В связи с модернизацией и переходом на ФГОСы перед начальной общеобразовательной школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы:
- организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению обучающихся;
- включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья.
Работая в начальной школе, я поняла, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. В задачу учителя начальных классов, я считаю, входит пробудить скрытые в каждом ребёнке продуктивные силы, тягу к гармонии, красоте и здоровью.
На основе многих научных идей по проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников я разработала: комплекс мероприятий, направленных на профилактику простудных заболеваний; систему уроков здоровья, обучающих гигиеническим навыкам и способам управления своими чувствами; правила поведения для достижения максимального комфорта в классе.
Считаю, что важно не только научить детей грамоте, но и воспитать порядочного человека, адекватно оценивающего свою личность и способного принести пользу обществу. Таким человеком может стать не только физически здоровый ребёнок, но и испытывающий душевный комфорт в коллективе, осознающий целостность своей личности.
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учёбы и работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Такого человека мы должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.
Технология опыта: я поставила перед собой цель: научить детей быть здоровыми душой и телом. Стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Задачи: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.
В своей работе я использую следующие педагогические методы и приемы в организации учебно-воспитательного процесса, а именно: строю урок на основе:
а) комфортного начала и окончания урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся (использование положительных установок на успех в деятельности, умение настроить себя на положительную волну, положительная мотивация учащихся);
б) проведения на уроке динамических пауз, физкультминуток;
в) объяснения нового материала с опорой на опыт учащегося. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои способы деятельности, использую деятельностный подход;
г) упорядочения системы домашних заданий, их дозировки, творческого характера;
д) учета индивидуальных способностей и особенностей ребенка.
Помогает сохранить здоровье учащихся:
а) проведение уроков в нетрадиционной форме (урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-соревнование и т.д.);
б) строгая регламентация учебной нагрузки.
Считаю, что обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Чтобы достичь, поставленную перед собой, цель я решила проводить уроки здоровья. Включила их в план своей воспитательной работы. Для того чтобы уроки здоровья стали эффективным средством развития и воспитания детей, нужно выполнять определённые условия: ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний в поведении. Нужно учитывать, что ребёнок, изучая себя, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность. Моя методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Делаю акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий наполняю сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Считаю, что мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Уроки здоровья о пище провожу в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережёвывание пищи, разумное отношение к приёму жидкости). Уроки здоровья по другим темам провожу либо в классе, либо на свежем воздухе. На поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагирую отрицательно на ответы. Считаю, что необходимо доброжелательно выслушивать все ответы детей и не показывать своё неприятие позиции ребёнка даже мимикой, взглядом. Ребёнок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, как чувствует и видит. Нужно иметь терпение и уважение к самым неожиданным ответам. Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и в то же время быть сердитым, раздражённым, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми. Надеюсь, что каждое моё занятие приносит детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также пробуждает желание прийти снова.
Помимо внеклассных занятий на обычных уроках я использую различные методы здоровьесберегающих технологий. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяют две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. На своих уроках я использую такие методы обучения как: рассказ, беседа, демонстрация, упражнения, практический метод, ситуационный, игровой метод, соревновательный метод. В структуре метода выделяют приёмы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода. Приёмы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, тренинги); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии, фитотерапии); информационно-обучающие (письма, памятки, адресованные родителям и учащимся).
Считаю, что залог хорошего самочувствия детей на уроке – свежий воздух в классной комнате. Поэтому в обязанности дежурных входит регулярное проветривание помещения в любое время года. У нас в классе очень много комнатных цветов, за которыми дети ухаживают самостоятельно. Ребята знают, что все цветы поглощают вредный здоровью углекислый газ и выделяют кислород. Но есть особо полезные цветы, так называемые растения-санитары воздуха, которые убивают все вредные вещества в воздухе в радиусе нескольких метров от себя. Например, хлорофитум. К этому растению дети относятся с особой заботой: протирают его листочки, опрыскивают….
Здоровье ребёнка зависит от многих, перечисленных выше факторов. Но особое внимание я уделяю такому фактору, как психологический комфорт. В наше непростое время дети часто предоставлены сами себе. После уроков они могут самостоятельно смотреть кровавые боевики, подрывающие психику, зарубежные мультфильмы с раздражающей слух музыкой. Противостоять этому учитель не в силах, но компенсировать получение положительных и правильных эмоций можно. Я нашла выход в релаксационной музыке. Эту спокойную, приятную музыку я ставлю на уроках литературного чтения. Она совсем не похожа на ту, которую дети слышат с экранов телевизора. Музыка со звуками природы также благоприятно влияет на поведение, психику ребёнка и восприятие им окружающего мира. Недопустим, я считаю, авторитарный стиль. При авторитарном, репрессивном стиле воспитания со стороны учителя дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Фрустрация этих потребностей, приводящая к психологическому дискомфорту, серьезно сказывается на психическом и физическом здоровье ребёнка. Дети, испытывающие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности. Они предпочитают до минимума сводить общение со взрослыми и сверстниками, отказываются от контакта с незнакомыми им людьми, в ситуации школьного обучения не отвечают на вопросы.
Постоянное ожидание угрозы со стороны окружающих. Непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение ещё не вполне окрепшей нервной системы ребёнка, что приводит к различным заболеваниям. В основе школьных неврозов, часто проявляющихся в виде таких заболеваний как: бронхиальная астма, приступы рвоты, головная боль, как правило, лежит фрустрация одной или нескольких детских потребностей. Так, замечено, что очень часто приступы бронхиальной астмы впервые возникают у детей, когда они начинают посещать детский сад или школу. При этом детям явно не нравится то заведение, куда его определили. Причины могут быть самые разные: злая, «крикливая» воспитательница или учительница, обижающие дети-драчуны, постоянно испытываемый неуспех в школе. Все эти причины приводят к психологическому дискомфорту, следствием которого могут быть заболевания. Итак, мы выяснили, что благоприятный психологический климат в классе и хорошее здоровье тесно связаны. И поэтому в основе профилактики упомянутых выше заболеваний должна лежать забота о психологическом комфорте ребёнка, который может быть достигнут следующими средствами: спокойное, уравновешенное состояние учителя, подготовка ребёнка к школьному обучению, проведение тематических классных часов, во избежание конфликтов между детьми.
Одним из методов здоровьесберегающей педагогики, которым я пользуюсь, является система внеклассной работы, использование здоровьесберегающих технологий на уроках.
Результативность опыта. Прилагаемые усилия учителя по укреплению здоровья школьников, положительно отразились на результатах познавательных процессов. Видна положительная динамика в развитии памяти, мышления, речи, количество допускаемых ошибок уменьшилось. Уроки здоровья принесли свои плоды. Дети стали уверены в своих силах, не боятся допустить ошибку у доски, увереннее общаются со сверстниками и взрослыми.
Важно не развить у ребёнка комплекс неполноценности, а наоборот помочь поверить в свои силы. Под комплексом неполноценности понимают особенности поведения, вызванные устойчивым представлением о физической, психической или моральной ущербности. У детей впечатлительных и физически ослабленных может сформироваться комплекс неудачника. К таким печальным последствиям приводят психогенные факторы. Это такие условия, которые вызывают нервно-психические заболевания, травмирующие душу. К сожалению, нередко в семьях процветают эти психогенные факторы. И учитель в школе обязан с особой заботой относится к таким детям. Здоровье ребёнка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребёнок, находящийся в спокойном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившееся заболевание, быстрее выздоравливает. Дети, возвращаясь в школу после болезни, в процессе лечения не успели восстановиться, у них повышена утомляемость, неустойчивое внимание, прочее выздоровление может продолжаться долго. Педагоги должны «щадящее» относиться к таким детям. Педагог должен знать диагноз каждого переболевшего ребёнка, рекомендации врача. Если ребёнок здоров. Он обязан посещать школу. Это необходимо объяснить самим детям, помимо родителей, потому что родители склонны побаловать его по какому-либо поводу. В то время, когда ребёнок пребывает дома, он лишается педагогического воздействия, его «вооружённость» знаниями уменьшается, а волевые привычки расслабляются. Обязанности школы и семьи совпадают. Обе стороны обязаны: обеспечить безопасность детей, сохранить здоровье, помочь детям учиться.
Проблему сохранения здоровья младших школьников я решаю и во внеурочное время. Это проведение творческих конкурсов, беседы по теме «Здоровье», викторины, игры. Мною разработаны и адаптированы творческие конкурсы:
1.Конкурс рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем»;
2.Конкурс поделок «Золотые руки не знают скуки».
3.Конкурс стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».