СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование по русскому языку, 9  класс. Тема: Текст как речевое произведение.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование.»

План урока

Дата:
Класс: 9
Учитель: Мусаева Х.С.
Предмет: Русский язык

Тема: « Текст как речевое произведение.»

1.Контролируемые элементы содержания

Стили и функционально-смысловые типы речи

2.Контролируемые умения

Умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге

3.Проверяемые элементы содержания

Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступление с научным сообщением

4.Предметные умения

Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, прочитанной научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением

[Библиотека ЦОК :

Тип урока : Комбинированный уро

Блочно-модульное описание урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

    1. Мотивация на учебную деятельность

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

    1. Актуализация опорных знаний

1.3 Целеполагание

Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».

Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала







Сегодня мы будем говорить о тексте. Учитель настраивает учеников на просмотр видеолекции, призывает вести конспект.Одной из главных единиц  речи является текст. Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Существует несколько признаков, позволяющих нам понять, что перед нами текст. К ним относятся:

  • смысловая цельность; (пауза)

  • относительная законченность; (пауза)

  • членимость на абзацы; (пауза)

  • тематическое и композиционное единство частей текста; (пауза)

  • наличие грамматической связи его частей (цепная и параллельная).

Каждый текст предполагает наличие темы. Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Основная мысль текста обычно передает отношение автора к предмету  речи, его оценку изображаемого (через раскрытие темы, лирические отступления, использование различных языковых средств).
Часть темы называется микротемой и формирует абзац – отрывок текста между отступами в начале строки. В пределах абзаца предложения связываются логически и грамматически. Текст может иметь заголовок.

2.2. Проверка первичного усвоения

Прочитайте предложения.

О подарке дяди Кости я вспоминаю всякий раз, когда прохожу мимо поля в лесу, где в три ряда стоят лиственницы. Их посадил мой друг в честь Победы, в память о сыне.Подвел меня дядя Костя к южному углу посадки и молвил:«Первый иди да приглядись, по чему идешь». Глянул я в проход иахнул: постелен для меня ковер, светло-желтый, лимонный, местами даже с легкой зеленцой. Дивная картина! Смутился я, замешкался. Дядя Костя улыбнулся: «Смелей шагай! Эта дорожка - тебе подарок от меня. Прими!» И я пошел. Рядом слева белел снег, а тут для меня была выстлана солнечная дорожка. Тихо и осторожно шагал я по ней. Дядя Костя давно обещал мне показать лиственницу. Посадил он ее на закрайке лесного поля, сразу как война кончилась. Он привел меня к своей посадке глубокой осенью. Лиственницы стояли в три ряда. Деревья с голыми ветками, осыпалась хвоя... Поле прикрыл снежок легкой накидкой. В лесу снега нет. Что можно дарить? Все можно дарить. И лучший подарок тот, что прост, а долго не забывается. (По В. Бочарникову)

1.Можно ли сказать, что перед нами текст?

2.Кроме связности, какие ещё есть признаки текста?

Тематическое единство;

Развёрнутость;

Членимость;

Последовательность;

Цельность

Законченность;

Стилевое единство

3.Что нужно сделать, чтобы предложения

превратились в текст? Исправьте ошибку.

4.Перечитайте получившийся текст и пронумеруйте предложения.

5.К какому стилю можно отнести текст?

6.Сформулируйте тему и озаглавьте текст.

7.Какова основная мысль текста?

8.Выполни письменно следующие задания:

1. Из предложений 8-11 выпишите слово, написание которого определяется

правилом: «Если приставка обозначает неполное действие, то в ней

пишется буква И (это приставка при-)». __________________________

2. Из предложений 16-18 выпишите причастие. ___________________

3. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью

СОГЛАСОВАНИЕ. ___________________________________________

4. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.

_____________________________________________________

5. В предложении 14 найди слово разговорного стиля и подбери к нему

синоним. ____________________________________

6*. Придумай и запиши 4-5 утверждений к тексту, два из которых будут

неверными.


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях








Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)


Повторение. «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Пр..стать к берегу, пр..сытился конфетами, пр..озерный край, пр..градить путь, пр..рвать разговор, пр..открыть завесу тайны, шорох в пр..брежных кустах, пр..влекать внимание, беспр..рывный шепот волн, не бояться пр..град, пр..спокойный человек, город пр..образился, пр..скверный день, пр..одолевать, пр..следовать зверя, пр..кратить пр..рекания со старшими.








БЛОК 4. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 4.1. Рефлексия

-

Какая информация заинтересовала вас на уроке?

- Что получилось? Не получилось?

- Над чем стоит поработать?

 

Домашнее задание :Напишите небольшой монолог- рассуждение на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили» (7- 10 предложений)

























Приложение

Прочитайте предложения.

О подарке дяди Кости я вспоминаю всякий раз, когда прохожу мимо поля в лесу, где в три ряда стоят лиственницы. Их посадил мой друг в честь Победы, в память о сыне. Подвел меня дядя Костя к южному углу посадки и молвил: «Первый иди да приглядись, по чему идешь». Глянул я в проход и ахнул: постелен для меня ковер, светло-желтый, лимонный, местами даже с легкой зеленцой. Дивная картина! Смутился я, замешкался. Дядя Костя улыбнулся: «Смелей шагай! Эта дорожка - тебе подарок от меня. Прими!» И я пошел. Рядом слева белел снег, а тут для меня была выстлана солнечная дорожка. Тихо и осторожно шагал я по ней. Дядя Костя давно обещал мне показать лиственницу. Посадил он ее на закрайке лесного поля, сразу как война кончилась. Он привел меня к своей посадке глубокой осенью. Лиственницы стояли в три ряда. Деревья с голыми ветками, осыпалась хвоя... Поле прикрыл снежок легкой накидкой. В лесу снега нет. Что можно дарить? Все можно дарить. И лучший подарок тот, что прост, а долго не забывается. (По В. Бочарникову)

1.Можно ли сказать, что перед нами текст?

2.Кроме связности, какие ещё есть признаки текста?

Тематическое единство;

Развёрнутость;

Членимость;

Последовательность;

Цельность

Законченность;

Стилевое единство

3.Что нужно сделать, чтобы предложения

превратились в текст? Исправьте ошибку.

4.Перечитайте получившийся текст и пронумеруйте предложения.

5.К какому стилю можно отнести текст?

6.Сформулируйте тему и озаглавьте текст.

7.Какова основная мысль текста?

8.Выполни письменно следующие задания:

1. Из предложений 8-11 выпишите слово, написание которого определяется

правилом: «Если приставка обозначает неполное действие, то в ней

пишется буква И (это приставка при-)». __________________________

2. Из предложений 16-18 выпишите причастие. ___________________

3. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью

СОГЛАСОВАНИЕ. ___________________________________________

4. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.____________________________________

5. В предложении 14 найди слово разговорного стиля и подбери к нему синоним. _______________

6*. Придумай и запиши 4-5 утверждений к тексту, два из которых будут неверными