различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию; - сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; - структурировать текст, - преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому; - сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте - Критически относиться к информации в разных источниках - откликаться на содержание текста: - находить доводы в защиту своей точки зрения; оценка информации • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.
Обучающийся получит возможность научиться: - основам реализации проектно-исследовательской деятельности - постановке проблемы и аргументированию её актуальности; - оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей основам поискового чтения; - связывать, соотносить информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; - откликаться на содержание текста: - оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
| Обучающийся научится: планировать пути достижения цели: - самостоятельно на основе цели и задач урока (плана), спланировать свою деятельность (интеллектуальные действия, форму работы) рефлексия: фиксация нового знания через – ключевые слова, графические модели, краткие умозаключения, вопросы прогнозирование: - оперировать понятиями «причина- следствие»
Обучающийся получит возможность научиться: - постановке новых целей, преобразованию практической задачи в познавательную; - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - устанавливать целевые приоритеты; - самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса
| Обучающийся научится: передача информации и отображение предметного содержания: - строить монологическое контекстное высказывание; организация сотрудничества: -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
Обучающийся получит возможность научиться: Организация сотрудничества: - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Учитывать позиций партнера: - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; |
Предметные результаты.
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. | • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности; • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
|
Содержание учебного предмета «История»
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании обучающимися исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. В соответствии с задачами изучения предмета на ступени основного общего образования в курсе отечественной истории расширен материал социокультурного характера, имеющий мировоззренческое значение, пробуждающий интерес к прошлому страны и ее народов.
Тематическое планирование по истории Древнего мира 5 класс
Содержание учебного предмета | Тема раздела (кол-во часов) |
Что изучает история. Измерение времени в истории (счет лет до н. э. и н. э.). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические наук | Введение в предмет (10 ч) |
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций | Первобытность (5ч.) |
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города -государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Военные по- ходы. Рабы. Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина; Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии; гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление подвластными территориями. Зороастризм. Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, Варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена | Древний Восток (18ч.) |
Древнейшая и архаическая Греция. Условия жизни и занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены и др.). Троянская война; «Илиада», «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Греческие города-государства (политический строй, аристократия и демос). Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины. Утверждение демократии. За- коны Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира | Древняя Греция. Эллинизм (20ч.) |
Древнейший период. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Религиозные верования. Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима. Римская литература, «золотой век поэзии». Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян
| Древний Рим (16 ч.) |
Вклад древних цивилизаций в историю человечества | Историческое и культурное наследие Древнего мира (1ч.) |
Тематическое планирование по истории Средних веков 6 класс
Содержание учебного предмета | Тема раздела (кол-во часов) |
На пороге Средневековья. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования; короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. | Становление Средневековой Европы (VI-IX века) (6ч.) |
Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии, отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии. | Византийская империя и славяне в VI-IX веках (3ч.) |
Расселение, занятия арабских племен. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура | Арабы в VI-IX веках (1ч.) |
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община | Феодалы и крестьяне (2ч.) |
Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые го- рода-республики. Облик средневековых городов. Жизнь и быт горожан. | Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2ч.) |
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светских правителей и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. | Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. (3ч.) |
Государства Европы в XII—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Жанна д'Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полу- острове. Итальянские республики в XII-XV вв. | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века) (5ч.) |
Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уолта Тайлера). Гуситское движение в Чехии. Византийская империя. Ослабление империи. Вторжение турок-османов на Балканы. Падение Византии. | Славянские государства и Византия в XIV-XV веках (2ч.) |
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о ми- ре. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения | Культура Западной Европы в Средние века (3ч.) |
Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2ч.) |
Средние века в истории | Наследия Средних веков в истории человечества (3ч.) |
Тематическое планирование по истории России 6 класс
Содержание учебного предмета | Тема раздела (кол-во часов) |
История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона - часть истории России. Источники по российской истории | Предмет отечественной истории (1ч) |
Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья | Древнейшие народы на территории России (5ч) |
Восточные славяне. Расселение, занятия, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними на- родами и государствами. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Два центра славянской государственности - Новгород и Киев. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина. Полюдье. Русь и Степь. Византия и Русь. Крещение Руси. Владимир Святославич. Причины и значение принятия христианства на Руси. Христианство и язычество. Русь в конце X - первой трети XII в. Внутренняя и внешняя политика князей. Система управления страной. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Развитие городов, ремесел и торговли. Русская Правда. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Древнерусская культура. Былинный эпос. Распространение славянской письменности, грамотность на Руси. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Памятники древнерусского зодчества. Храмовая живопись (фрески, мозаики). Иконы. Города - центры культурной и религиозной жизни. Быт и нравы населения городов и деревень. Историческое и культурное наследие Древней Руси.
| Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. (10ч) |
Причины и последствия политической раздробленности русских земель. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Походы монголов на Русь. Героическая оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды. Борьба на- селения русских земель против ордынского владычества. Русь и Запад. Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Невская битва и Ледовое побоище, их значение. Александр Невский - политик и военачальник. Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Влияние монгольского нашествия на судьбу Руси | Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII в (17ч) |
Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Иван Калита. Взаимоотношения Москвы с Ордой. Дмитрий Донской. Княжеская власть и церковь; Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее значение. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Рост территории Московского княжества. Отношения между Москвой и Литвой. Русь и Золотая Орда. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Завершение объединения земель вокруг Москвы. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства. Становление самодержавия. Органы государственного управления. Общерусский Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси. Вотчинно-поместное землевладение. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, начало их закрепощения. Власть и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении велико- княжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва - Третий Рим». Культура и быт Руси в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Повести, сказания, жития. Произведения Куликовского цикла. Русское зодчество: Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости. Расцвет русской иконописи. Ф. Грек, А. Рублев. Быт различных слоев населения. Роль Москвы в борьбе с ордынским владычеством. Общее и особенное в образовании централизованных государств в России и Западной Европе | Московская Русь в XIV—XV вв. (5ч) |
Тематическое планирование по истории Нового времени 7 класс
Содержание учебного предмета | Тема раздела (кол-во часов) |
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Великие географические открытия. Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен. Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм».Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон. Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма Европейское общество в раннее Новое время. Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества. Великие гуманисты Европы. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Мир художественной культуры Возрождения. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Сан-ти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения. Рождение новой европейской науки. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма*. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII— «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I— «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IVБурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте. | Мир в начале Нового времени (15ч.) |
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе. Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества. Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений. | Первые революции Нового времени (5ч.) |
Западноевропейская культура XVIII в. Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж- Б. С. Шарден. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил. Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры. Промышленный переворот в Англии Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса. Североамериканские колонии в борьбе за независимость Образование Соединенных Штатов Америки Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма. Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки. Великая французская революция XVIII в. Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства. | Эпоха Просвещения. Время преобразований (6ч.) |
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения. | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3ч.) |
Тематическое планирование по истории России XVI – конец XVII 7 класс
Содержание учебного предмета | Тема раздела (кол-во часов) |
Василий III и его время: начало правления, завершение объединения земель вокруг Москвы. Личность Василия III, внешняя политика, окончание правления. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Скандальный развод. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Российское государство и общество: трудности роста. Территория и население. Особенности социально- экономического развития. Организация власти. Правление Елены Глинской. Боярское правление: борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Начало реформ Ивана IV. Избранная рада. Венчание Ивана IV на царство. Восстание в Москве. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Строительство царства. Реформы середины XVI в. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Реформа центрального управления. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Военная реформа. Строительство царства. Реформы середины XVI в. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Военная реформа. Внешняя политика Ивана IV. Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Строительство засечных черт на южных границах государства. Основание Орла. Опричнина. Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Влияние опричнины на внешнюю политику России. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Русская культура в XVI веке. Публицистика. Литература. Начало книгопечатания. Развитие архитектуры. Иконопись. Произведения декоративно - прикладного искусства. Народная культура. | Создание Московского царства (11 ч.) |
Кризис власти на рубеже XVI - XVII веков. Федор Иоаннович и Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Царствование Бориса Годунова. Начало Смуты. Самозванец на престоле. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Причины и суть Смутного времени. Голод 1601 —1603 гг. и обострение социально -экономического кризиса. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Воцарение Василия Шуйского. Разгар Смуты. Власть и народ. Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско -литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице -Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина –Шуйского и Я. П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Начало патриотического подъема. «Семибоярщина». Первое ополчение и его неудача. Окончание Смуты. Новая династия. Второе ополчение. Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. | Смута в России (4 ч.) |
Социально - экономическое развитие России в XVII. Территория и население. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесел. Возникновение мануфактур. Торговля. Рост городов. Сословия XVII века: «верхи» общества. Бояре и дворяне. Требования дворянства. Служилые люди «по прибору». Духовенство. Сословия XVII века: «низы» общества. Владельческие и черносошные крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Экономическая политика. Государственное устройство России в XVII веке. Образ власти. Боярская дума. Приказная система. Местное управление. Военная реформа. | «Богатырский век» (5ч) |
Внутренняя политика царя Алексея Михайловича. Начало правления Алексея Михайловича. Соляной бунт и его последствия. Псковское восстание. Формирование абсолютизма. Падение роли Земских соборов. Соборное уложение 1649 г. и его значение. Абсолютизм. Окружение царя Алексея Михайловича. Церковный раскол. Церковь в первой половине XVII в. Патриарх Никон. Никониане и старообрядцы. Конфликт Никона с царем. Церковный собор 1666 —1667 гг. Гонения на старообрядцев. Народный ответ. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания, Медный бунт. Восстание под предводительством Степана Разина. Значение выступления Разина. | «Бунташный век» (5 ч.) |
Внешняя политика России в XVII веке. Международное положение Русского государства. Русская дипломатия в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Войны с Османской империей и Крымским ханством. Отношения с Калмыцким ханством. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Причины и характер продвижения русских на восток. Народы Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Взаимоотношения с Китаем. | Россия на новых рубежах (3 часа) |
Политика Фёдора Алексеевича Романова. Царь Федор Алексеевич. Реформы органов управления. Военные и социально- экономические изменения. Духовная и культурная жизнь. Борьба за власть в конце XVII века. Стрелецкое восстание 1682 г. Правление царевны Софьи. Приход к власти Петра I. Россия накануне петровского времени. Культура Руси в XVII веке. Усиление светского характера культуры. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Просвещение и образование, основание Славяно-греко- латинской академии. Мир человека XVII века. Особенности мировоззрения русских людей XVII в. А. Л. Ордин-Нащокин. Перемены в быте. Интерес к западной культуре, начало распространения западных обычаев. | В канун великих реформ (5 часов) |