Программа работы
школьного музея
Разработчик:
Е.А.Муравлева.- учитель истории
Пояснительная записка.
Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы школы. В последнее время у молодого поколения снизился интерес к истории нашей Родины, её культурным достижениям и корням, событиям военных лет. Именно поэтому наш школьный музей состоит из четырёх композиций:
«Никто не забыт, ничто не забыто».
Историческое прошлое станицы..
История школы.
Сельский быт.
В основе программы лежат приобретённые сведения (результат поисковых отрядов) по истории родной станицы и школы.. Содержание и структура программы обеспечивает развитие поисковых умений, краеведческих познаний, творческих способностей и, конечно, патриотического воспитания учащихся.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия.
Цель: - Создание условий для формирования гражданского и национального самосознания учащихся;
- использование средств музейной педагогики для воспитания творческой личности;
- организация культурно – просветительной, методической, информационной деятельности среди учащихся и жителей села.
Принципы построения программы:
- принцип личностно – ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самоопределения, саморазвития, самореализации личности учащегося;
- принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказании помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
- принцип самовыражения участников образовательного процесса;
- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
- принцип системности.
Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому и настоящему своего Отечества, родного края, школы.
Программа рассчитана на 5 лет обучения и опирается на знания по различным школьным предметам (истории, обществознания, краеведения, литературы, музыки, ИЗО).
Для успешной реализации программы необходимо систематическое проведение предусмотренных в ней занятий на протяжении всего учебного года; тщательный отбор учебного материала; заинтересованность учителя и ребят.
Ожидаемые результаты реализации программы
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь и в тоже время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это:
- достижения обучающихся на районных научно-практических конференциях;
-поисковая работа в классах по заданиям Совета музея;
- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появления новых разделов;
- интерес учащихся к проведению различного рода экскурсий, познавательных игр, праздников – участие в них;
Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
Учебно-тематический план для учащихся 1 – 6 классов
Тема | Новые понятия | Форма проведения занятия и его содержание |
Мы пришли в музей | История, музей, экспонат, экспозиция, экскурсовод | Обзорная экскурсия, знакомство с памяткой экскурсовода, пробные экскурсии |
Гости из прошлого | Память, инвентарная книга | Беседа на тему: «Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната. Творческая работа «Описание экспоната» |
Документальные свидетели жизни человека | Документ, гражданин | Беседа на тему: «Документ. Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации». Сам. работа на тему: «Что может рассказать обо мне мой дневник?» |
О чём рассказала реликвия | Реликвия и патриотизм | На примере подлинного документа (военного билета участника ВОВ, его наград) рассказ о судьбе человека, его боевом пути. Сам. работа: «Интервью ближайших родственников о семейных реликвиях» |
Школа, в которой я учусь | Малая Родина, Отечество | Экскурсия: «Страницы истории школы». Беседа: «Наша школа сегодня». Практическое занятие «Знакомство с тетрадями выпускников, учебниками, дневниками, школьной формой, фотографиями учащихся 70-годов 20 века». Сам. работа: «Рассказ о ближайших родственниках-бывших выпускниках школы» |
Моя родословная | Родословие, род, генеалогическое древо | Беседа: «История страны – история семьи». Практ. работа «Составление родословной». Сам. работа «Родословная моей семьи, рассказ о судьбе одного из родственников» |
Моя семья | Сопереживание, уважение к старшим | Беседа «Семья, её роль в жизни человека». Практ. Работа «Портрет моей семьи». Сам. работа - мини-сочинение «Моя семья» |
Наша станица | | Экскурсии в историко-краеведческий музей г. Новопавловска, выставочный зал. Краеведческие викторины |
Праздник со слезами на глазах | | Встреча с ветеранами ВОВ, практ. работа: «Составление текста поздравительной открытки. Письма ветерану, возложение цветов». Создание стендаПодсчет проживавших ветеранов на территории станицы к 80-летию Великой Отчествнной войны. |
Учебно-тематический план для учащихся 7 – 11 классов
Тема | Ключевые и новые понятия | Форма проведения занятия и его содержание |
Страницы истории | Патриотизм, гражданский долг | Музейный урок на тему: «Музей – хранилище исторических источников, документов. Роль исторических источников в познании истории своей страны, края, школы. |
Край мой СТАВРОПОЛЬСКИЙ. | | Самостоятельная подготовка к викторине по материалам музея, краеведческой литературы. Автобусная экскурсия по историческим местам родного края. |
Науки – помощницы истории | Археология, геральдика, нумизматика | Беседа: «Значение исторических наук в познании прошлого». Экскурсия по району.краю.. |
«Погиб, исполняя свой долг» | Отчизна, долг, мужество, патриот | Урок нравственности по материалам комнаты воинской Славы из раздела «Чеченская война» (приглашаются сотрудники военкомата, военнослужащие, участники контртеррористических операций в Чеченской Республике) |
Отзовись, фотография | Школьная дружба, память, профессия, трудовой героизм | Музейный урок по разделу: «История школы», с приглашением бывших выпускников школы, которые рассказывают ребятам о своей судьбе и судьбах своих одноклассников. |
Поисково-краеведческая работа | | «Трудовые династии», «Знаменитые люди села», «Судьбы, опалённые войной», акция «Бабушкин сундук». |
Краеведческая научно-практическая | Историография, научное исследование, библиографический указатель | Программа научно-практической конференции (см. выше) |
Поклонимся великим тем годам | Подвиг, долг, честь, свобода, воинское братство | Урок нравственности на тему: «История края в годы Великой Отечественной войны». Встреча с ветеранами, экскурсии, возложение цветов к обелискам воинов. |