Тема: Прилагательные полные и краткие
Создать условия для открытия учащимися знаний о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.
Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении.
ОБОРУДОВАНИЕ: м\м проектор, ноутбук, презентация по теме, технологическая карта на каждого ученика, таблички.
Ход урока
ОМ, нацеливание детей на работу.
- Сегодня у нас будет урок открытия новых знаний, тему вы узнаете позже.
2. Определите, к каким частям речи относятся слова с корнем –бел- . Подчеркните данные слова как члены предложения. ) 1 слайд
(в технологической карте)
1) Прыгает по вырубке белый заяц.
2) Заяц зимой бел.
3) Белеют в темноте сугробы снега.
4) Природа зимой бела.
Назовите полные и краткие прилагательные.
Работа по теме урока.
Учащиеся определяют тему урока, цели, записывают их в технологическую таблицу (затем открывается слайд 2, 3)
(Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении.)
- А еще мы узнаем о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли. Познакомимся с правописанием кратких прилагательных.
А) на стр. 91 (Чтение и анализ материала для наблюдений работа по таблице)
Дети сравнивают окончания полных и кратких прилагательных, делают вывод, затем читают в учебнике теоретические сведения стр. 92
З а п о м н и т ь! Краткие прилагательные, как и полные прилагательные, обозначают признак предмета только в другой форме, поэтому и имеют другие окончания: м.р. ед. число —
; ж.р. ед.ч. —
; ср. р. ед. число —
; мн. число —
.
Упр. 63 а, б в тетради на печатной основе.
Упр. 588 у доски и в тетради . Прочитать выразительно. Чему посвящено стихотворение В. А. Жуковского? Какой вы представляете Родину в этом стихотворении? Какие образные средства использует поэт?
Списать, объяснить знаки препинания, выделить окончания кратких прилагательных, записать эти прилагательные в ед. ч, м.р, ср. р. (3 уч. у доски)
Ясны, ясен, ясна, ясно; сладкогласны, сладкогласен, сладкогласна, сладкогласно; прекрасны, прекрасен, прекрасна, прекрасно.
- Что заметили при написании этих слов?
Обратить внимание! В кратких прилагательных мужского рода единственного числа могут появляться беглые гласные: мягкий — мягок, честный — честен.
Тренировочные упражнения.
А) Прочитайте пословицы, объясните их значение. Укажите синтаксическую роль кратких прилагательных.
(слайд 4 )
1) Для умелой руки все работы легки.
2) Красна птица пеньем, а человек ученьем.
3) Сам стар, да душа молода.
- Чем бывает в предложении краткое прилагательное? (сказуемым)
Обозначить в предложениях грамматическую основу, графически объяснить постановку запятой.
Физминутка
Решение проблемной ситуации: Хорош.. зимний день. Нужно ли в слове хорош писать –ь?
Чтение правила стр. 92, пересказ.
Закрепление
А) Объяснительный диктант
“Магический квадрат”
Взваимопроверка по слайду.
стрич… | колюч.. | грач… | свеж… |
глуш… | береч… | печ… | молодеж... |
мыш… | могуч… | трескуч… | привлеч… |
строиш… | лож… | реж… | брош… |
Составь текст, используя краткие прилагательные.
Хорош.. зимний день
Слова в технологической карте: свеж, чист, солнца луч, ветер, воздух, мороз, дети, облака, горяч, ярок, жгуч, не страшен, веселы, бодры.
(слова вразброс)
Воздух свеж.., прозрач..н, чист. Сквозь облака проб..ется луч.. со..нца а опять и..чезнет. Он не горяч.., но ослепителен и ярок. Ветер жгу.. н порывист. Но детям моро.. не страшен. Они всегда веселы и бодры.
Краткие прилагательные подчеркнуть как члены предложения.
Обратить внимание! Употребление кратких прилагательных больше свойственно книжным стилям речи, так как с их помощью качество предмета обозначается сильнее, ярче.
Рефлексия: 
Д/з Упр. 590. (объяснить), инд. д\з: 6 ч. (Опишите свое домашнее животное (игрушку), используя краткие прилагательные). Оценивание.
2