СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие "Культура"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура (в переводе с лат.)— возделывание, культивирование почвы.

Культура- все виды преобразовательной деятельности, а так же её результаты.

Культура в узком смысле - степень воспитанности человека.

 

Элементы культуры:

 

1.Духовная-созданная  в процессе духовного творчества (произведения искусства)

2.Материальная - созданная в процессе производственной деятельности (средства труда, культурно-бытовые сооружения)

Культурный комплекс- совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных (футбол- болельщики, символика, чемпионаты).

Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина)

Культурные универсалии- нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).

Просмотр содержимого документа
«Понятие "Культура"»

Лекция №43 Культура


Культура (в переводе с лат.)— возделывание, культивирование почвы.

Культура- все виды преобразовательной деятельности, а так же её результаты.

Культура в узком смысле - степень воспитанности человека.


Элементы культуры:


1.Духовная-созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства)

2.Материальная - созданная в процессе производственной деятельности (средства труда, культурно-бытовые сооружения)

Культурный комплекс- совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных (футбол- болельщики, символика, чемпионаты).

Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина)

Культурные универсалии- нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).

Функции культуры:

  1. Познавательная - формирование представлений о народе, стране, эпохе

  2. Оценочная – определение системы ценностей

  3. Регулятивная – формирование системы норм и требований

  4. Информативная – передача опыта, ценностей

  5. Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей

  6. Социализации – усвоение норм и культурных ролей.


Пути развития культуры:


  1. Накопление культурных ценностей

а) вертикальное - передача культурных ценностей от поколения к поколению

( евклидова геометрия-геометрия Лобачевского);

б) горизонтальное — наследование целого художественного произведения

(сонеты Шекспира в 19 и 21 веке).

    1. Новаторство

Формы культуры:

  1. Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: « искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству. Ортега-и-Гасет считал, что элитарная культура даёт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Если вторжение массовой культуры будет продолжаться, мир возвратится в состояние варварства. Выделил черты « массового человека»:

-рост жизненных запросов;

-врождённая неблагодарность;

-плывёт по течению.

Примером элитарной культуры является органная музыка Баха.

  1. Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель - получить коммерческую выгоду. Сленговое название- кич, китч (в переводе с нем.) - дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема. Пассивное потребление. Примером массовой культуры является поп-музыка.

Фрейд считал, что при её потреблении действует механизм заражения.

Мидкульт – соединение элитарной и массовой культуры. ( Бах в современной обработке)


  1. Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры. Примером народной культуры является фольклор.

  2. Экранная. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.

Доминирующая культура- совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д.)

Европоцентризм - течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной.

Американоизм - течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу.

Афроизм( негритюд) - течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру.

Диалог культур ( Бахтин)- взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов.

Мультикультурализм – идеология существования различных культурных групп в рамках одной политической общности.

Разновидности культуры:

  1. Субкультура- часть общей культуры, присущей большой социальной группе ( молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)

  2. Контркультура- субкультура, которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи)