СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пособие для выполнения сочинения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие предназначено для обучающихся 1 и 2 курсов (10-11 классы). Здесь даны рекомендации по выполнению контрольной работы в форме сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Пособие для выполнения сочинения»

Министерство образования и науки Амурской области

государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

«Райчихинский индустриальный техникум»



РАССМОТРЕНО

На заседании МО «Общеобразовательное»

Протокол № 5от

«05» марта 2019 г.

____________/ И.А.Карпышенко

(подпись) (ФИО рук-ля МО)

УТВЕРЖДАЮ

Методическое объединение

Протокол № ____ от

«____»__________2019 г.

____________/___________

(подпись) (ФИО рук-ля МО)














Методические рекомендации

по выполнению сочинений по дисциплине

ОДБ. 01.02 Литература

по темам:

«А.Н.Островский», «И.С.Тургенев», «Ф.М.Достоевский», «Л.Н.Толстой», «А.П.Чехов», «Поэзия второй половины XIX века», «А.М.Горький».

для обучающихся по профессиям: 21.01.08 Машинист на ОГР; 08.01.07 Мастер общестроительных работ; 38.01.02 Продавец продовольственных товаров, контролер-кассир; 43.01.09. Повар, кондитер.













Автор:

Карпышенко И.А.. – преподаватель русского языка и литературы ГПОАУ «РИТ»





г. Райчихинск

2019 г.



Содержание


№ п/п

Содержание

Страница

I

Введение

3

II

Рекомендации по выполнению и оформлению сочинений

4

II. I

Основные рекомендации, необходимые в ходе работы.

5

II. II

Рекомендации по оформлению сочинения.

5

III.

Оценка сочинений.

6

IV

Предлагаемые темы сочинений.

7

V

Список литературы

9














































  1. ВВЕДЕНИЕ.

Основными целями преподавания литературы в техникуме являются:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Данное пособие предназначено для студентов 1 курса, обучающихся на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

В части реализации требований ФГОС СПО освоение данной учебной дисциплины направлено на развитие общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

В результате контроля и оценки по разделу учебной дисциплины осуществляется проверка следующих результатов:

П1 сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

П2сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

П4 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

П5 владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

П8 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Л3 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Л4 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л7 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

М1 умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

М2 умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

М3 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ СОЧИНЕНИЙ.

Рекомендуется такая последовательность изучения материала:

1. Ознакомиться с художественным произведением, по которому будет писаться сочинение.

2. Изучить дополнительный аналитический материал в литературе, указанной в пособии.

3. Подобрать тему сочинения из пяти предложенных в пособии.

4. Написать сочинение, следуя основным требованиям и рекомендациям, предложенным в пособии, внимательно проверить.

Для выполнения контрольной работы в форме сочинения преподавателем предлагается в начале изучения основной темы пять тем сочинений, одну из которых выбирает обучающийся.

Время на выполнение работы -90 минут.

Объем сочинения должен составлять на первом курсе не менее 3-4 страниц, на втором курсе -5-6 страниц.

II. I ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ В ХОДЕ РАБОТЫ.

1. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь. Постарайтесь, чтобы выбранная тема была для вас интересна и важна, тогда написание сочинения станет работой творческой, что очень важно в литературе.

2. Определившись с темой, подберите эпиграф.

3. Чтобы сочинение было выстроено правильно, выделите: – аспекты проблемы, которые можно затронуть в сочинении, – вопросы, которые можно сформулировать и ответить на них в ходе рассуждения, – аргументы, подтверждения и доказательства своей точки зрения.

4. На черновике составьте план работы.

5. Подберите доказательства своих мыслей и идей: – цитатами из текстов, не более 2-3 предложений. Важно, что цитаты не должны дублировать ваши мысли, а только подтверждать их, – кроме цитат нужно сослаться на эпизоды из литературных произведений.

6. Определите стиль изложения своей авторской позиции.

7. Важно, чтобы вступление и заключение были логически связаны: идеи и мысли вступления должны быть логически связаны с умозаключениями в конце работы. Чтобы этого добиться, нужно хорошо продумать сочинение до его написания, определить связи вступления и заключения.

8. Чтобы проверить, не отклонились ли вы от основного курса, перечитайте тему сочинения и соотнесите ее с тем, что вы задумали.

9. Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.

10. Корректируем написанное, пытаясь исключить отдельные предложения, – если выясняется, что какие-то фрагменты не несут значимой информации, убираем их.

11. Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них.

12. Прочитайте написанное, проверьте, соответствует ли оно теме.

13. Перед написанием заключения перечитайте работу. Карандашом на полях можно отметить свои главные мысли, чтобы в заключении коснуться их.

14. Проверьте свое сочинение на соответствие с темой.

15. Вдумчивым чтением исправьте ошибки, уточните те моменты, которые вызывают у вас сомнения и затруднения. Если возможно, обратитесь за помощью к словарю.

16. Проверьте пунктуацию.

II. II РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ СОЧИНЕНИЯ.

Сочинение пишется в тетради для контрольных работ (в линию) четко, разборчиво, грамотно и аккуратно.

1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, если название темы сочинения - цитата, её записываем в кавычках.

2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения, из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.

3. Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.

4. План сочинения в чистовике разрешается не писать.

5. Придерживаясь плана в сочинении, выделяем абзацы.

6. Сочинение начинаем писать с большой буквы и с красной строки.

7. Если в сочинении встречаются даты, их пишем цифрами: год и число - арабскими, век -римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.

8.. При написании цитат, оформляем их грамотно. Без кавычек, и посередине листа

записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.

9. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.

10. По окончании работы проверьте все внимательно, можно пользоваться орфографическим словарем.

  1. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ.

С помощью сочинений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

  • При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.










Основные критерии оценки




Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообра­зием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержа­нии и 1 -2 речевых недочёта.

Допускается:

1) 1 орфографическая;

2)или 1 пунктуационная;

3)или 1 грамматическая ошибка.




«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последова­тельности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи доста­точно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

1) 3 орфографические, 3 пунктуационные ошибки, 3 грамма­тические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклоне­ния от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последова­тельности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляе­мые синтаксические конструкции, встречает­ся неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 не­дочётов в содержании и 5 речевых недочё­тов.

Допускается:

1) 5 орфографические, 5 пунктуационные, 5 грамматические ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана ко­роткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, час­ты случаи неправильного словоупотребле­ния. 5. Нарушено стилевое единство текста. В це­лом в работе допущено до 6 недочётов в со­держании и до 7 речевых недочетов.

Допускается:

1) 7-8 орфографических и 8 пунктуационных,8 грамматических ошибок.



  1. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ.

Сочинение по творчеству А.Н.Островского

1.Смысл названия драмы Островского «Гроза».

2.Люди –хищники и их жертвы. (по пьесе «Гроза»).

3.Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?

4.Сила и слабость характера Катерины

5.«Темное царство» и его жертвы в драме Островского «Гроза».

Сочинение по творчеству И.С.Тургенева

1.Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».

2.Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?

3.Отношение к женщинам героев романа.

4.Анализ эпизода из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору обучающихся)

5.Роль споров Е.Базарова и братьев Кирсановых. (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского

1.«Человек – целый мир…» (Ф.М. Достоевский). (по роману «Преступление и наказание».)

2.Идея Раскольникова и ее проверка в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

3.В чем истинная трагедия Раскольникова?

4.Тема гордости и смирения в романе Ф.М. Достоевского.

5. Двойники Р. Раскольникова и их роль в романе «Преступление и наказание».

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого

1.Любимые страницы романа «Война и мир».

2.Красота души человеческой. (по роману Толстого «Война и мир».)

3.В чем сила и красота характера Пьера Безухова?

4. В чем сила воздействия Андрея Болконского на читателя?

5. Кутузов и Наполеон в изображении Толстого.

Сочинение по творчеству А.П.Чехова

1.Проблема человеческого счастья в произведениях А.П.Чехова

2.«Дворянское гнездо» в изображении Чехова. (по пьесе «Вишневый сад»)

3. Комические образы и ситуации в произведении Чехова «Вишневый сад»

4. Время и память в пьесе «Вишневый сад».

5.Смысл названия пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад».

Сочинение по разделу « Поэзия второй половины 19 века»

1.Хочу рассказать о лучшем творении Ф.И.Тютчева.

2.За что я люблю творчество А.А. Фета.

3.Мое любимое стихотворение А.К.Толстого и почему.

4.Стихотворение Н.А.Некрасова, которое мне больше всего нравится и почему.

5. Что общего и что различного в творчестве А.А.Фета и Ф.И.Тютчева.

Домашнее сочинение по творчеству М.Горького:

1. Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького. 
2. Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького "На дне". 
3. Проблемы гуманизма в пьесе М. Горького "На дне". 

4. Художественное своеобразие пьесы М. Горького "На дне". 

5. Кто из ночлежников вызывает у меня симпатии и почему? (по пьесе "На дне").

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. – М.: 2015

2. Ионин Г.Н.. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2014

3. История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2014.

4. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2015.

5. Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2015.

6. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2015.

Интернет-ресурсы:

1.http://www.gramota.ru/ Справочно-информационный портал.

2.www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста.

3. http://mlis.fobr.ru  Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы.