СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к рабочей программе по истории 5-7 классы.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к рабочей программе по истории 5-7 классы ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по истории 5-7 классы.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»


РАССМОТРЕНО:

на заседании педагогического

совета

протокол №__ от ____2017 год


СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

____________ Л.Л. Садырева

«____» __________ 2017 год


УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ «СОШ № 4»

__________ Е.Н. Мишуткина

«____»__________ 2017 год












Рабочая программа

учебного предмета

«История»

для 5-7 классов

на 2017-2018 учебный год







Составила

Блинова Н.И.,

учитель истории










Верхний Уфалей

2017 год

Планируемые результаты освоения истории.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «История Древнего мира» 5 класс.

Личностные

  • Осознают свою идентичность как гражданина страны, как члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной группы.

  • Понимают важность исполнения роли хорошего ученика, важность учёбы и познания нового

  • Сохраняют мотивацию к учебной деятельности

  • Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы;

  • Выражают положительное отношение к процессу познания; Адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности

  • Осознают социально-нравственный опыт предше­ствующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность

  • Смогут охарактеризовать достижения первобытного человека и их значение для развития человечества в древности

  • Научаться давать собственную оценку изменениям, произошедшим в жизни первобытных людей

  • Научатся давать оценку наиболее значительным событиям истории, аргументируя свое мнение

  • Смогут осознать, что такое уважение и принятие межэтнической толерантности в современном Олимпийском движении

  • Научатся формулировать оценочные выводы о роли исторических личностей в истории Древних государств

Научатся характеризовать вклад древних государств в мировую цивилизацию.

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

  • умеют оценивать свою работу на уроке;

  • анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.

  • в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки, и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;

  • принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

  • самостоятельно формулируют задание; определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.

  • удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

  • Описывают исторические события по предложенному плану

  • составляют описание рисунка по заданному алгоритму

  • осуществляют работу с текстом учебника и дополнительной литературой

  • выдвигают версии, прогнозируют причины исторических событий.

  • выделяют и формулируют познавательную цель; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

  • сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников, в том числе и из справочного аппарата учебника.

  • выявляют особенности объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

  • устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям.

  • - работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки при помощью учителя.

  • самостоятельно делают выводы, перерабатывают и представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений.

  • воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.

  • извлекают необходимую информацию из текста учебника, используя технологию продуктивного чтения

  • работают с картой, определяя местоположение стран.

  • владеют смысловым чтением, вычитывают фактуальную и подтекстовую информацию с помощью текстовых источников и иллюстраций

  • составляют развернутый план параграфа

  • систематизируют изученный материал

  • оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра; вступают в коллективное учебное сотрудничество

  • читают вслух и про себя текс учебника и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы и ищут ответы, проверяют себя)

  • взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

  • планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром

  • участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки

  • вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов, обмениваются мнениями

  • принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

  • планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром

  • используя различные источники составлять рассказы, готовить презентации, доклады, выступления.

  • умеют вести конструктивный диалог на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия разных точек зрения

Предметные

Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.



Выпускник получит возможность научиться:

давать характеристику общественного строя древних государств;

сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «История Средних веков» и «История России с древнейших времен до XVI века» 6 класс.

Личностные результаты.

  • Проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности.

  • Понимают необходимость учения.

  • Проявляют заинтересованность в саморазвитии и получении дополнительной информации.

  • Осознают социальный опыт предшествующих поколений.

  • Проявляют способность к определению своей позиции.

  • Проявляют уважение к культуре других народов.

  • Ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных слоев общества.

  • Понимают причины успеха в учебной деятельности

  • Осознают и проявляют себя гражданином России

  • Проявляют межэтническую толерантность, уважение и принятие культуры, образа жизни других народов, населявших территорию России

  • Эмоционально положительно принимают свою этническую принадлежность

  • Проявляют устойчивый познавательный интерес при самостоятельном поиске ответов на вопросы учителя

  • Осознают свою этнической принадлежности через эмоциональное сопереживание трагического прошлого в истории нашего государства.

  • Формируется чувство патриотизма, гордости за свою страну.

  • Проявляют уважение к истории, культурным и историческим памятникам Руси.

  • Развивают эстетическое сознание через освоение художественного наследия.

Метапредметные результаты

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

  • Умение ориентироваться в учебнике.

  • Преобразуют информацию из одной формы в другую.

  • Делают выводы.

  • Выделяют информацию из текста.

  • Структурируют учебный материал.

  • Строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

  • Находят необходимую информацию, используя учебник.

  • Проводят сравнение по заданным критериям

  • Умеют осмысленно и полностью воспроизводить учебный материал.

  • Владеют умением составлять конспект.

  • Работают с иллюстративным материалом.

  • Используют современные источники информации.

  • Формулируют и обосновывают выводы.

  • Структурируют учебный материал, выделяют логические части текста и определяют в них главное

  • Осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме.

  • Представляют результату своей деятельности в табличной форме.

  • Моделируют логические схемы.

  • Выделяют основную и второстепенную информацию.

  • Устанавливают причинно-следственные связи.

  • Составляют план на основе презентации учителя.

  • Разрабатывают алгоритм поисковых действий.

  • Работают с историческими документами, анализируют их и делают выводы.

  • Проводят обобщение, систематизацию и анализ исторического материала по заданным критериям.


  • Принимают учебную задачу.

  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят в них необходимые коррективы.

  • Адекватно воспринимают оценку учителя.

  • Выделяют и сохраняют учебные задачи.

  • Оценивают свою работу на уроке.

  • Выбирают способ и результат действий

  • Осуществляют контроль и коррекцию своей деятельности.

  • Осознают качество и уровень усвоенного материала.

  • Формируют собственный алгоритм для решения задачи.

  • Прогнозируют ожидаемый результат.

  • Проявляют способности к волевому усилию

  • Определяют способы действий в рамках предложенных условий и требований,

  • Самостоятельно планируют пути достижения учебных задач и последовательность своих действий.

  • Самостоятельно контролируют свое время и управлять им.

  • Владеют основами саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своей учебной деятельностью, направленной на достижение поставленных учителем задач.

  • Осуществляют самоконтроль в форме сличения результатов работы своей группы по составлению хронологической таблицы.

  • Прогнозируют развитие процесса при выдвижении гипотез в работе над проблемным вопросом.

  • Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

  • Формулируют устные ответы на поставленные вопросы.

  • Строят монологические высказывания.

  • Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируя свою позицию.

  • Учитывают мнение партнера и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

  • Используют критерии для обоснования своего суждения

  • Адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач.

  • Владеют диалогической формой речи.

  • Определяют способы взаимодействия с партнером.

  • Учитывают разные мнения и приходят к общему решению в совместной деятельности.

  • Активно участвуют в коллективном обсуждении.

  • Оказывают в сотрудничестве необходимую помощь

  • Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, осуществляют его пошаговый контроль.

  • Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

  • Умеют формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников

  • Учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Предметные результаты.



Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.



Выпускник получит возможность научиться:

давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.







Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «История Нового времени»

и «История России XVI – конец XVII века» 7 класс.


Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

В рамках когнитивного компонента:

- представление о национальных ценностях, традициях, культуры, знание о народах и этнических группах России;

- представление об общекультурном наследии России и общемировом культурном наследии;

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов:

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности

В рамках когнитивного компонента

- основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями

В рамках ценностного и эмоционального компонентов:

- осознания гуманистических традиций и ценности современного общества, уважение прав и свобод человека;

- способности осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента

- умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий

















Метапредметные результаты

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Обучающийся научится:

основам реализации проектно-исследовательской деятельности

- формулировать гипотезы исследования

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет

- давать определение понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию;

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- различать темы и подтемы специального текста;

выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- структурировать текст,

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;

- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте

- Критически относиться к информации в разных источниках

- откликаться на содержание текста:

- находить доводы в защиту своей точки зрения;

оценка информации

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.


Обучающийся получит возможность научиться:

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности

- постановке проблемы и аргументированию её актуальности;

- оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

основам поискового чтения;

- связывать, соотносить информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- откликаться на содержание текста:

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;



Обучающийся научится:

планировать пути достижения цели:

- самостоятельно на основе цели и задач урока (плана), спланировать свою деятельность

(интеллектуальные действия, форму работы)

рефлексия: фиксация нового знания

через – ключевые слова, графические модели, краткие умозаключения, вопросы

прогнозирование:

- оперировать понятиями «причина- следствие»


Обучающийся получит возможность научиться:

- постановке новых целей, преобразованию практической задачи в познавательную;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- устанавливать целевые приоритеты;

- самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса


Обучающийся научится:

передача информации и отображение предметного содержания:

- строить монологическое контекстное высказывание;

организация сотрудничества:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;


Обучающийся получит возможность научиться:

Организация сотрудничества:

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Учитывать позиций партнера:

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;


















Предметные результаты.


Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.




Содержание учебного предмета «История»

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании обучающимися исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. В соответствии с задачами изучения предмета на ступени основного общего образования в курсе отечественной истории расширен материал социокультурного характера, имеющий мировоззренческое значение, пробуждающий интерес к прошлому страны и ее народов.





Тематическое планирование по истории Древнего мира 5 класс


Содержание учебного предмета

Тема раздела (кол-во часов)

Что изучает история. Измерение времени в истории (счет лет до н. э. и н. э.). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические наук

Введение в предмет

(10 ч)

Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций

Первобытность

(5ч.)

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города -государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Военные по- ходы. Рабы. Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина; Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии; гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление подвластными территориями. Зороастризм. Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, Варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена

Древний Восток

(18ч.)

Древнейшая и архаическая Греция. Условия жизни и занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены и др.). Троянская война; «Илиада», «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Греческие города-государства (политический строй, аристократия и демос). Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины. Утверждение демократии. За- коны Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира

Древняя Греция. Эллинизм

(20ч.)

Древнейший период. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Религиозные верования. Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима. Римская литература, «золотой век поэзии». Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян


Древний Рим

(16 ч.)

Вклад древних цивилизаций в историю человечества

Историческое и культурное наследие Древнего мира

(1ч.)




Тематическое планирование по истории Средних веков 6 класс


Содержание учебного предмета

Тема раздела (кол-во часов)

На пороге Средневековья. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования; короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания.

Становление Средневековой Европы (VI-IX века)

(6ч.)

Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии, отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

Византийская империя и славяне в VI-IX веках

(3ч.)

Расселение, занятия арабских племен. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура

Арабы в VI-IX веках

(1ч.)

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община

Феодалы и крестьяне

(2ч.)

Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые го- рода-республики. Облик средневековых городов. Жизнь и быт горожан.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

(2ч.)

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светских правителей и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

(3ч.)

Государства Европы в XII—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Жанна д'Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полу- острове. Итальянские республики в XII-XV вв.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века)

(5ч.)

Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уолта Тайлера). Гуситское движение в Чехии. Византийская империя. Ослабление империи. Вторжение турок-османов на Балканы. Падение Византии.

Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

(2ч.)

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о ми- ре. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения

Культура Западной Европы в Средние века

(3ч.)

Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

(2ч.)

Средние века в истории

Наследия Средних веков в истории человечества (3ч.)


Тематическое планирование по истории России 6 класс


Содержание учебного предмета

Тема раздела (кол-во часов)

История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона - часть истории России. Источники по российской истории

Предмет отечественной истории (1ч)

Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья

Древнейшие народы на территории России (5ч)

Восточные славяне. Расселение, занятия, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними на- родами и государствами. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Два центра славянской государственности - Новгород и Киев. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина. Полюдье. Русь и Степь. Византия и Русь. Крещение Руси. Владимир Святославич. Причины и значение принятия христианства на Руси. Христианство и язычество. Русь в конце X - первой трети XII в. Внутренняя и внешняя политика князей. Система управления страной. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Развитие городов, ремесел и торговли. Русская Правда. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Древнерусская культура. Былинный эпос. Распространение славянской письменности, грамотность на Руси. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Памятники древнерусского зодчества. Храмовая живопись (фрески, мозаики). Иконы. Города - центры культурной и религиозной жизни. Быт и нравы населения городов и деревень. Историческое и культурное наследие Древней Руси.


Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. (10ч)

Причины и последствия политической раздробленности русских земель. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Походы монголов на Русь. Героическая оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды. Борьба на- селения русских земель против ордынского владычества. Русь и Запад. Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Невская битва и Ледовое побоище, их значение. Александр Невский - политик и военачальник. Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Влияние монгольского нашествия на судьбу Руси

Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII в

(17ч)

Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Иван Калита. Взаимоотношения Москвы с Ордой. Дмитрий Донской. Княжеская власть и церковь; Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее значение. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Рост территории Московского княжества. Отношения между Москвой и Литвой. Русь и Золотая Орда. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Завершение объединения земель вокруг Москвы. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства. Становление самодержавия. Органы государственного управления. Общерусский Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси. Вотчинно-поместное землевладение. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, начало их закрепощения. Власть и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении велико- княжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва - Третий Рим». Культура и быт Руси в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Повести, сказания, жития. Произведения Куликовского цикла. Русское зодчество: Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости. Расцвет русской иконописи. Ф. Грек, А. Рублев. Быт различных слоев населения. Роль Москвы в борьбе с ордынским владычеством. Общее и особенное в образовании централизованных государств в России и Западной Европе

Московская Русь в XIV—XV вв.

(5ч)









Тематическое планирование по истории Нового времени 7 класс


Содержание учебного предмета

Тема раздела

(кол-во часов)

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Геог­рафические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике  Море­плаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Великие географические открытия. Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового матери­ка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.

Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания миро­вого рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

 Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм».Значе­ние абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая си­стема государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Бо­жий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

 Дух предпринимательства преобразует экономикуРост горо­дов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые ком­пании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капитали­стическое предприятие. Рождение капитализма

Европейское общество в раннее Новое время. Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворян­ство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжниче­ство. Законы о нищих.

 Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жиз­ни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — меня­лась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

 Великие гуманисты Европы. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершен­ном государстве. Ф. Рабле и его герои.

 Мир художественной культуры Возрождения. Творчество Уильяма Шек­спира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Му­зыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрож­дения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Сан-ти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусст­ва Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.

 Рождение новой европейской науки. Разрушение средневе­кового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важ­нейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого ор­ганизма*. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники фи­лософии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей

 Реформация — борьба за переустройство церквиПричины Реформации   и   ее распространение в Европе. Мартин Лютер: че­ловек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь на­родной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, ос­новные события, значение.

 Учение и церковь Жана КальвинаБорьба католической церк­ви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII— «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I— «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

      Религиозные войны и абсолютная монархия во ФранцииБорь­ба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IVБурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Мир в начале Нового времени (15ч.)

Нидерландская революция и рождение свободной Республики ГолландииНидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерлан­дов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испа­нией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободи­тельной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голланд­ская республика — самая экономически развитая страна в Европе.

 Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стю­арт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление рес­публики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламент­ской монархии. Права личности и парламентская система в Анг­лии — создание условий для развития  индустриального общества.

Международные отношенияПричины международных конфлик­тов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропей­ская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная система. Организация евро­пейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Гус­тав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вест­фальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство — война за династические ин­тересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития меж­дународных отношений.

Первые революции Нового времени (5ч.)

Западноевропейская культура XVIII в.

Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрож­дения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся бур­жуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разде­лении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами фео­дальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Вли­яние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Са­тира на пороки современного общества в произведениях Д. Свиф­та. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искус­ство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж- Б. С. Шарден.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произ­ведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославле­ние Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для фор­мирования новых гуманистических ценностей в европейском и се­вероамериканском обществах. Секуляризация культуры.

   Промышленный переворот в Англии

 Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталис­тического предпринимательства. Промышленный переворот в Анг­лии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фаб­ричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена техническо­го прогресса.

 Североамериканские колонии в борьбе за независимость Образование Соединенных Штатов Америки

 Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройст­во и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоз­зрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование севе­роамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Об­разование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.

Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Пози­ция России.

Историческое значение образования Соединенных Штатов Аме­рики.

 Великая французская революция XVIII в.

 Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-эконо­мического и политического развития. Людовик XVI, попытка прове­дения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охва­тывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглаше­ние республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: чер­ты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Лю­довика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Яко­бинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской дик­татуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Госу­дарственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление кон­сульства.

Эпоха Просвещения. Время преобразований (6ч.)

Основные черты традиционного обществагосударство — вер­ховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регла­ментация государством жизни подданных. Религии Востока: конфу­цианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в ИндииСозда­ние империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика ре­форм. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отноше­ния. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая от­страненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии ТокугавыПравление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «За­крытие» Японии. Русско-японские отношения.

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3ч.)


Тематическое планирование по истории России XVI – конец XVII 7 класс


Содержание учебного предмета

Тема раздела (кол-во часов)

Василий III и его время: начало правления, завершение объединения земель вокруг Москвы. Личность Василия III, внешняя политика, окончание правления. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Скандальный развод. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Российское государство и общество: трудности роста. Территория и население. Особенности социально- экономического развития. Организация власти. Правление Елены Глинской. Боярское правление: борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Начало реформ Ивана IV. Избранная рада. Венчание Ивана IV на царство. Восстание в Москве. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Строительство царства. Реформы середины XVI в. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Реформа центрального управления. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Военная реформа. Строительство царства. Реформы середины XVI в. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Военная реформа. Внешняя политика Ивана IV. Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Строительство засечных черт на южных границах государства. Основание Орла. Опричнина. Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Влияние опричнины на внешнюю политику России. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Русская культура в XVI веке. Публицистика. Литература. Начало книгопечатания. Развитие архитектуры. Иконопись. Произведения декоративно - прикладного искусства. Народная культура.

Создание Московского царства (11 ч.)

Кризис власти на рубеже XVI - XVII веков. Федор Иоаннович и Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Царствование Бориса Годунова. Начало Смуты. Самозванец на престоле. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Причины и суть Смутного времени. Голод 1601 —1603 гг. и обострение социально -экономического кризиса. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Воцарение Василия Шуйского. Разгар Смуты. Власть и народ. Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско -литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице -Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина –Шуйского и Я. П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Начало патриотического подъема. «Семибоярщина». Первое ополчение и его неудача. Окончание Смуты. Новая династия. Второе ополчение. Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

Смута в России (4 ч.)

Социально - экономическое развитие России в XVII. Территория и население. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесел. Возникновение мануфактур. Торговля. Рост городов. Сословия XVII века: «верхи» общества. Бояре и дворяне. Требования дворянства. Служилые люди «по прибору». Духовенство. Сословия XVII века: «низы» общества. Владельческие и черносошные крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Экономическая политика. Государственное устройство России в XVII веке. Образ власти. Боярская дума. Приказная система. Местное управление. Военная реформа.

«Богатырский век» (5ч)

Внутренняя политика царя Алексея Михайловича. Начало правления Алексея Михайловича. Соляной бунт и его последствия. Псковское восстание. Формирование абсолютизма. Падение роли Земских соборов. Соборное уложение 1649 г. и его значение. Абсолютизм. Окружение царя Алексея Михайловича. Церковный раскол. Церковь в первой половине XVII в. Патриарх Никон. Никониане и старообрядцы. Конфликт Никона с царем. Церковный собор 1666 —1667 гг. Гонения на старообрядцев. Народный ответ. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания, Медный бунт. Восстание под предводительством Степана Разина. Значение выступления Разина.

«Бунташный век» (5 ч.)

Внешняя политика России в XVII веке. Международное положение Русского государства. Русская дипломатия в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Войны с Османской империей и Крымским ханством. Отношения с Калмыцким ханством. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Причины и характер продвижения русских на восток. Народы Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Взаимоотношения с Китаем.

Россия на новых рубежах (3 часа)

Политика Фёдора Алексеевича Романова. Царь Федор Алексеевич. Реформы органов управления. Военные и социально- экономические изменения. Духовная и культурная жизнь. Борьба за власть в конце XVII века. Стрелецкое восстание 1682 г. Правление царевны Софьи. Приход к власти Петра I. Россия накануне петровского времени. Культура Руси в XVII веке. Усиление светского характера культуры. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Просвещение и образование, основание Славяно-греко- латинской академии. Мир человека XVII века. Особенности мировоззрения русских людей XVII в. А. Л. Ордин-Нащокин. Перемены в быте. Интерес к западной культуре, начало распространения западных обычаев.

В канун великих реформ

(5 часов)