СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие об имени прилагательном как части речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник русского языка В.П. Канакина В.Г.Горецкий.Знакомство с именим прилагательным. Изучение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Понятие об имени прилагательном как части речи»

Тема: Понятие об имени прилагательном как части речи


Цели: Познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи;

Провести беседу с учениками о наступлении весны, её приметах;

Сформировать представление учащихся о существенных признаках прилагательных;

Повторить знание учащихся о других частях речи;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся находить имена прилагательные, отличать от других частей речи;

  • актуализировать знания учащихся об имени прилагательном – его лексическом значении и вопросах, на которые оно отвечает (какой? какая? какое? какие?).


Метапредметные :


  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

Личностные :

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.



Тип урока: урок изучения нового материала


Оборудование: ПК, экран, репродукции картин русских художников с изображением весны, карточки.




ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

1.Прозвенел звонок весёлый.
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтобы грамотными стать.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!


2. Запись в тетради числа.(Слайд 2)

17 марта

Классная работа

3.Психологический настрой на урок.(слайд 3)

- По каким приметам мы узнаём весну? (приход тепла, увеличение продолжительности дня, таяние снега, ледоход на реке, прилёт птиц, появление проталин, ярко светит солнце, появляются насекомые и др.)


- На улице – март. Этот месяц в народе ещё называют «сухий», из-за весеннего тепла, т.е. в нём мало дождей, снегопада. «Март» - древнеримское слово, в честь бога Марса. Это первый весенний месяц, про него у людей накопилось немало примет, поговорок:

В природе есть солнышко. (Слайд 4)

Оно светит и всех нас любит и греет. Вот как это. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.(слайд 1)

II. Актуализация опорных знаний учащихся о частях речи.

- Какую тему мы с вами закончили изучать? (Имя существительное).

- Что вы знаете об имени существительном? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, чувства и отвечает на вопросы кто? что?)

- Что вы ещё знаете об именах существительных? (Имена существительные

бывают одушевлённые и неодушевлённые; мужского, женского или среднего рода).

- Как изменяются имена существительные? (Они изменяются по числам и падежам).

- Какие ещё части речи вы знаете? (Имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз).

III. Словарная работа сейчас мы проведём игру «Угадай слово» (Слайд 5)

Прекрасная, солнечная, морозная…..

Старательный, прилежный, умный…..

Вкусное, парное, коровье …

Ежедневная, свежая, интересная…..

Меховое, дорогое, тёплое……

Белые, кучевые, пушистые…..


Ребята вы в тетрадях записываете слова.

Погода, ученик, молоко, газета, пальто, облака (Слайд 6)

Ребята, что объединяет все эти слова? (это имена существительные). А что это ещё можно о них сказать?(Словарные слова)

Кучевые облака - это небольшие облачные массы белого цвета, разбросанные по небу в виде куч. (Слайд 7)

Облака эти ярко-белого цвета, напоминающие клубы дыма.

Как только образуются первые весенние проталины, появляются и первые кучевые облака. Они верный признак весны, теплого времени года. Появляются утром в ясную погоду, когда нагревается земля и от нее восходят потоки тепленького воздуха.

Ребята посмотрите на слова, на какие вопросы они отвечают?

IV. Самоопределение к деятельности

  • Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.


Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!


- Так о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об имени прилага­тельном.)

  • – Определите учебную задачу. Чему мы будем учиться? (Познакомимся с частью речи именем прилагательным). (Вспомнить, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, какова их роль в предложении и в речи.)


Сегодня на уроке мы переходим к изучению имени прилагательного.

- Тема нашего урока «Понятие об имени прилагательном». Мы вспомним то, что уже знаем об имени прилагательном. - Что вы уже знаете об имени прилагательном? (Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?).

- Какие признаки предметов могут называть имена прилагательные? (Размер, цвет, качества характера).

- Верно. Имя прилагательное может называть признаки предмета – внешние качества, качества характера человека, цвет, форму, размер предмета).


У существительных подчас (Слайд 8)

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если к нам их приложить,

Им веселее станет жить.

Вот громкий стук,

Вот жёлтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.



V. Работа по теме урока

1. Повторение признаков имени прилагательного как части речи

Откройте учебник на стр. 64 и давайте прочитаем правило.

А теперь послушайте стихотворение ещё раз и скажите, какую не­точность допустил автор. («...Но если к нам их приложить...» Имена прилагательные «прилагаются» к существительным, а не наоборот.)

  • Что такое имя прилагательное ?

2. Наблюдение над языковым материалом

- Прочитайте тексты

Текст №1 ВЕСНА. (Слайд 9)

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят с юга птицы.

Текст №2 ВЕСНА.

Наступила ранняя весна. Тает снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят с юга перелётные птицы.

- О чём был первый текст? (О весне)

- О чём второй текст? (Тоже о весне)


- Можно ли считать эти тексты одинаковыми? (И да, и нет)

- Докажите.


- Что отличает первый текст от второго? (Наличие имён прилагательных. С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания)

- Спишите второй текст, подчеркните орфограммы.

VI. Физминутка.(Слайд 10)

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки по улице

Всё журчат, журчат.

Журавли курлыкают

И летят, летят.

3. Работа по карточкам.

Этот … зверёк живёт в лесу.

У него … хвост.

Шубка у зверька летом …, а зимой - ……… .

зверёк всего боится.

Его так и зовут: зайчишка-трусишка.


Варианты ответов будут разные – мало

информации.

Непонятно: у всех зверей есть хвост.

Этот зверь меняет окраску, но такой зверь не один.

Теперь понятно, это заяц. (Показ отгадки)

- Как вы думаете, ребята, какая роль имён прилагательных в речи ? (Слайд 11) - Чтобы лучше понять (уточнить). Я предлагаю вам один текст. Я буду читать по одному предложению, а вы пробуйте определить, что это за зверь. (Учитель читает текс со слайда презентации)

- Сколько предложений мне пришлось прочитать, пока вы догадались, о ком идёт речь? (5, минимум 4)

- Попробуйте вставить пропущенные слова, которые дали бы нам больше информации о зверьке и помогли бы гораздо раньше догадаться, о ком говорится в тексте? (Карточка № 1)

- Работать предлагаю в парах. (На некоторых партах лежат карточки с подсказами нужных слов).

Проверка: чтение текста по предложению, анализ, выбор оптимального варианта, показ его на экране.

Этот небольшой (маленький) зверёк живёт в лесу. (Слайд 12)

У него короткий хвост.

Шубка у зверька летом серая, а зимой – белая.

Трусливый (симпатичный, добродушный) зверёк всего боится.

Его так и зовут: зайчишка-трусишка.

- Какая часть речи помогла определить зверя? (Имя прилагательное).

- Нужны ли нам имена прилагательные в речи?

Вывод: имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.

- Какие признаки предметов называют имена прилагательные в этом тексте? (Размер, цвет, качество характера).

- Еще прилагательные нужны для точности описания, уточнения.


4.Сейчас мы попробуем более точно описать весенний снег. (Слайд 13)

На доске: Снег


Искристый

Мокрый

Колючий

Грязный

Пушистый

Серебристый

Мягкий

Рыхлый

Белый Свежий Серый

- Запишите прилагательные, которые мы отобрали для описания весеннего снега по образцу: Снег (какой?) …, …, …, … .

Давайте скажем сколько букв и сколько звуков в слове грязный(7букв, 7 звуков),

- Вывод: Для чего же нужны имена прилагательные?

(описание, уточнение), чтобы речь была более выразительной, понятной. Каким членом предложения бывает прилагательное.

- В предложение является второстепенным членом предложения.

- В предложение связано с именем существительным по смыслу.

- Значит изменяется по родам, числам, падежам.


VII. Закрепление изученного материала (Слайд 14)


Сведения об имени прилагательном.

Давайте скажем, что же мы знаем об имени прилагательном.

Обозначает признак предмета,

Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

В предложении является второстепенным членом

Изменяется по родам, числам и падежам


VIII . Физкультминутка (Слайд 15,16,17)



4. Работа по учебнику (Слайд 18)


Упр. 110 (с. 64-65).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте, что у вас получилось.

— К какой части речи относятся слова, которые вы вставили?

— Как изменился текст с именами прилагательными?

— Какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)

Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их волнистой линией.

Упр. 111 (с. 65). (Слайд 19)


— Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? До­кажите.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте словосочетания.

— Назовите окончания имён прилагательных. (Далее работа по последнему заданию упражнения.)

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово приветливо в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом приветливо, запишите.

— Запомните написание этого слова.


IX. Рефлексия (Слайд 20)



Укажи строку, где написаны только имена прилагательные.

1)Утренняя, читать, хорошая, умная

2)Весенний, лесной, красивый, густой

3)Радостный, облачный, лесной, книжный, конь


Оцените свою работу на уроке . (Слайд 21)


(лист самооценки)




Узнал что-то новое Научился



Расстроился Я Получил радость



Удивился Ничего не понял
















X. Подведение итогов. (Слайд 22)

Составим памятку «Что мы должны знать об имени прилагательном»

- Чему мы сегодня учились? (Мы учились находить имена прилагательные в тексте).

— Что такое имя прилагательное?

— Что обозначают имена прилагательные?

— На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

С какой частью речи связано?

Каким членом предложения является?

- Чему мы сегодня учились? (Мы учились находить имена прилагательные в тексте).


(Слайд 23)


А теперь именами прилагательными скажите, какие вы были сегодня на уроке?(Умные, послушные, добрые, весёлые, активные, воспитанные)

- С какой целью употребляют в речи имена прилагательные? Запомните: имена прилагательные делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.

Домашнее задание (Слайд 24)


Упр. 112 (с. 65).


Наш урок подошел к концу (Слайд 25)

И умный вид вам всем к лицу,

Все вы милы и симпатичны

И отвечали на «отлично».






























Фамилия, имя ______________________________________________________________

КАРТОЧКА № 1

Этот ____________________зверёк живёт в лесу. У него______________ хвост. Шубка у зверька летом _____________, а зимой – ______________. ____________________ зверёк всего боится. Его так и зовут: зайчишка-трусишка.


Фамилия, имя ______________________________________________________________

КАРТОЧКА № 1

Этот ____________________зверёк живёт в лесу. У него______________ хвост. Шубка у зверька летом _____________, а зимой – ______________. ____________________ зверёк всего боится. Его так и зовут: зайчишка-трусишка.


Фамилия, имя ______________________________________________________________

КАРТОЧКА № 1

Этот ____________________зверёк живёт в лесу. У него______________ хвост. Шубка у зверька летом _____________, а зимой – ______________. ____________________ зверёк всего боится. Его так и зовут: зайчишка-трусишк

Фамилия, имя ______________________________________________________________

КАРТОЧКА № 1

Этот ____________________зверёк живёт в лесу. У него______________ хвост. Шубка у зверька летом _____________, а зимой – ______________. ____________________ зверёк всего боится. Его так и зовут: зайчишка-трусишка.