Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»
ОТдЕЛ раЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Проектная работа в рамках образовательной программы:
«Совершенствование процесса обучения иностранному языку в условиях введения и реализации ФГОС основного общего образования»
По теме «Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений»
Автор проекта:
Загидуллина Гульзия Фаризовна,
учитель английского языка
МБОУ «Гимназия №14»
Казань, 2017
Введение
За последние несколько лет российская система образования, и в особенности система обучения в школе, претерпела существенные изменения. Отныне во главу угла ставится личность ребенка, его интересы, склонности, навыки, а учитель же играет роль помощника, призванного направить ученика, помочь ему достичь целей, необходимых именно для него как личности, то есть обучение стало носить преимущественно личностно-ориентированный характер. В связи с этим, перед современным учителем встает довольно сложная, комплексная задача – применить собственные навыки межкультурной адаптации таким образом, чтобы знание языка и культуры другой страны стало личной целью каждого из учеников. Учитывая произошедшие изменения в процессе обучения в целом, а также важность поставленной задачи, ведущими педагогами современности были разработаны новые технологии обучения иностранным языкам в средней школе. И одним из наиболее популярных является портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования - один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования.
Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценке образовательных достижений.
Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.
Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач.
Актуальность проекта
Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях, а в нашем случае в обучении иностранному языку.
Цель и задачи проекта
Цель данного проекта – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения , демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений .
Задачи:
-сформировать у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
-поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
-развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
-формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
-отмечать языковые способности, умения, навыки учащегося;
-отслеживать опыт межкультурного общения учащегося;
-исследовать развитие учащегося в течение определённого времени;
-изучить особенности себя как личности и развивать самоуверенность;
- развивать письменные навыки.
Целевая группа проекта
Преподаватели английского языка, обучающиеся 5-11 классов.
Объект и предмет исследования
Объект исследования: портфель достижений учащегося в рамках обучения иностранному языку.
Предмет исследования: приемы и методы создания портфеля достижений как инструмента оценки динамики индивидуальных образовательных достижений на уроках английского языка.
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: март2017года -май 2018года.
Этапы реализации проекта:
Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Этап 1 Теоретическая подготовка |
1 | Поиск материала. | дома | март-апрель | Загидуллина Г.Ф. |
2 | Выборка материала. | в школе | май | Загидуллина Г.Ф. |
Этап 2 Практическая деятельность |
1 | Оформление портфеля достижений | дома, в школе | сентябрь 2017-май 2018 | Загидуллина Г.Ф. |
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. развитие мотивов учебной деятельности;
2.развитие творческой активности;
3.формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4.повышение качества обученности иностранному языку.
Краткосрочные результаты — научиться СИСТЕМАТИЧЕСКИ пополнять портфель .
Долгосрочные результаты – совершенствовать успешное освоение обучающимся основной образовательной программы по предмету иностранный язык(английский)
Риски реализации проекта и пути их преодоления
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Неинформированность. | Первые шаги на пути выборки материала | Сотрудничество с другими коллегами, которые практикуют данный вид работы. |
Учащиеся не имеют опыта составления портфеля . | Работа в группах снижает ответственность с одних учеников, поэтому они надеются на других. | Показать примеры портфеля и научить его систематически,правильно пополнять. |
Растерянность, многообразие материалов | Много примерных шаблонов. Как же выбрать наиболее подходящее для себя? | Дать конкретные шаблоны. |
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта:
Считаю, что основными критериями эффективности использования портфеля достижений как инструмента оценки динамики индивидуальных образовательных достижений , повышение мотивации учащихся в изучении английского языка:
Дальнейшее развитие проекта
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена.Именно поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.
Результаты этого проекта могу быть использованы в дальнейшем на уроках английского языка.
Заключение
Вывод:
Портфолио(портфель достижений) по английскому языку является одним из показателей, на основании которых создается итоговая оценка выпускника начальной школы и принимается решение о возможности или невозможности продолжения обучения иностранному языку каждого обучающегося на следующей ступени общего образования и готовить к экзамену по английскому языку в старших классах.
В заключение хочется отметить, что образовательная технология «портфолио(портфель)» не только создаёт возможности неформального оценивания достижений учащихся по предмету, но также повышает их мотивацию в дальнейшем совершенствовании своих предметных и надпредметных навыков. Кроме того, портфель является для ученика своеобразной книгой воспоминаний об определённом периоде его обучения/ жизни в школе. «…нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства… вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь». Ф. М. Достоевский
Список использованных документов и источников информации
1.Лещева Галина Анатольевна http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/08/14/portfel-dostizheniy-kak-instrument-otsenki-dinamiki
2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/08/14/portfel-dostizheniy-kak-instrument-otsenki-dinamiki
3.https://infourok.ru/portfel-dostizheniy-kak-instrument-ocenki-dinamiki-individualnih-obrazovatelnih-dostizheniy-i-lichnostnogo-rosta-obuchayuschihsy-565345.html
4.http://www.elizarovo-hmrn.edusite.ru/p169aa1.html
Приложение №1
Структура и содержание портфеля
Структура Портфеля для учащихся средних и старших классов
1. языковой паспорт
2. языковая биография
3. досье
Раздел 1. «Языковой паспорт»
В паспорте учащийся отражает свой уровень владения иностранным языком; сведения об изучении языков и опыте межкультурного общения, перечень сертификатов и дипломов, обзор индивидуальных компетенций в языке в данный период времени.
Паспорт включает в себя следующие разделы:
· информация об ученике
· обзор достижений в изучении иностранного языка
· сведения об изучении языков
· перечень сертификатов и дипломов
· языковые навыки, описанные на основе уровней
Раздел 2. «Языковая биография»
Раздел «Языковая биография» отражает способность к самооценке и планированию изучения языков. В этом разделе ученик представляет:
а) свою историю изучения языка, анализируя собственные достижения и прогресс и подкрепляя анализ примерами и фактами языковой биографии;
б) перечень межкультурного опыта, т.е. поездок и контактов, и как они повлияли на развитие компетенций и навыков.
В «Языковой биографии» также представляются контрольные листы для самооценки. Параметры, по которым уточняется и оценивается (как учеником, так и учителем) уровень владения иностранным языком учащегося, составляют: коммуникативные умения устной и письменной речи; стратегические умения; компенсационные умения; качественные характеристики устных и письменных высказываний обучающегося с точки зрения норм изучаемого языка.
Раздел3. «Досье»
Досье включает материалы для документирования и иллюстрирования достижений или опыта, описанных в паспорте и языковой биографии. Ученик собирает работы, свидетельствующие о его достижениях в самостоятельном изучении языка:
· «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками)
· стихи и рассказы, написанные учащимся
· индивидуальные и групповые проекты
· работы, выполненные на компьютере
· письма, открытки
· письменные доклады, рефераты;
· рекомендательные письма, награды и другие формы признания достижений учащегося.
· грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося
· памятки, рекомендации по развитию учебных навыков (умение организовать свою работу; схема написания эссе, письма и т.д.).
Приложение №2
Таблица образовательных результатов
ФИ ученика | Умения в аудировании | Умения в чтении (про себя) | Лексико-грамматические навыки | Умения в письменной речи | Умения в говорении | Умение взаимодействоваать в группе | Умение сохранять учебную цель | Умение осуществлять информационный поиск | И др. … |
1. | 5 | | | 4 | | 5 | | | |
2. | 4 | 5 | | 3 | | 3 | | | |
Приложение №3
Памятка для учителя 7 правил технологии «Оцениваем» по ФГОС ЧТО?Все действия! Но отметка – за решение конкретной задачи КТО?Ученик + учитель в диалоге СКОЛЬКО?Одна задача – одна отметка ГДЕ?В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений школьника КОГДА?Текущие – по желанию, тематические – обязательны (+право пересдачи) КАК?По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ПРЕДМЕТНЫЕ– по таблице образовательных результатов, а итоговая – по всем накопленным результатам портфеля достижений и диагностик. |
Приложение №4
Лист самооценки
Description of achievement | Poor | fair | good | excellent |
I can read and understand the information about | | | | |
I can listen and understand the information about | | | | |
I can write | | | | |
I can speak about | | | | |
I can ask and answer the questions about | | | | |
Памятка для ученика РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ САМООЦЕНКИ |
Задание | Решение |
Что нужно сделать? | |
Удалось ли сделать? | |
Все правильно или есть недочеты? | |
Сделал сам или с чьей-то помощью? | |
Как мы отличаем «5», «4» и «3»? | |
Какую отметку ты поставишь себе? | |
Приложение №5
Разделы рабочего Портфолио
1. Страницы раздела «Мой портрет»:
1.1.Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
Напиши о себе (как умеешь):
Меня зовут___________________
Я родился ____________________ (число/месяц/год)
Я живу в ______________________
Мой адрес________________________
1.2.Моя семья
Нарисуй портрет своей семьи
Родословное дерево
1.3. Чем я люблю заниматься
2. Страницы раздела «Планируемые результаты»:
2.1. Лист диагностики, проведенной учителем на первых уроках в школе
Я могу делать…
Я хочу научиться в этом году…
Я научусь в этом году…
Я читаю…
Я хочу прочитать…
2.2. Планируемые предметные результаты
Составляется вместе с учителем на уроке Предмет | Чему научусь | Рисунок или пример | Русский язык | | | Литература | | | Математика | | | Биология и т. д. | | | |
МОИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ НА ГОД
период | Чего хочу добиться | Что собираюсь для этого сделать | Результат |
К концу года | | | |
В 1 четверти | | | |
Во 2 четверти | | | |
В 3 четверти | | | |
В 4 четверти | | | |
2.3. Мой распорядок дня
| Время | Дела | Рисунок |
Утро | | | |
День | | | |
Вечер | | | |
3. Страницы раздела «Портфель моих учебных достижений»:
Раздел включает:
3.1 Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
3.2 . Для обучающихся 5-8 кл., 10 кл. обязательной составляющей также являются: средний балл годовых оценок; 9,11 кл. – результаты государственной (итоговой) аттестации:
- математика;
- русский язык;
- экзамены по выбору
- средний балл аттестата;
- результаты муниципальных тестирований, репетиционных, пробных экзаменов,
итогового тестирования.
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.
3. Раздел «Портфолио отзывов»
Раздел включает:
- оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п. за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса;
- характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
- анализ самим школьником своей деятельности.
Школьник может представить следующие материалы:
Задание, которое мне больше всего понравилось
Моя лучшая работа
Я прочитал ……. книг.
Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
Что я теперь умею, чего не умел раньше?
Мои цели и планы на следующий учебный год:
Чему я еще хочу научиться?
Какие книги хочу прочитать?
Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
4. Раздел « Портфолио документов»
Прилагаются грамоты, дипломы, сертификаты и др., подтверждающие достижения во внеурочной деятельности.