СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Портфолио", как современная форма оценивания ученика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Готовясь к публичному выступлению, я задумалась: а что же такое «творчество, творческий»?

Просмотр содержимого документа
«"Портфолио", как современная форма оценивания ученика.»

"Портфолио", как современная форма оценивания ученика.



Готовясь к публичному выступлению, я задумалась: а что же такое «творчество, творческий»?



В качестве основного критерия творчества часто рассматривается оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого.


Существует мнение, что любовь можно воспитать только любовью, доброту – добротой, совесть – совестью и так далее. Значит, творчество можно развивать только творчеством. Я полностью согласна с этим. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство. Современной школе нужен творческий учитель.



В современных условиях одним из результатов творчества как учителя, так и ученика является создание портфолио- папки индивидуальных достижений.

Идея портфеля или как говорят – папки индивидуальных достижений - становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. Более того, утверждается, что школа XXI века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как одна из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. Портфолио – инструмент, объединяющий различные направления экспериментальной работы. Внешнее портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, коробок, то есть предоставляется полная свобода и присутствует инициатива, при единственном требовании - удобство хранения. Основной смысл портфолио - «показать всё, на что способен ребенок». Оно объединяет учащихся, педагогов и родителей, так как каждый из них заинтересован в том, чтобы показать рост ученика, его активность, его возможности и особенности.



Систему работы с портфолио я начала со своими детьми с 1 класса.

В своей работе считаю создание портфолио ученика начальной школы необходимым элементом образовательного процесса. На своем примере я включаю в работу и ученика и родителей. Да, это кропотливый , каждодневный труд, собирать папку достижения учащегося . Но когда это системно, это дает хороший показатель активного, самостоятельного расширения возможности обучения и мотивации младших школьников.











Структура портфолио:

1. Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс (оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником);

2. Основную часть, которая включает в себя:

- раздел «Мой мир» - помещается информация, которая важна и интересна для ребенка («Мое имя», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа»);

- раздел «Мои достижения в учебе» - этот раздел заполняется удачно написанными контрольными работами, грамотами, дипломами, сертификатами.

- раздел «Мои достижения в спорте» - этот раздел заполняется грамотами, дипломами, сертификатами.

- раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), можно поместить ее фотографию;

- раздел «Мои впечатления» - помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, экскурсий и т.п.;

- раздел «Отзывы и пожелания» - размещается положительная оценка педагогами стараний ученика;

- раздел «Самооценка моей деятельности за год» - в этом разделе ребенок подводит итоги за год.



На мой взгляд, портфолио представляет собой форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся. Все это предназначено для демонстрации анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности. Причём оценивается не просто достижение, но в процесс оценивания вовлекается и пройденный учеником путь обучения . То есть помимо результатов обучения представляет родителям, друзьям, учителям и то, как он работал для достижения этих результатов в обучении.



Но есть и свои минусы в работе с портфолио.

Не буду спорить, безусловно, существуют вполне реальные трудности и противоречия во внедрении данной организационно-технологической формы работы в учебный процесс. Известная методическая трудность при работе с учебной разновидностью портфолио возникает в связи с тем, что здесь отсутствует четкая шкала оценок достигнутого. Что важнее оценить: глубину или широту приобретенного знания? количество или качество? Имеет место и явная нечеткость в определении состава и объема портфолио.



  Но вместе с тем портфолио имеет множество достоинств:

- портфолио - это один из возможных элементов преемственности, который помогает педагогу не начинать каждый раз все с чистого листа, а продолжить начатое другими педагогами.

- разумное использование портфолио позволяет учитывать интересы, взгляды, мотивационно-потребностную сферу ребенка при его определении в кружки, секции.

- при переходе из начальной школы в среднее звено помогает ему самоутвердиться, поверить в свои силы, избежать проблем в новом коллективе.

- материалы портфолио могут быть использованы для часов общения, родительских собраний, индивидуальной работы.

-родители могут проследить жизнедеятельность классного коллектива, уровень активности своего ребенка в тех или иных мероприятиях и делах, личностный рост, взаимоотношения в классном коллективе, увидеть лист самооценки.

Подводя итог своего выступления, я хочу сказать, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.

Сейчас начальная школа стоит на пороге перемен. Итоговое оценивание в конце обучения в начальной школе предлагается проводить в форме накопительной оценки, т.е. синтез накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника.



Не знаю почему, но мне хочется, чтобы в этом непростом и суровом мире было как можно больше творчески одарённых личностей и как можно меньше неспособных в полной мере раскрыть свой потенциал, несчастных и озлобленных на всё неудачников. Ведь творчество ведет к рождению новых идей и нетрадиционных взглядов на вещи и события. Оно настраивает человека на устремленность в те дали, где царит все новое, еще не познанное и не освоенное. Результаты такого подхода будут видны не сразу, а только через года. Заканчивая своё выступление, я хочу познакомить с одной короткой и мудрой притчей:

Прохладным весенним днем улитка начала взбираться по вишневому дереву. Стояла весна, и вишня была покрыта белым цветом.

Воробьи на соседнем дереве стали потешаться над улиткой:

- Зачем ты лезешь на дерево? Разве не видишь, что там нет ягод? Да дерево зачем-то выбрала самое высокое!

Не останавливаясь, улитка ответила:

- Я уже сейчас вижу, что это дерево цветет обильнее других, значит, и ягод на нем будет много. А когда я доберусь до вершины, на нем как раз и вишни появятся.



Давайте уже сегодня работать над хорошими результатами, которые будут уже завтра.