Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – в рабочем Портфолио (Портфеле достижений).
Рабочий Портфолио ученика:
включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов;
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий;
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
-поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
-развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
-формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
разделы Портфолио (Портрет, рабочие материалы, коллектор, достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, рабочие материалы, коллектор, достижения и др.); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий и др. Одновременно «Портфель достижений» может существовать и в электронном виде. В него автоматически могут поступать данные из электронных таблиц результатов и из Электронного дневника.
В состав Портфеля достижений включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
В Портфель достижений учеников начальной школы должны быть включены следующие материалы:
1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения.
Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Такими работами могут быть:
- выборка письменных работ по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, по предметам эстетического цикла (фото, видеоматериалы, аудиозаписи, продукты собственного творчества);
- дневники читателя; дневники наблюдений, материалы самоанализа и рефлексии.
-выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по различным предметам);
2. Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса:
- отдельные листы наблюдений,
- оценочные листы и материалы видео- и аудио - записей процессов выполнения отдельных видов работ,
- результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического и итогового тестирования;
- выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик с помощью взрослых (родителей, учителя). Начиная со 2-го класса ученик, обученный учителем, проводит самооценку материалов Портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в Портфеле; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть Портфолио (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения Портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале.
Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития».
При оценке отдельных составляющих Портфеля достижений используется уровневая система оценивания, принятая в системе оценивания предметных результатов (традиционная система отметок по 5-балльной шкале адаптированная к уровням успешности).
Достижение опорного (базового) уровня оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачёт»).
Итоговая оценка выпускника начальной школы.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
На начальной ступени общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:
- речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией.
- коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
В итоговой оценке выпускника начальной школы выделяется 2 составляющие:
Результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО.
Результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).