Сущность полового воспитания.
Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола.
Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие их отношения – в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. Половое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.
Половое воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития ребёнка. Именно от тех установок, которые родители смогут дать ему, зависит его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях. Не говоря уже о том, что сексуальное воспитание даёт возможность избежать инфекционных заболеваний, передающихся половым путём. К сожалению, не все родители и учебно-воспитательные учреждения дают полную информацию или информацию вообще по этому вопросу. Отсюда возникает недопонимание, недоверие. А ведь очень важно дать ребёнку понять различие между мальчиками и девочками, объяснить, откуда берутся дети и чем занимаются родители, если ребёнок их заметит во время интимной близости.
Половое воспитание можно определить таким образом, что половое воспитание – система планируемых, обеспеченных средствами, методами и исполнителями мер формирования личности мужчины (мальчика) и женщины (девочки).
Для чего педагогам нужны глубокие знания о половых различиях? Прежде всего, они необходимы на этапе становления и саморегуляции. Саморегуляция поведения предполагает "наличие у индивида определенной информации о самом себе". Частью этой информации о себе является знание о том, что человек принадлежит к определенному полу, что есть представители другого пола, отличающиеся по ряду признаков. Значит, знания о половых различиях окажут большую помощь человеку в саморегуляции поведения. Представления о своем теле, его строении и причинах такого строения являются компонентом "системы Я" наряду с представлениями о своих психических свойствах, моральных качествах и т.д. Осознание каких либо своих способностей и особенностей меняет самооценку и уровень притязаний человека, что немаловажно для создания психологического и социального комфорта "системы Я" каждого человека.
Половое воспитание необходимо для развития личности человека, потому что "пол" – понятие не только биологическое, физиологическое и социальное. Знания о половых различиях (в широком смысле для педагогов, в узком – для детей) будут являться условием полового воспитания и определять его содержание.
Главными задачами должны быть:
активизация помощи молодежи сознательно формировать свои потребности;
систематизация обучения культуре полового общения;
формирование правильной установки в отношении к будущей семье, рождению детей.
Психологические задачи, которые решает подросток:
Во-первых, осознать и принимать физические изменения в своем теле.
Во-вторых, развивать способность рассуждать, принимать решения и
учиться на своих ошибках
В-третьих, учиться заботиться о себе и обеспечивать свою безопасность.
В-четвертых, осознать свою личную ответственность за свою жизнь и
отказываться от потребности винить других в своих ошибках.
В-пятых, развивать зрелые отношения с людьми своего и
противоположного пола.
В-шестых, исследовать ценности, отличающиеся от ценностей взрослых и
родной культуры.
В-седьмых, развивать свою сексуальную зрелость; обретать финансовую
независимость; отделяться от своих родителей и покидать дом.
В большинстве случаев, средние подростки направляют умственную
деятельность на ту область, которая больше всего их привлекает. Однако
интересы средних подростков не определенны.
Содержание воспитательской работы:
Содержание полового воспитания интегрирует все направления воспитательной работы и поэтому включает следующие аспекты культуры: физическую, нравственную, правовую, эстетическую, экологическую, экономическую культуру, трудовое и патриотическое воспитание, культуру межнационального общения
проводить социально-педагогическую работу – помощь в процессе социального взаимодействия налаживания социальных отношений, создание благополучной среды для развития ребенка, осуществлять контроль над подростком, еще психологическая, социальная и, возможно, материальная помощь.
Просветительская работа также важна в профилактической деятельности. Она должна включать в себя обучение и воспитание с целью формирования полных знаний о проблеме подростковой беременности и ранних сексуальных отношений, овладение подростком знаниями по данной проблеме, необходимыми специальными умениями и навыками противостояния вовлечению в ранние сексуальные отношения и возникновению подростковой беременности.
Еще одним важным направлением должно быть соблюдение и защита прав несовершеннолетних беременных и всех подростков, кому нужна помощь.
Также важным элементом профилактической деятельности социального педагога должна быть работа по просвещению родителей, особенно семей, находящихся в социально опасном положении, малообеспеченных, неполных и родителей, ведущих аморальный образ жизни.
Социальный педагог должен создавать условия для проведения свободного времени и досуга; должен организовывать социально значимую деятельность детей и взрослых; должен использовать различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, способствовать введению обязательного курса по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс для разрешения возникших вопросов у подростков и увеличения количества и качества информации по проблеме подростковой беременности и ранних сексуальных отношений, которые являются основной причиной возникновения беременности среди несовершеннолетних.
Формы, методы и принципы полового воспитания детей среднего
подросткового возраста в общеобразовательной организации:
Е.В. Титова представляет «типологию форм по половому воспитанию следующим образом: мероприятия, дела, игры» [62]. Основанием для различения первых и вторых она считает характер субъекта организации деятельности (взрослые или дети).
Так, Е.В. Титова определяет «мероприятия как события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для средних подростков с целью непосредственного воспитательного воздействия на них, а дела − общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе».
Однако предложение Е.В. Титовой, рассматривать в качестве особой «формы полового воспитания − игру» имеет под собой определенный базис.
Подлинно, есть цепь форм, которые так же имеет признаки у игры:
развлекательная, положений, правила, развивающаяся. (Например, ярмарка, ситуационно-ролевая игра, вечер «разговоров», игра-путешествие, парад (шествие), продуктивная (инновационная игра) немыслимы без игровых атрибутов).
Формы полового воспитания детей среднего подросткового возраста:
Ситуационно-ролевая игра − это спланированное состязание в решении задач совместной деятельности и в неестественных продуктов действий участников, выполняющих точно распределенные роли в условиях разыгранной сценке, и распределенными правилами игры.
Продуктивная (инновационная) игра –объединенная и продуктивная деятельность по организации сообщенного продукта (по выполнению какой либо практической проблемы), распределяющая переход мнениями, в том числе и спланированное их спор, показ определенных результатов.
Так же авторы при создании продуктивных игр наделяют их рядом черт :
1. Появление определенной задачи, созданное новой для членов группы в игре.
2. Распределение участников на небольшие (8-12 человек) группы,
которые планируют, распределяют план решения поставленной конкретной задачи.
3. Переход каждыми группами всех процедур (распознаванье задачи,
распознание ситуации, распределение и постановка проблем, создание целей,
разработка решений, раскрытие проекта, планирование программы решения) во
время игры идет обсуждения результатов проведенной работы группы на
объединенной дискуссии впоследствии каждой процедуры.
4. Наличие в каждой группе наставника, определенным образом разделяет
работу группы с выполнением точных логико-технических, социально технических и психологических средств.
В таком случае, планирование продуктивной игры предполагает соответствующие процедуры: объединенный сбор-начало (предположение проблемы, растолкование правил), находится в действии по группам, общий сбор-конец (подведение итогов).
Сплочение всех форм статично-динамичного типа то, что они раскрываются на одной территории без зрителей, способы распределения создаются жестко или не жестко заданы.
Спектакль − демонстрирование, предполагающее отображение выступающими для зрителей полного театрального действия.
Спектакль распределяет и осуществляет исполнителям таких функций, как актеры (выступающие) и зрители. В самом театральном сценарии (пьесе) образует распределение сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка. Поэтому педагогу-организатору следует рассматривать созданной пьесой эмоционально-содержательный план [9].
Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) − отображение, рассчитывают демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо.
Лекция (публичное выступление) − показ, демонстрирующее в виде монолога распределение взглядов по какому-либо вопросу.
Линейка (торжественная церемония) – церемония демонстрации, строить
план распределение участников в линию на какой-либо платформе. Распределение на линейку стоит не ставить на самую первичную суть.
К важнейшим условиям успеха нравственно-полового воспитания В. А. Сухомлинский относил общение детей с людьми двух поколений — родителями и бабушкой, дедушкой. Последние передают детям многовековой опыт, народную мудрость. В этой связи он обращал внимание родителей на необходимость следования в воспитании передовым народным традициям, опыту народной педагогики. Молодым родителям и будущим родителям В. А. Сухомлинский внушал мысль о том, что в становлении нравственности их детей большое значение имеет духовная связь самого младшего и самого старшего поколений. «Если эта связь развивается и крепнет, вы, родители, можете не опасаться за своих детей,- утверждал он.- Сущность этой связи должна заключаться в том, чтобы старшее поколение пробуждало у детей мысль о радости бытия и о долге человека перед человеком. Мудрая и благородная старость умеет так любить детей, что каждое проявление этого чувства пробуждает у детей любовь к старшим, заботу и беспокойство об их здоровье и благополучии. Задача молодых родителей заключается в том, чтобы оберегать эту мудрую любовь стариков как очень нежную и хрупкую вещь» [3, с. 324–325]. Откровенное общение подразумевает то, что родители изо всех сил будут стараться откликаться на потребность подростка в разговоре. Очень важно, чтобы дети уже с раннего возраста могли спокойно общаться с родителями. Иначе родители не станут близкими друзьями своих детей, и, когда дети подрастут и столкнутся с трудностями, они не смогут обратиться к своим родным за помощью. Родителям не стоит выплескивать на подростка свои эмоции, когда тот совершает серьёзный проступок. Наоборот, это как раз то время, когда необходимо уделить ему особое внимание. Нужно сохранять спокойствие, внимательно его выслушать и стараться понять, что произошло. Только тогда подростку будет легче принять от родителей исправление.
Опыт организации воспитания: реализации полового воспитания:
• работа с педагогическим коллективом педагогические советы; педсоветы – практикумы; совещания при директоре; методические семинары; семинары – практикумы; лектории; заседания МО классных руководителей; педагогические дискуссии; круглые столы; презентации; практические занятия; анкетирование; конкурсы методических разработок и т. д.
• работа с родителями (формирование у родителей представления о главных этапах полового воспитания и создании оптимальных условий для правильного полового развития ребенка): общешкольные родительские собрания, классные родительские собрания; психолого – педагогические лектории; родительские чтения; дискуссии; диспуты; круглые столы; презентации; лекции и беседы; индивидуальная работа; размещение информации на школьном сайте.
• работа с детьми и подростками (выработка у детей навыков и знаний, связанных с полом, с учетом возрастных особенностей): классные часы; беседы; индивидуальная работа; ролевые игры; уроки нравственности; диагностические исследования; конкурсы. викторины, фотовыставки, интеллектуально – познавательные игры; диспуты, круглые столы; конкурсно – развлекательные и игровые программы; тематические вечера; вечера вопросов и ответов; тренинговые занятия (направленные на информирование подростков об институте семьи и брака, профилактику раннего вступления в половую связь, вредных привычек, заболеваний, передающихся половым путем, нежелательной беременности, абортов, сексуального насилия и пр.).