УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства образования Республики Беларусь 19.08.2022 № 272 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. постановления Минобразования от 20.12.2022 № 484)
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности учреждений среднего специального образования независимо от их формы собственности и подчиненности. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс об образовании) и иными актами законодательства. Настоящее Положение обязательно для применения в части организации образовательной деятельности учреждениями образования, их филиалами, иными обособленными подразделениями (далее, если не указано иное, - учреждения образования) при реализации ими образовательных программ профессионально-технического образования и (или) среднего специального образования. 2. Учреждением среднего специального образования является колледж, который реализует одну или несколько образовательных программ профессионально-технического образования и (или) одну или несколько образовательных программ среднего специального образования, а также может реализовывать иные образовательные программы в соответствии с пунктом 1 статьи 187 Кодекса об образовании. Колледж может быть государственной или частной формы собственности. Колледж осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства и его уставом. 3. Подготовка рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием, специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием в колледже осуществляется по специальностям, квалификациям, включенным в общегосударственные классификаторы Республики Беларусь, утверждаемые Министерством образования. 4. Колледж при реализации образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи, образовательных программ дополнительного образования взрослых руководствуется законодательством, определяющим порядок организации образовательного процесса в учреждениях образования при реализации образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи, образовательных программ дополнительного образования взрослых. Колледж при реализации образовательных программ профессионально-технического и (или) среднего специального образования, обеспечивающих получение общего среднего образования, в части, не урегулированной настоящим Положением, руководствуется законодательством, определяющим порядок организации образовательного процесса в учреждениях образования при реализации образовательных программ общего среднего образования. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, колледж может заниматься только на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности. (в ред. постановления Минобразования от 20.12.2022 № 484) 5. Права и обязанности колледжа определяются в соответствии с Кодексом об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства и его уставом. 6. Создание, реорганизация и ликвидация колледжа как учреждения образования осуществляются в порядке, установленном Кодексом об образовании и иными актами законодательства.
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА КОЛЛЕДЖА 7. Колледж может иметь в своей структуре обособленные (филиал, иное обособленное подразделение) и (или) структурные подразделения (отделение, лаборатория, центр, центр компетенций, учебно-производственная мастерская, учебное хозяйство, учебно-опытное хозяйство, центр профессиональной и социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития, военный факультет, военная кафедра, иные структурные подразделения). Структурное подразделение колледжа создается и прекращает деятельность на основании приказа руководителя колледжа и действует в соответствии с настоящим Положением, иными актами законодательства, уставом, положением о соответствующем структурном подразделении, утверждаемым руководителем колледжа. 8. Отделение создается в целях повышения эффективности и качества образовательного процесса при приведенном контингенте от 150 и более учащихся, курсантов (далее, если не указано иное, - обучающиеся) на отделении по одной или нескольким специальностям независимо от формы получения образования, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического образования и (или) среднего специального образования. 9. Отделение по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих (служащих) создается в колледже: при плановой приведенной среднегодовой численности слушателей, а также слушателей учреждений общего среднего образования на отделении от 150 и более, получающих образование за счет средств бюджета; при плановой приведенной среднегодовой численности слушателей на отделении от 150 и более, получающих образование за счет средств от приносящей доходы деятельности. 10. Работа отделений организуется в соответствии с планом, утверждаемым руководителем колледжа. Непосредственное руководство отделением осуществляет заведующий отделением. 11. Центр профессиональной и социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития создается при наличии от 50 и более обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития. Отделение для лиц с особенностями психофизического развития создается: при контингенте от 40 и более обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития, получающих образование за счет средств бюджета; при контингенте от 40 и более обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития, получающих образование за счет средств от приносящей доходы деятельности. В центре (отделении) профессиональной и социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития оказывается коррекционно-педагогическая помощь и создаются специальные условия для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития. При необходимости по согласованию с учредителем центр (отделение) профессиональной и социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития может создаваться при другой численности обучающихся. Основными задачами центра (отделения) профессиональной и социальной реабилитации являются обеспечение: реализации образовательных программ профессионально-технического и (или) среднего специального образования для лиц с особенностями психофизического развития; реализации образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих) для лиц с особенностями психофизического развития; психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. 12. Учебное хозяйство создается для проведения производственного обучения и (или) практики обучающихся, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического и (или) среднего специального образования. Структура и размеры учебного хозяйства колледжа определяются с учетом специальностей, квалификаций, по которым осуществляется подготовка специалистов, рабочих, служащих, и численности обучающихся. 13. Учебно-опытное хозяйство создается для проведения производственного обучения и (или) практики обучающихся, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического и (или) среднего специального образования, образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов со средним специальным образованием по инновационным направлениям развития производства, техники, технологии, является основной базой для ведения экспериментальной и инновационной работы. Структура и размеры учебно-опытного хозяйства колледжа, перечень необходимых учебных и производственных объектов, машин и оборудования, других материальных средств определяются учредителем колледжа с учетом профиля, направления образования, специальностей, квалификаций, по которым осуществляется подготовка специалистов, рабочих, служащих, повышение квалификации и переподготовка кадров со средним специальным образованием, численности обучающихся, объема практики и производственного обучения, экспериментальной и инновационной работы. 14. В целях освоения обучающимися современного оборудования, производственных и образовательных технологий, передовых приемов и методов труда, создания условий для подготовки рабочих (служащих) и специалистов в соответствии с потребностями организаций - заказчиков кадров в колледже может создаваться центр компетенций. 15. Предметные (цикловые) комиссии формируются численностью не менее пяти педагогических работников колледжа, в том числе работающих по совместительству. В состав предметной комиссии включаются преподаватели одного учебного предмета, в состав цикловой комиссии - преподаватели (мастера производственного обучения) родственных учебных предметов (практики), модулей. Перечень предметных (цикловых) комиссий, их составы утверждаются приказом руководителя колледжа сроком на один учебный год. Непосредственное руководство по планированию и организации работы предметной (цикловой) комиссии осуществляет ее председатель, назначаемый руководителем колледжа. Общее руководство работой предметных (цикловых) комиссий осуществляет заместитель руководителя колледжа. Работа предметных (цикловых) комиссий проводится по плану на учебный год, утверждаемому заместителем руководителя колледжа. Заседания проводятся в соответствии с планом работы предметной (цикловой) комиссии, но не реже одного раза в месяц. Предметная (цикловая) комиссия ведет учетно-отчетную документацию, к которой относятся план и отчет работы комиссии, протоколы заседаний. К компетенции работы предметной (цикловой) комиссии относятся: взаимодействие с отделениями колледжа по вопросам обеспечения качества образования; разработка и реализация мероприятий по обеспечению повышения качества образовательного процесса; изучение и обобщение положительного педагогического опыта, проведение открытых учебных занятий и воспитательных мероприятий; совершенствование педагогического и методического мастерства, оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения; рассмотрение и обсуждение методических указаний по разработке учебно-программной документации образовательных программ, учебно-методической документации, учебных изданий, средств обучения (в том числе электронных), которые применяются в образовательном процессе, составление на них отзывов и рецензий; участие в экспериментальной и инновационной деятельности, исследовательской и творческой деятельности, руководство техническим творчеством обучающихся; организация работы по подготовке обучающихся к конкурсам профессионального мастерства, научно-практическим конференциям; интеграция образовательного процесса с производством, наукой и культурой. Содержание работы предметной (цикловой) комиссии в каждом отдельном случае определяется с учетом конкретных задач, стоящих перед колледжем и специфики его работы. Функциональные обязанности председателя предметной (цикловой) комиссии определяются локальными правовыми актами колледжа. Материалы, которые отражают деятельность предметной (цикловой) комиссии в текущем учебном году, хранятся у председателя предметной (цикловой) комиссии. 16. Для оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения уровня профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы кураторов в колледже создается методическое объединение кураторов. Положение о методическом объединении кураторов колледжа утверждается приказом руководителя колледжа.
ГЛАВА 3 ОБУЧАЮЩИЕСЯ КОЛЛЕДЖА 17. Обучающиеся колледжа, осваивающие содержание образовательных программ профессионально-технического и (или) среднего специального образования, являются учащимися, а при обучении по специальностям для Вооруженных Сил Республики Беларусь, транспортных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, гражданской авиации - курсантами. Обучающиеся, осваивающие содержание образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи, являются учащимися, а образовательных программ дополнительного образования взрослых - слушателями. 18. Учащимся на весь период получения профессионально-технического или среднего специального образования выдается билет учащегося. Билет учащегося представляет собой книжку с твердой обложкой размером 90 х 70 мм. На внешней стороне книжки выполнены тиснением слова "Билет учащегося". Цвет обложки билета - черный, цвет надписи - белый. Билеты учащихся подлежат регистрации в книге регистрации выдачи билетов учащихся учреждения образования с указанием следующих данных: фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) учащегося, серия и номер билета учащегося, наименование специальности, дата выдачи, дата возврата, подпись учащегося, примечание. Заполнение бланка билета учащегося осуществляется от руки. Образец бланка билета учащегося установлен согласно приложению 1. 19. Учащимся и курсантам на весь период получения среднего специального образования выдается книжка успеваемости учащегося. Книжка успеваемости учащегося представляет собой книжку размером 140 x 100 мм в мягкой обложке. Внешний вид обложки синего цвета с нанесенными посередине черным цветом словами "КНИЖКА УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩЕГОСЯ". Книжка успеваемости учащегося является персональным документом, учитывающим результаты учебной деятельности обучающегося на протяжении всего периода обучения в учреждении образования. Книжку успеваемости учащегося выдают обучающимся в течение первого семестра, но не позднее чем за месяц до начала первой промежуточной аттестации. Заполнение бланка книжки успеваемости учащегося осуществляется от руки на белорусском или русском языке. Исправление записей отметок и дат в книжке успеваемости учащегося не допускается. Книжки успеваемости учащегося подлежат регистрации в книге регистрации выдачи книжек успеваемости учащегося учреждения образования с указанием следующих данных: фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) обучающегося, номер книжки успеваемости учащегося (соответствующий порядковому номеру записи обучающегося в алфавитной книге), наименование отделения, наименование специальности, дата зачисления обучающегося в учреждение образования, дата выдачи книжки успеваемости учащегося, подпись обучающегося, примечание. Образец бланка книжки успеваемости учащегося установлен согласно приложению 2. 20. Права и обязанности обучающихся колледжа устанавливаются Кодексом об образовании, иными актами законодательства, уставом, правилами внутреннего распорядка обучающихся, договорами в сфере образования, заключаемыми при получении образования, и иными локальными правовыми актами. 21. Договоры о подготовке рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием за счет средств республиканского (местного) бюджета, договоры о подготовке рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием на платной основе, договоры о целевой подготовке рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием заключаются после принятия решения приемной комиссией учреждения образования о приеме (зачислении) поступивших в число обучающихся. Заключение указанных договоров является основанием для издания приказа о приеме (зачислении) в число обучающихся. 22. В колледже на основе личных дел поступающих (абитуриентов) оформляется личное дело обучающегося, в котором хранятся следующие документы в порядке перечисления: внутренняя опись дел; заявления на имя руководителя учреждения образования, связанные с возникновением, изменением, прекращением образовательных отношений; оригинал(ы) документа(ов) об образовании и приложения(й) к нему(ним), документов об обучении, представленные при поступлении (до прекращения образовательных отношений), их копии (после прекращения образовательных отношений); экзаменационные листы, письменные работы по вступительным испытаниям; копии документов, подтверждающих право поступающего на льготы при приеме (зачислении); выписка (копия) из трудовой книжки, и (или) копия гражданско-правового договора, и (или) копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, и (или) документы, подтверждающие осуществление деятельности, не относящейся к предпринимательской, - для лиц, поступающих для получения среднего специального образования в очной (вечерней), заочной или дистанционной форме получения образования за счет средств бюджета; копия свидетельства о подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочего (служащего) или выписка (копия) из трудовой книжки - для лиц, поступающих на заочную форму получения профессионально-технического образования; копия документа об образовании и приложения к нему, выданные по окончании освоения образовательной программы профессионально-технического или среднего специального образования; справка об обучении (при восстановлении), копия справки об обучении (при прекращении образовательных отношений); книжка успеваемости учащегося (при прекращении образовательных отношений); копии свидетельств о подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочего (служащего) - в случае присвоения квалификации рабочего (служащего) при освоении содержания образовательной программы среднего специального образования, при освоении образовательной программы профессионально-технического образования по завершении этапа образовательного процесса и прекращения образовательных отношений; копии (выписки) из приказов о приеме (зачислении), восстановлении, изменении образовательных отношений, отчислении; договор о подготовке (договор о подготовке специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского (местного) бюджета; договор о целевой подготовке специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием; договор о подготовке специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессиональнотехническим образованием на платной основе); заключение врачебно-консультационной или медико-реабилитационной экспертной комиссии об отсутствии медицинских противопоказаний к обучению по получаемой специальности и присваиваемой квалификации - для лиц с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов I, II или III группы; заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или справка об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования - для лиц с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата (при наличии); справки и иные документы (при необходимости). 23. В колледже ведется алфавитная книга (отдельно по уровню профессиональнотехнического и среднего специального образования), в которой указываются: порядковый номер записи обучающегося в алфавитном порядке; фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется); число, месяц, год рождения обучающегося; пол; сведения о приеме (зачислении), восстановлении (число, месяц, год и номер приказа); сведения об отчислении (число, месяц, год и номер приказа, с какого курса; причина отчисления); наименование специальности, квалификации; номер протокола и дата заседания государственной квалификационной комиссии.
ГЛАВА 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ, ИНЫЕ РАБОТНИКИ КОЛЛЕДЖА 24. Педагогическими работниками колледжа признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, оказывают коррекционно-педагогическую помощь, осуществляют научнометодическое обеспечение профессионально-технического, среднего специального образования и (или) руководство образовательной деятельностью колледжа, его обособленных подразделений, структурных подразделений). 25. К иным работникам колледжа относятся лица, не являющиеся педагогическими, осуществляющие административно-хозяйственные, инженерно-технические, производственные и иные вспомогательные функции. 26. Педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями к должности служащего, определяемыми актами законодательства, регламентирующими деятельность педагогических работников. 27. Права и обязанности педагогических и иных работников колледжа устанавливаются Кодексом об образовании, иными актами законодательства, уставом, иными локальными нормативными правовыми актами колледжа, трудовыми договорами, гражданско-правовыми договорами. 28. Повышение квалификации педагогических работников, иных работников, их переподготовку, стажировку в учреждениях дополнительного образования взрослых, иных организациях, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, колледж организует в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 5 УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕДЖЕМ 29. Управление колледжем осуществляется в соответствии с Кодексом об образовании, уставом, иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением. 30. Устав колледжа утверждается его учредителем и подлежит регистрации в соответствии с законодательством. Колледж обеспечивает условия для ознакомления обучающихся и работников с уставом. 31. Непосредственное руководство колледжем осуществляет его руководитель (директор, начальник), который назначается на должность служащего и освобождается от должности служащего учредителем колледжа или уполномоченным им органом. Заместители руководителя назначаются руководителем колледжа по согласованию с учредителем или уполномоченным им органом. 32. Органы самоуправления в колледже создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Кодексом об образовании, иными актами законодательства, уставом. 33. В филиалах, иных обособленных подразделениях учреждений образования (за исключением филиалов учреждений образования, находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел), реализующих образовательные программы профессионально-технического и (или) среднего специального образования, может создаваться совет, педагогический совет, возглавляемый руководителем филиала, иного обособленного подразделения, и могут создаваться попечительский совет, методический совет, ученический совет. 34. Руководитель колледжа осуществляет свою деятельность и полномочия в соответствии с Кодексом об образовании, иными актами законодательства, уставом. 35. Колледж ведет в установленном порядке делопроизводство, архив, бухгалтерскую и статистическую отчетность о своей деятельности, представляет сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами, в соответствующие государственные органы.
ГЛАВА 6 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 36. Организация образовательного процесса при реализации соответствующих образовательных программ в колледже осуществляется в соответствии с Кодексом об образовании, настоящим Положением, учебно-программной документацией соответствующих образовательных программ, программно-планирующей документации воспитания и включает в себя теоретическую и практическую подготовку, воспитательную работу, коррекционнопедагогическую помощь лицам с особенностями психофизического развития (при необходимости), аттестацию обучающихся. Учебно-программная документация колледжа при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального образования разрабатывается колледжем и утверждается в соответствии со статьями 180 и 196 Кодекса об образовании. Программно-планирующая документация воспитания колледжа при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального образования разрабатывается колледжем и утверждается в соответствии со статьей 87 Кодекса об образовании. 37. Образовательный процесс при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального образования организуется по учебным годам. Учебный год при освоении образовательной программы среднего специального образования начинается, как правило, 1 сентября, за исключением заочной формы получения среднего специального образования по отдельным специальностям, определяемым Министерством образования. Учебный год при освоении образовательной программы профессионально-технического образования начинается, как правило, 1 сентября. В отдельных случаях, предусмотренных Правилами приема лиц для получения профессионально-технического образования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2022 г. № 497, когда устанавливаются иные сроки приема документов и зачисления, учебный год начинается после зачисления поступающих в состав обучающихся. Учебный год при реализации образовательных программ среднего специального образования делится на семестры, которые могут завершаться экзаменационными (лабораторноэкзаменационными) сессиями, а при реализации образовательных программ профессиональнотехнического образования делится на полугодия. При реализации образовательных программ среднего специального образования в очной форме получения образования в учебном году организуются экзаменационные сессии. При реализации образовательных программ среднего специального, профессиональнотехнического образования в заочной или дистанционной формах получения образования организуются лабораторно-экзаменационные сессии. При организации образовательного процесса в заочной форме получения образования может быть предусмотрено проведение учебных занятий в начале семестра (установочные сессии). 38. Продолжительность каникул обучающихся устанавливается Кодексом об образовании, санитарными нормами и правилами, специфическими санитарноэпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования (далее - санитарно-эпидемиологические требования), образовательными стандартами, учебными планами учреждения образования по специальности среднего специального, учебными планами учреждения образования по специальности (специальностям) профессионально-технического образования. 39. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального образования является учебное занятие: урок, лекция, семинарское, лабораторное, практическое и иное учебное занятие, а также практика и курсовое проектирование (по специальностям среднего специального образования). Дополнительно к учебным занятиям проводятся факультативные занятия, консультации. Учебные занятия могут проводиться по сменам. 40. Образовательный процесс при реализации образовательных программ профессионально-технического образования может быть организован в колледже и (или) на дому в случаях, предусмотренных Кодексом об образовании, а при реализации образовательных программ среднего специального образования - только в колледже. 41. Наполняемость учебной группы при получении профессионально-технического образования и (или) среднего специального образования определяется в соответствии с пунктом 8 статьи 173 и (или) пунктом 5 статьи 191 Кодекса об образовании соответственно. По решению учредителя учреждения образования по специальностям направления образования "Искусство" учебная группа может быть сформирована из учащихся, получающих среднее специальное образование по различным специальностям. 42. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя колледжа в соответствии с индивидуальным учебным планом или на основании учебного плана учреждения образования по специальности (специальностям). 43. Организация образовательного процесса при реализации образовательных программ среднего специального, профессионально-технического образования в дистанционной форме получения образования осуществляется в соответствии с требованиями положения о дистанционной форме получения образования при реализации соответствующих образовательных программ, утверждаемого Министерством образования в соответствии с частью третьей пункта 4 статьи 16 Кодекса об образовании. 44. При проведении учебных занятий по учебному предмету, модулю "Физическая культура и здоровье" (при условии, что учебная группа состоит из юношей или девушек), лабораторных и практических занятий по отдельным учебным предметам, модулям, перечень которых определяется колледжем на основании решения педагогического совета по предложению предметной (цикловой) комиссии, а также на период курсового проектирования учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 обучающихся. Деление на подгруппы при проведении практики учащихся, получающих среднее специальное образование, осуществляется в соответствии с Положением о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2022 г. № 572. При организации производственного обучения учащихся, получающих профессиональнотехническое образование в дневной форме, учебная группа делится на две подгруппы численностью 12 - 15 обучающихся, а по специальностям "Изготовление художественных изделий", "Художественно-оформительские работы" направления образования "Искусство", "Реставрационно-восстановительные работы" направления образования "Архитектура и строительство", а также в вечерней форме получения образования - численностью 7 - 10 учащихся. В филиалах колледжей, находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, при проведении производственного обучения учебная группа делится на две подгруппы численностью 10 - 13 учащихся, а по специальностям "Изготовление художественных изделий", "Художественнооформительские работы" направления образования "Искусство", "Реставрационновосстановительные работы" направления образования "Архитектура и строительство" - численностью не менее 7 учащихся. Учебная группа, в которой образовательный процесс организован для лиц с особенностями психофизического развития и иных лиц при организации практических занятий (практик, производственного обучения), делится на две подгруппы, численность каждой из которых определяется руководителем учреждения образования. Исходя из особенностей обучения обучающихся по отдельным специальностям, по отдельным учебным предметам, модулям, практикумам, а также при организации практических занятий в учебной группе только для лиц с особенностями психофизического развития учебные занятия, практика могут проводиться с подгруппами обучающихся численностью менее 8 человек, а также с отдельными обучающимися (индивидуальные учебные занятия). Учебные занятия по учебным предметам, модулям "Физическая культура и здоровье", "Допризывная (медицинская) подготовка" проводятся раздельно независимо от количества юношей и девушек в учебной группе. При проведении учебных занятий по плаванию количество обучающихся в группе не должно превышать 12 - 15 человек. При организации практики, производственного обучения в центрах компетенций наполняемость учебной группы составляет 3 - 5 учащихся при обучении по специальностям (квалификациям) направления образования "Сельское хозяйство", не менее 6 учащихся - при обучении по специальностям (квалификациям) других профилей образования. (часть восьмая п. 44 введена постановлением Минобразования от 20.12.2022 № 484) 45. Недельная учебная нагрузка обучающихся в колледже формируется с учетом требований учебно-программной документации профессионально-технического, среднего специального образования и допустимой обязательной недельной учебной нагрузки, определяемой санитарно-эпидемиологическими требованиями. 46. Учет результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в журналах. При реализации образовательных программ среднего специального образования: в очной и дистанционной форме получения образования - журнал учета теоретического обучения, журнал учета учебной и производственной практики, журнал учета факультативных занятий (очная форма получения образования), журнал учета индивидуальных занятий, практики (очная форма получения образования); в заочной форме получения образования - журнал учета учебных занятий, журнал учета домашних контрольных работ и курсовых проектов (работ). При реализации образовательных программ профессионально-технического образования: в очной и дистанционной форме получения образования - журнал учета теоретического обучения, журнал учета производственного обучения, журнал учета факультативных занятий (очная форма получения образования); в заочной форме получения образования - журнал учета учебных занятий, журнал учета домашних контрольных работ. 47. На каждый семестр (полугодие) при реализации образовательных программ среднего специального, профессионально-технического образования в колледже в соответствии с учебными планами по специальности, санитарно-эпидемиологическими требованиями составляется расписание учебных занятий (далее - расписание). 48. Продолжительность учебных занятий теоретического и производственного обучения, практики, длительность перерывов между учебными занятиями (перемен), режим учебных занятий определяются санитарно-эпидемиологическими требованиями, уставом, положением о филиале, ином обособленном подразделении учреждения образования, реализующего образовательные программы среднего специального образования, расписанием. 49. Расписание учебных занятий утверждается руководителем колледжа и доводится до заинтересованных не позднее чем за неделю до начала учебных занятий. 50. При реализации образовательных программ профессионально-технического образования образовательный процесс в колледже может осуществляться поэтапно по уровням квалификации (квалификаций) в соответствии с порядком, определяемым правилами проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования, утверждаемыми Министерством образования в соответствии с частью первой пункта 3 статьи 85 Кодекса об образовании. 51. В колледже дополнительно к учебным занятиям проводятся факультативные занятия в рамках времени, предусмотренного учебными планами учреждения образования по специальности (специальностям). Учебная группа при проведении факультативных занятий может быть сформирована из обучающихся, получающих среднее специальное образование или профессиональнотехнического образование по различным специальностям, в том числе из обучающихся различных курсов. Наполняемость группы при проведении факультативных занятий должна составлять не менее 5 человек, а для обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития может составлять менее 5 человек. Состав групп при проведении факультативных занятий, сформированный на основании заявлений обучающихся, а также перечень факультативных занятий утверждается приказом руководителя учреждения образования. 52. Факультативные занятия планируются отдельным расписанием в дни с наименьшей учебной нагрузкой обучающихся, которое утверждается руководителем колледжа, проводятся после учебных занятий или перед ними и учитываются в журнале учета факультативных занятий. Результаты учебной деятельности обучающихся на факультативных занятиях не учитываются при переводе их на следующий курс. 53. Для оказания помощи обучающимся в освоении учебных предметов (отдельных тем, модулей), выполнении курсовых и дипломных проектов (работ) дополнительно к учебным занятиям могут проводиться консультации. 54. Воспитательная работа во внеучебное время с обучающимися проводится педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции куратора учебной группы, в порядке, определяемом Министерством образования в соответствии с частью третьей пункта 6 статьи 17 Кодекса об образовании. Учет результатов воспитательной работы с обучающимися осуществляется в журнале куратора учебной группы. Непосредственное руководство воспитанием в колледже осуществляет заместитель руководителя по воспитательной (учебно-воспитательной) работе. 55. Экспериментальная и инновационная деятельность в колледже осуществляется в соответствии с Кодексом об образовании, постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования". ГЛАВА 7 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА И ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 56. Финансирование государственных учреждений образования осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных актами законодательства. Финансирование частных учреждений образования осуществляется за счет средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных актами законодательства. 57. Финансирование расходов колледжа, участвующих в реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия, осуществляется в соответствии с законодательством, определяющим порядок и условия реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия. 58. Для обеспечения уставной деятельности в колледже создается материальнотехническая база, которая включает земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения) и иные материальные объекты, средства обучения, необходимые для организации образовательного процесса и для решения других задач в сфере образования. Материально-техническая база колледжа должна обеспечивать создание безопасных условий при организации образовательного процесса. 59. Для организации образовательного процесса, в том числе прохождения практики, производственного обучения, может использоваться материально-техническая база организаций - заказчиков кадров, а также иных организаций. 60. Имущество колледжа относится к государственной (республиканской или коммунальной) или частной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Колледж в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, задачами учредителя и назначением имущества. 61. Исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканские унитарные производственные предприятия Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел, на территории которых находятся филиалы учреждений среднего специального образования, в соответствии с законодательством на договорной основе предоставляют колледжу для осуществления образовательного процесса необходимые помещения и материально-техническую базу, оказывают помощь в организации производственного обучения, в том числе производственной практики учащихся, в комплектовании педагогическими кадрами.
Приложение 1
к Положению об учреждении среднего специального образования Образец бланка билета учащегося Левая часть внутренней стороны Республика Беларусь ____________________________________________________ БИЛЕТ УЧАЩЕГОСЯ серия № 0000000 Фамилия ______________________________________________ Собственное имя ______________________________________ Отчество ______________________________________________ (если таковое имеется) Является учащимся ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ (наименование учреждения образования) Место для фото Руководитель ________________ М.П. Дата выдачи "___" _______ 20__ г. Правая часть внутренней стороны Действителен по ____________________ 20__ г. Руководитель __________________ Действителен по ____________________ 20__ г. Руководитель __________________ Действителен по ____________________ 20__ г. Руководитель __________________ Действителен по ____________________ 20__ г. Руководитель __________________ Действителен по ____________________ 20__ г. Руководитель __________________ -------------------------------- Кроме случаев, когда в соответствии с законодательными актами печать может не проставляться. Приложение 2 к Положению об учреждении среднего специального образования Образец бланка книжки успеваемости учащегося Первая страница обложки Страница 1 КНИЖКА УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩЕГОСЯ Страница 2 Место для фотографии Подпись обучающегося ___________________ Страница 3 _____________________________________________________________________ наименование вышестоящего государственного органа _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ наименование учреждения образования (филиала, иного обособленного подразделения учреждения образования) КНИЖКА успеваемости учащегося _____________________________________________________________________ фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) ___________________________________________________________________ Специальность ______________________________________________________ ________________________________________________________________ Отделение ____________________________________________________________ Зачислен(а) приказом № ___ от ___ _____________ 20__ г. Печать учреждения образования (филиала, иного обособленного подразделения учреждения образования) Руководитель _______ подпись _________________ инициалы, фамилия № _______ __ __________ 20__ г. (дата выдачи книжки) 3 -------------------------------- Кроме случаев, когда в соответствии с законодательными актами печать может не проставляться. Страницы 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40 20__/20__ учебный год фамилия, собственное имя Экзаменационные отметки по учебным предметам, модулям, которые выносятся на экзаменационную сессию № п/п Наименование учебного предмета, модуля Количество учебных часов Отметка Дата сдачи Фамилия преподавателя Подпись преподавателя 4 Страницы 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 41 _________________________________________ курс семестр и отчество (если таковое имеется) Семестровые отметки по учебным предметам, модулям, которые не выносятся на экзаменационную сессию № п/п Наименование учебного предмета, модуля Количество учебных часов Отметка Дата сдачи Фамилия преподавателя Подпись преподавателя 5 Страницы 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, 42 № п/п Наименование учебного предмета, модуля Количество учебных часов Отметка Дата сдачи Фамилия преподавателя Подпись преподавателя 6 Страницы 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39, 43 Лабораторные и практические работы № п/п Наименование учебного предмета, модуля Количество учебных часов Отметка Дата сдачи Фамилия преподавателя Подпись преподавателя Подпись куратора _______________________ Подпись заведующего отделением (уполномоченного лица) ______________ 7 Страницы 44, 45 Курсовые проекты (курсовые работы) № п/п Наименование учебного предмета, модуля Тема курсового проекта (курсовой работы) Отметка Дата защиты Фамилия преподавателя Подпись преподавателя 44 Страницы 46, 48 фамилия, собственное имя Практика № п/п Курс Семестр Название практики Место практики 46 Страницы 47, 49 и отчество (если таковое имеется) Количество учебных часов Освоенная профессия рабочего и присвоенный разряд Отметка Дата сдачи Фамилия руководителя Подпись руководителя 47 Страница 50 ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Задание на проектирование выдано ___ __________ 20__ г. Тема дипломного проекта (дипломной работы) _______________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Руководитель дипломного проекта (дипломной работы) _______________ Срок выполнения ________________________________________________ Обучающийся(аяся) ______________________________________________ Допущен(а) к защите дипломного проекта (дипломной работы) Заместитель руководителя учреждения образования (филиала, иного обособленного подразделения) ___________ подпись __ ________________ 20__ г. 50 Страница 51 ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА (ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ) Защита дипломного проекта (дипломной работы) на тему _______________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ состоялась __ ____________________ 20__ г. отметка ______________________________ Председатель государственной квалификационной комиссии __________ подпись 51 Страница 52 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ Обучающийся(аяся) фамилия и инициалы (инициал собственного имени) допущен(а) к сдаче государственного экзамена по специальности ______________________________________________________________________ наименование специальности ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Заместитель руководителя учреждения образования (филиала, иного обособленного подразделения) __________ подпись __ ________________ 20__ г. Государственный экзамен по специальности сдан с отметкой __________ Председатель государственной квалификационной комиссии __________ подпись __ ________________ 20__ г. 52 Страница 53 Решением государственной квалификационной комиссии от ___ ___________________ 20__ г. (протокол № _________) обучающемуся(йся) ______________________________________________________________________ инициалы, фамилия присвоена квалификация ________________________________________________ ______________________________________________________________________ выдан диплом ___ № _________ ___ ____________ 20__ г. Руководитель (уполномоченное лицо) учреждения образования