СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полные и краткие прилагательные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока составлена для учащихся 5 класса гимназии №1 

Просмотр содержимого документа
«Полные и краткие прилагательные»

Тема: Прилагательные полные и краткие

  • Создать условия для открытия учащимися знаний о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.

  • Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении.

ОБОРУДОВАНИЕ: м\м проектор, ноутбук, презентация по теме, технологическая карта на каждого ученика, таблички.

Ход урока

  1. ОМ, нацеливание детей на работу.

- Сегодня у нас будет урок открытия новых знаний, тему вы узнаете позже.

2. Определите, к каким частям речи относятся слова с корнем –бел- . Подчеркните данные слова как члены предложения. ) 1 слайд

(в технологической карте)

1) Прыгает по вырубке белый заяц.

2) Заяц зимой бел.

3) Белеют в темноте сугробы снега.

4) Природа зимой бела.

Назовите полные и краткие прилагательные.

  1. Работа по теме урока.

Учащиеся определяют тему урока, цели, записывают их в технологическую таблицу (затем открывается слайд 2, 3)

  • (Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении.)

  • - А еще мы узнаем о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли. Познакомимся с правописанием кратких прилагательных.

А) на стр. 91 (Чтение и анализ материала для наблюдений работа по таблице)

Дети сравнивают окончания полных и кратких прилагательных, делают вывод, затем читают в учебнике теоретические сведения стр. 92

З а п о м н и т ь! Краткие прилагательные, как и полные прилагательные, обозначают признак предмета только в другой форме, поэтому и имеют другие окончания: м.р. ед. число — ; ж.р. ед.ч. — ; ср. р. ед. число — ; мн. число — .

  1. Упр. 63 а, б в тетради на печатной основе.

  2. Упр. 588 у доски и в тетради . Прочитать выразительно. Чему посвящено стихотворение В. А. Жуковского? Какой вы представляете Родину в этом стихотворении? Какие образные средства использует поэт?

  3. Списать, объяснить знаки препинания, выделить окончания кратких прилагательных, записать эти прилагательные в ед. ч, м.р, ср. р. (3 уч. у доски)

Ясны, ясен, ясна, ясно; сладкогласны, сладкогласен, сладкогласна, сладкогласно; прекрасны, прекрасен, прекрасна, прекрасно.

- Что заметили при написании этих слов?

Обратить внимание! В кратких прилагательных мужского рода единственного числа могут появляться беглые гласные: мягкий — мягок, честный — честен.

  1. Тренировочные упражнения.

А) Прочитайте пословицы, объясните их значение. Укажите синтаксическую роль кратких прилагательных.

(слайд 4 )

1) Для умелой руки все работы легки.

2) Красна птица пеньем, а человек ученьем.

3) Сам стар, да душа молода.

- Чем бывает в предложении краткое прилагательное? (сказуемым)

Обозначить в предложениях грамматическую основу, графически объяснить постановку запятой.

  1. Физминутка

  2. Решение проблемной ситуации: Хорош.. зимний день. Нужно ли в слове хорош писать –ь?

  3. Чтение правила стр. 92, пересказ.

  4. Закрепление

А) Объяснительный диктант

 “Магический квадрат”






Взваимопроверка по слайду.

  1. стрич…

    колюч..

    грач…

    свеж…

    глуш…

    береч…

    печ…

    молодеж...

    мыш…

    могуч…

    трескуч…

    привлеч…

    строиш…

    лож…

    реж…

    брош…

    Составь текст, используя краткие прилагательные.

Хорош.. зимний день

Слова в технологической карте: свеж, чист, солнца луч, ветер, воздух, мороз, дети, облака, горяч, ярок, жгуч, не страшен, веселы, бодры.

(слова вразброс)

Воздух свеж.., прозрач..н, чист. Сквозь облака проб..ется луч.. со..нца а опять и..чезнет. Он не горяч.., но ослепителен и ярок. Ветер жгу.. н порывист. Но детям моро.. не страшен. Они всегда веселы и бодры.

Краткие прилагательные подчеркнуть как члены предложения.

Обратить внимание! Употребление кратких прилагательных больше свойственно книжным стилям речи, так как с их помощью качество предмета обозначается сильнее, ярче.

  1. Рефлексия:


  1. Д/з Упр. 590. (объяснить), инд. д\з: 6 ч. (Опишите свое домашнее животное (игрушку), используя краткие прилагательные). Оценивание.



2