СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочные планы по биологии 8 класс урок №1-23

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Та?ырыбы: Введение. Инструктаж по технике безопасности.

Ма?саты: усвоить понятие об основных этапах развития  анатомии ,физиологии, гигиены. Знакомство  с учеными внесшими вклад  в развитие науки биологии

Развивать умение  правильно работать  по биологии использовать учебник.

Воспитание  внимания .

Тип урока :урок сообщения  и формирование новых знаний.

Оборудование: книга, портреты, тесты

Ход урока.

1)орг.момент.

Самостоятельно

2)Знакомство с организацией учебных занятий по курсу биология.

-прочитать статью «как работать с учебником».

-ответьте на вопросы: как выполнять д/з, где находятся лабораторные работы,

3)изучение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«поурочные планы по биологии 8 класс урок №1-23»

Сабақ № 1

Биология 8 класс.

Тақырыбы: Введение. Инструктаж по технике безопасности.

Мақсаты: усвоить понятие об основных этапах развития анатомии ,физиологии, гигиены. Знакомство с учеными внесшими вклад в развитие науки биологии

Развивать умение правильно работать по биологии использовать учебник.

Воспитание внимания .

Тип урока :урок сообщения и формирование новых знаний.

Оборудование: книга, портреты, тесты

Ход урока.

1)орг.момент.

Самостоятельно

2)Знакомство с организацией учебных занятий по курсу биология.

-прочитать статью «как работать с учебником».

-ответьте на вопросы: как выполнять д/з, где находятся лабораторные работы,

3)изучение нового материала.

-человек-существо биосоциальное.

-здоровье человека-общее достояние.

-Анатомия, физиология, гигиена.

-В ходе заполняет таблицу.

А) Вклад ученых в науку

Гиппократ-философ, врач. Кодекс чести.

-Клавдий Гален анатом-физиолог.

-Фараби- мыслитель, философ,

-Авиценна-ученый –энциклопедист,

-Леонардо да Винчи описал пропорции тела,

-У.Гарвей-врач.

-Пирогов-хирург, анатом.

-Сеченов-создал физиологическую школу.

-Мечников-создал теорию иммунитета, процессс фагоцитоза,

-Павлов-физиолог.

Досмухамедов.

Физминутка

4) закрепление.

Тесты.

Вариант 1

Задание. Выберите один правильный ответ.

 

1. Известный восточный врач, живший на рубежах X–XI веков, описавший в своих трудах анатомию человека и производивший хирургические операции:

A. Клавдий Гален

Б. Ибн Сина Авиценна

B. Аристотель из Стагира

 

2. Мысль о том, что печень является органом кроветворения, а сердце и сосуды – органами кровообращения, принадлежит:

A. Клавдию Галену

Б. Аристотелю из Стагира

B. Гиппократу

 

3. Автором учения о четырех типах телосложения и темперамента является:

A. Ибн Сина Авиценна

Б. Клавдий Гален

B. Гиппократ

 

4. Первый атлас анатомически точных рисунков костей, мышц и внутренних органов был создан:

A. Леонардо да Винчи

Б. Андреасом Везалием

B. Клавдием Галеном

 

5. Английский врач Вильям Гарвей был автором трудов по:

А. Пищеварению

Б. Кровообращению

В. Дыханию

 

Вопросы: перечислить ученых и их вклад

Д/з стр3.4-6




































Сабақ № 2

Биология 8 класс.

Тақырыбы: Топография внутренних органов.

Мақсаты. Познакомить со строением тела, и функция которые выполняют органы и системы.

Развивать умение правильно работать по биологии использовать учебник.

Воспитание внимания .

Тип урока :урок сообщения и формирование новых знаний.

Оборудование: слайды «Строение тела человека», таблица.

Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д/з

Самостоятельно

Задание. Вставьте пропущенное слово. 

1. Древнегреческий врач... впервые сформулировал учение о четырех типах телосложения и темперамента.

2. Аристотель дал название главному кровеносному сосуду – ...

 3. Функции органов человека впервые изучал древнегреческий врач...

 4. Первые анатомически точные рисунки различных органов человеческого тела принадлежат кисти известного художника и ученого эпохи Возрождения...

 5... впервые описал анатомию отдельных систем органов человека.

 6. Вильям Гарвей достаточно точно описал строение и механизм действия... системы.

 7. Микроскопическое исследование тканей стало возможным благодаря работам...

 8. Создателем топографической анатомии человека является известный русский врач...

 9... – наука о строении человеческого тела.

10. Физиология изучает... органов человеческого тела.

 11. Влияние окружающей среды на организм человека с целью сохранения... изучает наука – ...

3)изучение нового материала.

3)изучение нового материала.

сомостоятельно

Внутреннее строение

А)системы органов. Органы –наружные и внутренние.

Б).система органов- покровная, опорно-двигательная, пищеварительная,кровеностная,дыхательная,выделительня,эндокрынная,половая,нервная

Б)особенности каждой системы. Головной мозг – это главный командный

пункт организма. Всеми вашими мыслями, чувствами, движениями управляет мозг.

Дыхание человека происхо-дит при помощи лёгких, которые находятся в груди. Лёгкие похожи на губку. При выдохе они выпускают

из себя воздух и уменьшают-ся в размере. Когда мы дела-ем вдох, лёгкие наполняют-ся воздухом и расширяютсяСердце находится в груди человека. Размером оно всего с кулак.

Сердце – неутомимый мотор, который непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет её обегать всё тело.

Желудок находится в верх-ней части живота (под рёбра-ми) с левой стороны. Когда в него попадает пища, он рас-тягивается.

Чем больше пищи мы съе-даем, тем сильнее растягива-ется желудок.

В желудке пища перераба-тывается, но лишь наполо-вину.Из желудка пища отправляет-ся в длинное путешествие по

извилистому кишечнику. Он тянется почти на 8 метров. Только после того как пища пройдёт этот путь, она превра-

тится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму.

Печень живёт с пра-вой стороны от желуд-ка в верхней части живота.

Она вырабатывает желчь, которая поступа-ет в кишечник и помога-ет переваривать пищу.

слайды «Строение тела человека»,

Физминутка

4) закрепление.

Кроссворд

З)самостоятельно заполнить таблицу стр.31

Д/з пар.





































Сабақ № 3

Биология 8 класс


Тақырыбы: Клетка и ее строение: ядро и цитоплазма, хромосомы и гены.

Лабораторная работа №1.

Мақсаты: раскрыть характерные особенности клетки человека и роль органоидов

Продолжить развитие умений сравнивать, обобщать.

Воспитание материалистического мировоззрения учащихся .

Тип урока :комбинированный.

Оборудование: книга ,портреты, тесты

Ход урока.

1)орг.момент.

2.Опрос д\з устно

Топография органов

3)изучение нового материала.

Внутреннее строение

А) Клетка –структурная единица. Тело человека состоит из 1014 клеток. По форме, строению, функции клетки разнообразны

Б) Ядро-покрыто ядерной мембраной. ядерная плазма, ядрышко, рибосомы которые синтезируют белки

Лабораторная работа №1. ТБ Тема:» Строение клетки»

Физминутка


Закрепление. Составить секвейн. Клетка

Д/з пар.














Сабақ № 4

Биология 8 класс.


Тақырыбы : органоиды клетки

Мақсаты: сформировать знания о строении животной клетки, о структуре и функциях частей и органоидов клетки,

Продолжить развитие умений выделять главное , логически мыслить.

Воспитание материалистического мировоззрения учащихся .

Тип урока :проверка и систематизация знаний.

Оборудование: книга, портреты, тесты


Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д/з

-Фронтальная проверка :

3)изучение нового материала.сомостоятельно

Б)Органоиды клетки-

ЭПС- транспорт веществ ,

Гладкая- синтез жиров и углеводов.

Шероховатая или гранулированная- белков,

Лизосомы-одномембраный органоид разрушает вещества в устаревшей клетке.

Комплекс Гольджи- транспорт, синтез сложных веществ.

Митохондрия-энергетическая станция.

Клеточная мембрана-ограничивает внутреннее содержание.

Физминутка

Закрепление


органоид

строение

Выполняемая функци





Рефлексия

В заключении – игра в светофор.

Зелёный цвет – Урок понравился.

Жёлтый цвет – Урок понравился, но…

Красный цвет – Урок не понравился, потому что…

д/.з пар.
















Сабақ № 5

Биология 8 класс.



Такырыбы : химический состав клетки.

Тип урока :комбинированный.

Максаты : сформировать знания о химическом составе клетки человека, определить функции этих веществ в клетке,

Продолжить развитие умений выделять главное , логически мыслить.

Воспитание самостоятельности

Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д/з

письменно

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1... – это основной структурный и функциональный элемент организма человека.

2. Большинство клеток состоит из... и..., покрытых снаружи...

 3... несет наследственную информацию и регулирует синтез...

 4... состоят из ДНК и хорошо видны в период... клетки.

 5. Внутри ядра находятся..., в которых образуются..., синтезирующие...

 6. Цитоплазма состоит из... и расположенных в ней...

 7. В... эндоплазматической сети образуются белки, а в... синтезируются гликоген и жиры.

 8. Многочисленные пузырьки и цистерны образуют..., в котором накапливаются вещества и синтезируются...

 9. В митохондриях окисляются... вещества и синтезируется... – универсальный источник энергии.

 10. Ненужные вещества и структуры клетки растворяются внутри... под действием...

11. Связь с внешней средой и соседними клетками осуществляется через...

-назовите основные части клетки.

3)изучение нового материала.

К) Неорганические вещества- вода и минеральные соли

Физминутка

4) закрепление:

Заполнить таблицу: стр.21

VI. Этап подведения итогов занятия

Д/з пар.4






Сабақ № 6

Биология 8 класс

Такырыбы : Органические вещества клетки

Максаты : сформировать знания о химическом составе клетки человека, определить функции этих веществ в клетке,

Продолжить развитие умений выделять главное , логически мыслить.

Воспитание самостоятельности .

Тип урока :комбинированный.

Оборудование: книга, портреты, тесты

Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д/з устно

3.Новая тема самостоятельно

А)химический состав- органические вещества

Б)Белки-полимеры состоят из мономеров. Основной строительный материал. При высокой температуре разрушаются.

П)Жиры-не растворимы в воде. Состоят из глицерина и жирных кислот.100 гр.жира сгорая образует 38,9 кДж.

Углеводы-полисахариды не растворимы в воде .

Физминутка

4.Закрепление.Составить секвейн.

5.Д/З пар.


















Сабақ № 7

Биология 8 класс


Такырыбы : Жизнедеятельность клеток.

Максаты: сформировать понятия об основных процессах жизнедеятельности клетки, о структуре и функциях частей и органоидов клетки,

Продолжить развитие умений выделять главное , логически мыслить.

Воспитание самостоятельности

Тип урока :комбинированный.

Оборудование: книга, портреты, тесты

Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д/з устно

3)изучение нового материала.

работа с учителем

А)каждая клетка осуществляет все процессы, от которых зависит ее жизнь ,т.е. поглощает пищу, извлекает из нее энергию, избавляется от вредных веществ жизнедеятельности, воспроизводить себе подобных. реагируют на раздражители.. клетка-не только структурная , но и функциональная единица.

Б)Как вы понимаете выражение «клетка –функциональная единица организма »

- что означает термин функция?

-что означает термин жизненные функции?

-назовите основные жизненные процессы.

П)Для обмена веществ необходимы ферменты-

Опыт-пероксид водорода -реакция не идет. Бросает туда клубень картофеля- образуется пена. Содержится фермент расщепляет за минуту миллион молекул пероксида.

Физминутка

4) закрепление: ваш организм растет .За счет чего ?


Д/з пар.












Сабақ № 8

Биология 8 класс

Такырыбы : Свойства клеток

Максаты: сформировать знания о делении ,росте и развитии клеток.

Продолжить развитие умений выделять главное , логически мыслить.

Воспитание самостоятельности .

Тип урока :проверка и систематизация знаний.

Оборудование: книга, портреты, тесты

Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д/з

Терминологический диктант-

-.как называется жидкая часть клетки (цитоплазма)

-какого вещества в клетке больше всего (вода)

-какое вещество является строительным материалом (белок)

-какое вещество наиболее богато энергией (углеводы)

- в какой части клетки находятся хромосомы(ядро)

-чем покрыта клетка (мембраной)

3)изучение нового материала.

Самостоятельно

А)деление клеток

В) Раздражимость.

Г)возбудимость.

Физминутка

Закрепление. Вопросы к пар.

Д/з пар.





















Сабақ № 9

Биология 8 класс

Такырыбы :основные ткани человека:

Максаты: сформировать знания о химическом составе клетки человека, определить функции этих веществ в клетке,

Продолжить развитие умений выделять главное , логически мыслить.

Воспитание самостоятельности .

Тип урока :проверка и систематизация знаний.

Оборудование: книга,портреты,тесты

Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д/з письменно. Вопросы после пар.

3)изучение нового материала.Работа с учителем

А)ткань –совокупность клеток и межклеточного вещества ,сходных по строению ,происхождению, и выполняемой функцией.

Типы тканей :эпителиальная ,соединительная, нервная, мышечная.

Б).сравните неповрежденную кожу и шрамы .Почему шрамы не загорают?

Ответ.6 потому что эпителиальной ткани содержится меланин-кожный пигмент, повреждая эпителий под ним находится соединительная ткань , которая не содержит меланина.

2.потрогайте ушные раковины и ключицы. Определите свойства и функции этих тканей. Ушная раковина состоит из хряща, а ключица из твердой ткани. .Рассмотрите эпителиальную и соединительную сделать зарисовку.

Самостоятельная работа :

Группы тканей

Виды тканей

Строение ткани

Выполняемая функция

Эпителиальная




Соединительная

Плоский

Железистый

Мерцательный

Многослойный

Плотная волокнистая

Рыхлая,

Хрящевая

Костная

Кровь ,лимфа





. Физминутка

4) закрепление. Задание. Выберите один правильный ответ.

 1. Сколько основных типов тканей выделяют в организме человека:

А. 2

Б. 4

В. 8

 2. Слизистые оболочки внутренних органов образованы:

A. Эпителиальной тканью

Б. Мышечной тканью

B. Соединительной тканью

 3. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

А. Витамины

Б. Минеральные соли

В. Гормоны

 4. Способность к регенерации наиболее выражена у клеток:

A. Мышечной ткани

Б. Нервной ткани

B. Эпителиальной ткани

 5. Промежутки между органами заполнены:

A. Мышечной тканью

Б. Рыхлой волокнистой тканью

B. Жировой тканью

 6. Транспортную функцию в организме выполняет:

А. Кровь

Б. Жировая ткань

В. Хрящевая ткань

 7. Способностью к длительным, активным произвольным сокращениям обладают клетки:

A. Гладкой мышечной ткани

Б. Поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани

B. Поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани

 

8. Стенки сосудов и внутренних органов образованы клетками:

A. Гладкой мышечной ткани

Б. Поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани

B. Поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани

 9. Нервные импульсы от тела нейрона передаются по:

А. Клеткам нейроглии

Б. Дендритам

В. Аксону

10. Почки являются основным органом:

A. Эндокринной системы

Б. Мочевыделительной системы

B. Половой системы


-что называют тканью?

-какие типы известны?

-какими свойствами обладают нервная и мышечная?

-из каких частей состоит нервная ткань?

Д/з пар.4-5




























Сабақ № 10

Биология 8 класс

Такырыбы : Эндокринная система

Максаты: Познакомиться с действием отдельных гормонов и заболеваниями при гипер-и гипофункциях гипофиза и щитовидной железы;,

Продолжить развитие умений сравнивать, обобщать.

Воспитание зож .

Тип урока :проверка и систематизация знаний.

Оборудование: книга, портреты, тесты , слайды «Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма»

Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д/з

-Фронтальная проверка : Задание. Вставьте пропущенное слово.

 1. Группа клеток одинакового строения, общего происхождения и выполняющих определенную функцию, называется...

 2... ткани образуют поверхность кожи и слизистые оболочки... органов.

 3. Железистые эпителиальные клетки выделяют различные... и образуют... внешней и внутренней секреции

 4. Железы... секреции не имеют протоков и выделяют... непосредственно в...

 5. Промежутки между органами заполняет... соединительная ткань, костная и хрящевая ткани выполняют... функцию, а кровь осуществляет... веществ и... защиту организма.

 6. Основная особенность мышечной ткани – способность...

 7... мышечная ткань образует стенки сосудов и внутренних органов, сокращение ее клеток происходит... от воли человека.

 8. Поперечно-полосатая мышечная ткань образует... мускулатуру, сокращается... и состоит из многоядерных клеток с поперечной...

9. Поперечно-полосатая... мышечная ткань характеризуется переплетениями между клетками и сокращается не отдельными волокнами, а целой..

10. Нервная ткань состоит из основных клеток – ..., способных вырабатывать и передавать нервные... и клеток..., выполняющих вспомогательную функцию.

 11. Нейроны состоят из тела, коротких отростков – ... и длинных – ..., места контактов отростков друг с другом называются...

12. Часть тела, занимающая определенное положение, состоящая из клеток разных... и выполняющая определенную функцию, называется...

 13. Опорно-двигательную функцию в организме выполняют... и... системы, окислительные процессы и газообмен обеспечиваются работой..., транспорт веществ обеспечивается... системой, приток питательных веществ дает... система, выделение осуществляет... система, а координируют работу всех органов... и... системы.

-что называют тканью?

-какие типы известны?

-какими свойствами обладают нервная и мышечная?

-из каких частей состоит нервная ткань?

3)изучение нового материала. Б).в организме постоянно происходят разнообразные процессы в соответствии с изменениями окружающей среды.

З)Гуморальная регуляция: гумор жидкость .Регуляция осуществляется с помощью биологически активных веществ, которые вырабатываются специальными железами.

Гормоны обладают специфичностью и влияют на определенные органы, ткани, клетки. Существуют железы внешней и внутренней секреции. Внешней секреции –их выделения выделяются прямо в полость или во внешнюю среду. Обычно они невелики. К ним относят: гипофиз(0,5-0,7гр.),находится у основания черепа. Гормоны задней доли гипофиза уменьшают количество выделяемой мочи из организма, усиливают сокращение мелких сосудов, тем самым повышая давление, их меняют обмен веществ. Недостаточное количество гормона приводит к заболеванию почек.

Гормоны передней доли –регулируют процессы роста и развитие молочных желез, актацию, развитие щитовидной железы, рост коркового слоя почек., стимулируют синтез белка, жиров, углеводов, регулируют рост. Гипофиз выделяет гормон роста. Недостаток ведет к возникновению заболевания-карликовости. Избыток-гигантизм. Низкая функция передней доли –гипофизные карлики. Избыточный синтез гормона роста- акромегалия.


Слайды «Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма»

  • Топография:

  • Анатомически гипофиз расположен непосредственно под гипоталамусом (отдел промежуточного мозга) в углублении клиновидной кости, так называемом турецком седле, и соединен ножкой с основанием третьего мозгового желудочка. В гипофизе подразделяют три доли: переднюю, среднюю (объединяемых под названием аденогипофиз) и заднюю, называемую также нейрогипофиз.

  • Железа внутренней секреции, регулирующая действие других желез

  • Гормоны:

  • Кортикотропин: регулирует работу надпочечников

  • Тиреотропин: регулирует работу щитовидной железы

  • Лютропин: регулирует синтез половых гормонов

  • Соматотропин: гормон роста

  • Пролактин : регулирует лактацию

  • Интермедин: регулирует образование пигмента в коже

  • Вазопрессин: регуляция тонуса артериол и всасывания мочи в почечных канальцах

  • Окситоцин: сокращение матки и образование молока

  • и ещё много других гормонов

  • ГИГАНТИЗМ (гипофизарный) - аномальный рост человека, превышающий норму. Вызывается нарушением деятельности желез внутренней секреции (главным образом гипофиза, щитовидной и половых желез). При частичном гигантизме увеличены пальцы, кисти, стопы, череп. При гипофункции гипофиза возникают ГИПОФИЗАРНЫЕ ЛИЛИПУТЫ

  • АКРОМЕГАЛИЯ (от греч. akron — конечность и megas, род. п. megalu — большой), эндокринное заболевание, обусловленное избыточной продукцией гормона роста. Возникает преимущественно после завершения роста организма: увеличение конечностей, нижней челюсти и т. д.)

  • Р)Надпочечники-имеют разную форму ,правый прямоугольную, левый – полукруглую.

  • Строение—корковое вещество, мозговое, Функции коркового слоя- регулируют обмен солевой, белков, жиров, углеводов, формирование и развитие половых органов.

Мозговой слой-гормон адреналин. Повышает давление, уменьшает количество гликогена в печени, ускорят свертываемость, увеличивает потребление в тканях кислорода.


Физминутка

  • Закрепление.

  • Закончите фразу:

  • Эндокринная система – это …

  • Железы внутренней секреции - это…

  • Железы внешней секреции – это…

  • Железы смешанной секреции – это …

  • Гормоны – это …

  • Ферменты – это …

  • Гуморальная регуляция – это …

  • Топография:

Д/з пар.7



Сабақ № 11

Биология 8 класс

Такырыбы : щитовидная железа .

Максаты: раскрыть роль желез внутренней секреции.,

Продолжить развитие умений сравнивать, обобщать.

Воспитание зож .

Тип урока :проверка и систематизация знаний.

Оборудование: книга ,тесты,фишки

Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д\з

тесты Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Процессы жизнеобеспечения в организме человека контролируются... системой и... железами.

2... регуляция деятельности организма осуществляется с помощью..., которые вырабатываются железами внутренней...

3. Гормоны влияют на определенные..., действуют в очень небольшой..., быстро разрушаются.

4. В полости черепа расположен..., синтезирующий..., а также управляющий функциями других желез внутренней...

3)изучение нового материала.

Б).Щитовидная железа:

Масса-15-30 грамм. Она вырабатывает гормон тироксин который регулирует обмен веществ, окислительные процессы. В состав тироксина входит йод.

З)Заболевания: При недостаточном выделении гормонов микседема .Под кожей скапливается вода. Процессы замедляются.

Если в пище недостаток йода –эндемический зоб. Развивается в местностях ,где нет в воде йода. Признаки -повышенная возбудимость.

При недостаточной функции железы-кретинизм .Замедляются процессы полового созревания.

  • При повышенной ФУНКЦИИ ЖЕЛЕЗЫ-БАЗЕДОВА БОЛЕЗНЬ,ИЛИ ПУЧЕГЛАЗИЕ. Лечение-хирургическим путем . Базедова болезнь - эндокринное заболевание, обусловленное повышенной функцией щитовидной железы, избыточно выделяющей тироксин, что приводит к тиреотоксикозу. Основные симптомы: зоб, пучеглазие, тахикардия, повышение основного обмена, исхудание.

  • МИКСЕДЕМА или СЛИЗИСТЫЙ ОТЁК (от греч. myxa — слизь и oidema — опухание, отек), эндокринное заболевание, обусловленное врожденным или приобретенным нарушением функции щитовидки. Признаки: отек кожи и подкожной клетчатки, выпадение волос, вялость, снижение умственных способностей.

КРЕТИНИЗМ (от франц. cretin — слабоумный, кретин), эндокринное заболевание — недостаточная функция щитовидной железы, задержка физического и психического развития; главным образом в горных районах с недостатком иода в воде или как наследственная патология. Физминутка

  1. закрепление. Игра «Вопрос -ответ»

  2. Д/з пар.9









Сабақ № 12

Биология 8 класс

Такырыбы : Гуморальная регуляция.Смешанные железы

Максаты: Познакомиться с действием отдельных гормонов и заболеваниями при гипер-и гипофункциях гипофиза и щитовидной железы; раскрыть роль гормонов желез в обменных процессах, познакомить с мерами предупреждения заболеваний.

  • Выяснить роль инсулина;

  • Узнать о приёмах первой помощи при передозировке инсулином

Продолжить развитие умений сравнивать, обобщать.

Воспитание зож .

Тип урока :проверка и систематизация знаний.

Оборудование: тесты, книга, слайды «Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма»

Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д/з

-Фронтальная проверка :

Работа щитовидной железы.

3)изучение нового материала.

Актуализация

  • Закончите фразу:

  • Эндокринная система – это …

  • Железы внутренней секреции - это…

  • Железы внешней секреции – это…

  • Железы смешанной секреции – это …

  • Гормоны – это …

  • Ферменты – это …

  • Гуморальная регуляция – это …

  • Применяем знания и умения в стандартных условиях:

    1.Определите топографию железы
    2. Определите тип железы
    3. Выпишите названия гормонов выделяемых железой.
    4. Опишите действие гормонов

    1 вариант
    ГИПОФИЗ

  • 2 вариант

  • ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

  • 3 вариант

  • ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА

  • Топография:

  • Анатомически гипофиз расположен непосредственно под гипоталамусом (отдел промежуточного мозга) в углублении клиновидной кости, так называемом турецком седле, и соединен ножкой с основанием третьего мозгового желудочка. В гипофизе подразделяют три доли: переднюю, среднюю (объединяемых под названием аденогипофиз) и заднюю, называемую также нейрогипофиз

  • Обсуждаем задание: ГИПОФИЗ

  • Железа внутренней секреции, регулирующая действие других желез

  • Гормоны:

  • Кортикотропин: регулирует работу надпочечников

  • Тиреотропин: регулирует работу щитовидной железы

  • Лютропин: регулирует синтез половых гормонов

  • Соматотропин: гормон роста

  • Пролактин : регулирует лактацию

  • Интермедин: регулирует образование пигмента в коже

  • Вазопрессин: регуляция тонуса артериол и всасывания мочи в почечных канальцах

  • Окситоцин: сокращение матки и образование молока

  • … и ещё много других гормонов

  • Нарушение функций гипофиза

  • Обсуждаем задание: ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

  • Железа внутренней секреции

  • Вырабатывает гормоны тироксин, трииодтиронин, а также тиреокальцитонин, регулирующие рост и развитие организма (дифференцировку тканей, интенсивность обмена веществ и др.)

В организме существуют железы смешанной секреции :поджелудочная и половые.

Б)

  • Железа смешанной секреции.

  • Поджелудочная железа, по существу, состоит из двух желез. Одна из них экзокринная, вырабатывает у человека в течение суток 500-700 мл панкреатического сока, который содержит протеолитические (трипсин, химотрипсин), амилолитические (амилазу, гликозидазу и галактозидазу) ферменты и липазу и др., участвующие в переваривании белков, углеводов и жиров. Другая часть поджелудочной железы — эндокринная, продуцирует гормоны, регулирующие углеводный и жировой обмены (инсулин, глюкагон, соматостатин и др.).

поджелудочная железа-имеет головку, тело, хвост.

Функции- вырабатывает гормон инсулин и глюкагон регулируют углеводный обмен. Гормон поступает в кровь. Часть глюкозы превращается в гликоген. Снижение выработки инсулина приводит к тому, что большая часть выводится из организма с мочой. Это приводит к заболеванию сахарный диабет

4. Эту болезнь в Древнем Египте называли «медовая болезнь», а чтобы ее определить врач пробовал мочу больного на вкус. Что это за болезнь?

Гликоген-животный крахмал. Он нерастворим и поэтому в крови не содержится,как только уровень глюкозы снижается, гормон глюкагон расщепляется и тем самым повышает уровень сахара в крови.

Признаки развития сахарного диабета

  • Основой диагноза является показатель глюкозы в плазме крови. Повышение уровня сахара крови натощак более 120 мг% (6,6 ммоль/л) свидетельствует о развитии диабета. В норме сахар в моче не определяется, но при уровне сахара в крови более 160-180 мг% (8,8-9,9 ммоль/л — гипергликемия) почечный фильтр начинает пропускать сахар в мочу. Наличие глюкозы в моче является веским диагностическим критерием. Несмотря на то, что признаки развития диабета различны при диабете I типа и II типа, существует комплекс клинических симптомов, характерных для сахарного диабета обоих типов: частое мочеиспускание, повышенная жажда, увеличение количества мочи, быстрая потеря веса (или ожирение), высокий уровень сахара в крови, ощущение слабости или усталости, кожный зуд, неясность зрения, судороги икроножных мышц. Для сахарного диабета I типа характерно быстрое ухудшение самочувствия и более выраженное обезвоживание организма. У больных сахарным диабетом обоих типов наблюдаются дизадаптация, выражающаяся в плохой переносимости физических нагрузок и метеозависимости, а также дисхроноз (нарушения биоритмики физиологических процессов, сна и бодрствования). Очень характерно для больных диабетом плохое состояние кожи: склонность к грибковым заболеваниям, гнойничковым высыпаниям, медленное заживление ран.

Факторы риска

  • Генетическая предрасположенность

  • Нервно-психические и физические травмы

  • Ожирение

  • Панкреатит, камень протока поджелудочной железы, рак поджелудочной железы

  • Заболевания других желез внутренней секреции

  • Повышение уровня гипоталамо-гипофизарных гормонов (кортизола, кортикотропина, соматотропного гормона

  • Разнообразные вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, эпидемический гепатит и др.)

  • Применение некоторых лекарственных препаратов (бета-блокаторы, гипотиазид, стероиды и т.д.)

  • Длительное злоупотребление алкоголем

  • Несбалансированность питания (избыточное употребление легкоусвояемых углеводов).

З)Половые гормоны вырабатывают гормон который регулирует появлению вторичных признаков.

  • Функции желез являются одной из сторон гуморальной регуляции

  • Одна железа может регулировать множество функций

  • Необходимо знать основные признаки нарушения работы желез, чтобы:

  • Помочь больному

  • Вовремя предотвратить развитие заболевания.

физминута

4) закрепление. 10. К железам смешанной секреции относятся... железа и... железы.

11. Поджелудочная железа выделяет... сок и гормон – ..., регулирующий обмен... в организме.

12. Недостаток выработки инсулина приводит к повышению уровня... в крови и моче и развитию..

13... железы синтезируют гормоны, определяющие созревание организма и формирование вторичных половых признаков.

-каковы функции поджелудочной железы.

Д/з пар.11




















Сабақ № 13

Биология 8 класс

Такырыбы :значение нервной системы , Л.р. № 2Максаты: сформировать знания о строении нервной системы.

Продолжить развитие умений сравнивать, обобщать.

Воспитание зож .

Тип урока :проверка и систематизация знаний.

Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д/з

-Фронтальная проверка : Задание. Выберите один правильный ответ.

 1. Гуморальная регуляция в организме осуществляется с помощью:

A. Витаминов

Б. Гормонов

B. Минеральных солей

 2. Гормоны, образованные эндокринными железами, выделяются:

А. В полость тела

Б. В полость кишечника

В. В кровь

 3. Работа большинства желез внутренней секреции контролируется:

А. Гипофизом

Б. Щитовидной железой

В. Эпифизом

 4. Гормон роста синтезируют клетки:

A. Надпочечников

Б. Гипофиза

B. Щитовидной железы

 5. Щитовидная железа вырабатывает:

А. Инсулин

Б. Гормон роста

В. Тироксин

 6. Околощитовидные (паращитовидные) железы регулируют:

A. Содержание воды в клетках

Б. Обмен солей кальция и фосфора

B. Обмен органических соединений

 7. Гормоны, стимулирующие деятельность организма в состоянии физического и психического напряжения, синтезируются клетками:

A. Надпочечников

Б. Щитовидной железы

B. Паращитовидных желез

 8. Примером железы смешанной секреции является:

A. Гипофиз

Б. Поджелудочная железа

B. Надпочечники

 9. Недостаток синтеза инсулина вызывает:

A. Кретинизм

Б. Гипогликемию

B. Сахарный диабет

 10. Недостаток выработки тироксина вызывает:

A. Кретинизм

Б. Гипогликемию

B. Сахарный диабет

 11. Избыточная активность клеток гипофиза приводит к:

А. Диабету

Б. Кретинизму

В. Гигантизму

 12. Рост и развитие организма по мужскому или женскому типу контролируется:

A. Половыми железами

Б. Эпифизом

B. Щитовидной железой


-каковы функции поджелудочный железы.

-функции половых желез.

-что знаете о гуморальной регуляции.

3)изучение нового материала.

Актуализация Запишите или назовите все ассоциации которые возникают при упоминании этих слов (нервная система)

Нейроны- основа нервной системы. Они воспринимают ,передают хранят информацию. Строение нейронов- тело, отростки, нервные окончания .Отростки –аксоны и дендриты. Скопление тел и коротких отростков –серое вещество. А длинные покрытые жировой оболочкой –белое вещество.

Виды нейронов-чувствительные, двигательные, вставочные. пО ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ ВОЛОКНАМ ИМПУЛЬС ПЕРЕДАЕТСЯ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ,ПО ДВИГАТЕЛЬНЫМ К РАБОЧЕМУ ОРГАН.ГДЕ СОЕДИНЯЮТСЯ КОРОТКИЕ ОТРОСТКИ ОБРАЗУТСЯ НЕРВНЫЕ СИНАПСЫ.ПРЕДАЧ СИГНАЛОВ ЧЕРЕЗ СИНАПС ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МЕДИАТОРОМ-ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. .

Б)Рефлекс и рефлекторная дуга- рефлекс осуществляется по рефлекторной дуге. Рефлекторная дуга –это путь, по которому проходит нервный импульс.

З)Самый простой рефлекс -коленный

Д)Лабораторная работа №2 .Тема : «Изучение коленного рефлекса».

4) закрепление. Что такое синапс?

Где располагаются промежуточные нейроны?

Что такое рецепторные нейроны и где они располагаются?

Нарисовать нейрон с обозначением всех составляющих.

Стр.45-соотнести.

5)Д/з пар. 12
























Сабақ № 14

Биология 8 класс

Такырыбы : спинной мозг.

Максаты: познакомить со значением и строением спинного мозга.

Продолжить развитие умений сравнивать, обобщать.

Воспитание зож .

Тип урока :проверка и систематизация знаний.

Оборудование:таблица ,муляж

Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д/з

-строение н.с

-функции н.с

3.Новый материал.

а)ЦНС-головной , спинной мозг. Периферическая -нервы нервные окончания.

В) строение спинного мозга-Серое вещество-двигательные, вставочные нейроны....белое вещество отростки покрытые жировой оболочкой.31 сегмент

К) функции спинного мозга.

Шейный ,грудной -сердце, легкие, шея,

грудной поясничный- туловище, брюшная часть.

Рефлекторная - обеспечение простых рефлексов.

и проводниковая по белому веществу спинного и головного мозга импульсы направляются к двигательным органам.

физминутка

4 Закрепление . **Тест 1. Верные суждения:

  1. Серое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.

  2. Белое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.

  3. Серое вещество находится в спинном мозге на периферии.

  4. В спинномозговом канале проходят нервы и кровеносные сосуды

  5. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.

Тест 2. Чувствительные нейроны находятся:

  1. В передних корешках спинномозговых нервов.

  2. В узлах задних корешков спинномозговых нервов.

  3. В передних рогах серого вещества спинного мозга.

  4. В задних рогах серого вещества спинного мозга.

Тест 3. Двигательные нейроны находятся:

  1. В передних корешках спинномозговых нервов.

  2. В узлах задних корешков спинномозговых нервов.

  3. В передних рогах серого вещества спинного мозга.

  4. В задних рогах серого вещества спинного мозга.

  5. Тест 4. Вставочные нейроны находятся:

  6. В передних корешках спинномозговых нервов.

  7. В узлах задних корешков спинномозговых нервов.

  8. В передних рогах серого вещества спинного мозга.

  9. В задних рогах серого вещества спинного мозга.

  10. Тест 5. К спинному мозгу возбуждение проходит:

  11. По передним корешкам спинномозговых нервов.

  12. По задним корешкам спинномозговых нервов.

  13. И по передним и по задним корешкам спинномозговых нервов.

  14. Тест 6. От спинного мозга возбуждение проходит:

  15. По передним корешкам спинномозговых нервов.

  16. По задним корешкам спинномозговых нервов.

  17. И по передним и по задним корешкам спинномозговых нервов

Тест 7. Паралич определенной группы мышц наблюдается:

  1. При повреждении передних корешков спинномозговых нервов.

  2. При повреждении задних корешков спинномозговых нервов.

  3. При повреждении узлов в задних корешках спинномозговых нервов.

  4. При разрушенном спинном мозге.

Тест 8. Потеря чувствительности в определенных участках тела наблюдается:

  1. При повреждении передних корешков спинномозговых нервов.

  2. При повреждении задних корешков спинномозговых нервов.

  3. При повреждении передних рогов спинного мозга.

  4. При разрушенном спинном мозге.

**Тест 9. Верные суждения:

  1. Спинной мозг состоит из 31 сегмента.

  2. Спинной мозг состоит из 32 сегментов.

  3. Толщина спинного мозга около 2 см.

Спинной мозг выполняет рефлекторную функцию

**Тест 10. Верные суждения:

  1. При поврежденном спинном мозге на уровне шейного отдела любые движения становятся невозможными.

  2. При поврежденном спинном мозге на уровне шейного отдела возможны повороты головы, можно говорить, совершать жевательные движения.

  3. У спинальной лягушки (без головного мозга) двигательные рефлексы сохраняются.

  4. Спинной мозг выполняет проводниковую функцию.


5 д\з пар 13





















Сабақ № 15

Биология 8 класс

Такырыбы Головной мозг.

Максаты: сформировать знания о строении головного мозга. Сформировать знания о строении больших полушарий и ее гигиена.

Продолжить развитие умений сравнивать, обобщать.

Воспитание зож .

Тип урока :проверка и систематизация знаний.

Оборудование: таблица ,муляж, слайды «Спинной мозг»

Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д/з-строение н.с

-функции н.с

3.Новый материал.

а) Мозг развивается до 20 лет. Средняя масса головного мозга составляет 1300-1400г. От постоянных интеллектуальных, учебных нагрузок нейроны растут, у них формируется большое количество отростков. В результате улучшаются память, внимание, мышление, мировоззрение, и другие процессы высшей нервной деятельности.

Г оловной мозг состоит из серого(снаружи) и белого(внутри) вещества. В белом веществе образуется проводящие пути, которые позволяют связывать головной и спинной мозг.

В головном мозге имеется вязкая жидкость, которая выводит продукты обмена и регулирует внутричерепное давление. По мере развития мозга развиваются три отдела: ствол мозга, мозжечок, и большие полушария.

Ствол мозга - к нему относится продолговатый мозг, варолиев мост, средний и промежуточный мозг.

Большие полушария -самый развитый отдел.

Мозг состоит из пяти отделов: большие полушария, продолговатый мозг, задний, средний, промежуточный.

Продолговатый мозг.

Продолжение спинного мозга. Белое вещество расположено снаружи, а серое внутри.

Длина продолговатого мозга 2,5-3 см. В сером веществе располагаются нервные центры дыхания, сердечной деятельности и пищеварения.

Рефлексы продолговатого мозга:

Защитные (чихание, кашель, рвота, слезотечение)

Пищевые (сосание, глотание, секреция пищеварительных желез)

Сердечно-сосудистые (регуляция работы сердца и сосудов)

Дыхательные (вдох и выдох)

Задний мозг.

Состоит из варлиева моста (между продолговатым и средним мозгом) и мозжечка.

Мозжечок. Над продолговатым мозгом и мостом и смещен в затылочную область. Он имеет кору, состоящую из серого вещества и много извилин. Отростки мозжечка соединяют со всеми отделами головного мозга. Мозжечок поддерживает тонус мышц, сохраняет равновесие тела, координирует движения.

Средний мозг.

Расположен между задним мозгом и промежуточным. Через средний мозг проходят восходящие и нисходящие проводящие пути. Регулирует тонус мышц.

Промежуточный мозг.

Лежит выше и впереди среднего мозга. Состоит из зрительного бугра и подбугорной области. Регулирует обмен веществ, сердечно-сосудистую деятельность, работу желез внутренней секреции, выделение и сон.

Передний мозг.

Впереди над промежуточным мозгом расположены большие полушария головного мозга. Кора состоит из серого вещества, а внутри расположено белое вещество. Поверхность содержит извилины, ограниченные бороздами. В каждом полушарии располагаются четыре доли: лобную, теменную, височную, затылочную.

Функции:

1.

зрительная зона

2.

слуховая

3.

обонятельная

4.

вкусовая

5.

двигательная

6.

кожно-мышечная чувствительность

7.

регуляция работы всего организма.

 Физминута.

Л.р. № 3

Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания)5-7 мин. Работа в группах.

1.

продолговатый мозг.

2.

задний мозг.

3.

средний, промежуточный.

4.

передний мозг.

5.

гигиена нервной системы.

6.

влияние алкоголя и курения на организм

5 д\з пар 14





































Сабақ № 16

Биология 8 класс














Такырыбы : Доли головного мозга. Л.р. № 3

Максаты:

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения полушарий большого мозга; функциями долей и зон полушарий.

Развивающая: формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека.

Воспитательная: воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
– формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;

Оборудование: Разборные модели головного мозга; таблица «Головной мозг человека», «Спинной мозг человека»; портреты отечественных ученых И.П.Павлова и И.М. Сеченова; видеоматериал по теме; презентация; видеопроектор; раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. ( дифференциация)

а) (Работа в рабочей тетради №34)

1-продолговатый мозг

2-мост

3-средний мозг

4-промежуточный мозг

5-мозжечок

6-полушария большого мозга

(по таблице)

б) Индивидуальные карточки с тестами

  1. Спинной мозг – это часть:

а) ЦНС;

б) периферической Н.С;

2. От спинного мозга отходят корешки спинномозговых нервов, образующие:

а) 31 нерв;

б) 31 пара нервов;

3. Рефлекс – это:

а) ответная реакция организма;

б) ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего состояния, с участием нервной системы;

в) ответная реакция организма на воздействие внешней среды;

4. Из чего состоит белое вещество мозга:

а) из отростков нервных клеток;

б) из тел нервных клеток и их отростков;

5. Головной мозг человека состоит из:

а) ствола и полушарий большого мозга;

б) мозжечка и полушарий большого мозга;

в) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.

самопроверка

в) Карточки с заданиями из УМК .

Самопроверка

г) Фронтальная беседа.

1. Каково значение нервной системы?

(Осуществляет согласованную работу всех частей организма; обеспечивает связь организма с внешней средой; составляет материальную основу психической деятельности человека( мышления, речи и сложных форм социального поведения).

2. Как можно разделить н.с. по топографическому признаку?

(ЦНС и периферическую н.с.

ЦНС = г.м. + с.м.

периферическая = нервы + нервные узлы + нервные окончания)

3.Как разделить н.с. по функциональному признаку?

(Соматическую и вегетативную)

4. Каково строение нейрона?

(Тело + отростки – аксон и дендрит)

5. Чем представлено серое и белое в - во н.с.?

(серое = скопление тел нейронов, белое = отростки нейронов)

6. Как классифицируются нейроны согласно выполняемым им функциям?

(чувствительные, вставочные, двигательные)

7. Рефлекс – это?

8. Какие бывают рефлексы?

9. Где расположен головной мозг?

(в полости черепа)

10. Из каких отделов состоит головной мозг?

(Г.М = ствол + мозжечок + полушария большого мозга)

11. Какие части входят в состав ствола головного мозга?

(Ствол = продолговатый мозг + мост + промежуточный мозг)

12. Каковы функции продолговатого мозга?

(Через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекс кашля, чихания, слезоотделения и т.д.)

13. Как устроен мозжечок?

(Состоит из полушарий и соединяющего их червя, поверхность имеет борозды и извилины – это кора мозжечка)

14. Какие функции выполняет мозжечок?

(принимает участие в координации движения, обеспечивает равновесие тела)

15. Каковы функции моста?

( проводит импульс в кору г.м., к мозжечку, продолговатому, с.м.)

16. Назовите функции среднего мозга.

(обеспечивает рефлекторное изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света)

17.Какие функции выполняет промежуточный мозг?

(Проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи и органов чувств, отвечает за чувство жажды и голода, постоянства внутренней среды, за работу желез внутренней секреции и вегетативной н.с.)

5-8мин

Изучение нового материала.

Показ слайдов «Полушария большого мозга»

Полушария большого мозга – самый крупный молодой в эволюционном отношении отдел г.м., у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных.

Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из белого и серого вещества. Серое вещество образует кору полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.(рис стр. 66-67 в учебнике)

Кора г.м. имеет толщину 3-4 мм, площадь - 220000мм2 , состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).

Крупные борозды делят полушария на доли - их 4 :

лобная, височная, теменная, затылочная.

Участки коры полушарий большого мозга выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны

В 1836 году Марк Дакс, никому не известный французский врач, прочел доклад, в котором описывал 40 человек из числа своих больных, страдавших нарушениями речи. У всех обнаруживались признаки повреждения левого полушария мозга.

В 1865 году Поль Брока, знаменитый француский антрополог и патологоанатом, представил описание клинической истории больного, который утратил способность говорить, но, тем не менее, мог нормально читать и писать, а так же понимать все то, что ему говорили. Брока считал, что причиной нарушения было поражение в лобной доле левого полушария. Этот участок коры, прилегающий у двигательной зоне и управляющий мышцами лица, языка, челюстей и глотки, получил название зоны Брока. Специфические затруднения, которые испытывают больные при произнесении звуков речи, хотя сама способность к использованию языка остается у них нормальной, называют афазией. При вскрытии двух больных, страдавших расстройством речи, Брока обнаружил поражение одной и той же области левого полушария – заднелобной. После нескольких лет раздумий и наблюдений Брока в статье, опубликованной в шестом томе. «Бюллетеня Антропологического общества» за 1865 г., заявил: «Мы говорим левым полушарием».

В 1874 г. Клодт (Карл) Вернике, французский врач, установил, что при кровоизлияниях в височную область левого полушария больной перестает понимать речь, хотя может говорить: речь превращается для него в бессмысленный шум. Афазия Вернике возникает при повреждении верхнее – заднего участка левой височной доле, названной зоной Вернике.

Среди учеников нашей школы много правшей и левшей.

В семье, детском саду, школе следует не запрещать, а, наоборот, поощрять желание ребенка что-то делать левой рукой. Детям разрешается писать как им удобно, не обращая внимания на наклон и каллиграфию. Лишь бы без ошибок, лишь бы не отставали от своих одноклассников. (Министерство здравоохранения , 23 июня 1985г).

Правши

95% - говорят левым полушарием

5% - правым

Левши

По данным российских ученых:

65% - говорят правым полушарие, 35% - левым

По данным ученых США:

70% - говорят левым, 15% - обоими, 15% - правым полушарием

Предположительно причины леворукости связаны с изменениями (не нарушениями!) в генетическом коде, вызванными:

- чрезмерными волнениями во время беременности;

- простудными заболеваниями;

- отравлением недоброкачественной пищей (А. П. Чуприков).

Великие левши:

Микеланджело, Чарли Чаплин, Владимир Даль, Иван Павлов.

В нашей стране левшей около 6 – 8 миллионов. Леворукость гораздо чаще встречается у мужчин (причина леворукости: в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам их окончательной локализации).


Название полушарий

Их функции

1


Левое полушарие


  • устная и письменная речь;

  • анализ информации;

  • обобщение, принятие решений


2

Правое полушарие

  • образное мышление;

  • музыкальное и художественное творчество;

  • восприятие музыки;


Левша: тяготеет к теории, имеет большой словарный запас, активно им пользуется, ему присущи высокая двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

Правша: тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать, склонен к созерцательности и воспоминаниями. 8-10 мин

Зрение и ассиметрия

Опыт с яблоком. Демонстрируется яблоко и предлагается детям описать его различными прилагательными.

Учащиеся называют прилагательные и распределяют их в группы

Левополушарные Правополушарные

круглое яркое

объемное красное

аппетитное

вкусное и т.д.

Слух и ассиметрия

Видеоролик – 4мин

Вопрос: За что ответственна правая и левая половина мозга? Что происходит при нарушениях работы правого или левого полушария?

( правая половина мозга ответственна за понимание предметных шумов - звон битого стекла, бульканье воды, аплодисменты, чихание, храп и т.д. При неработающем полушарии эти звуки не вызовут ни каких картин, не обозначат ровным счетом ничего, нет возможности назвать песню и вспомнить слова).

(левая половина мозга ответственна за узнавание музыки. С заблокированным правым полушарием нет возможности узнать даже очень знакомую мелодию)

Проведение теста на выяснение право-и левополушарности учащихся

( Киселев А.М., Бакушев А.Б. Узнай свой характер)

Тест основан на четырех признаках, которые появляются у человека с момента рождения и не меняются в течение всей жизни.

  1. Ведущая рука. Переплести пальцы рук. Если сверху оказывается большой палец левой руки – вы человек эмоциональный, правой – у вас аналитический ум.

  2. Поза Наполеона. Переплести руки на груди. Если наверху левая рука – вы склонны к кокетству, правая – к простоте и простодушию.

  3. Ведущий глаз. Правый ведущий глаз говорит о настойчивом, агрессивном характере, левый – о мягком и уступчивом.

  4. Аплодирование. Если удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой – вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАнИЙ

Желающим подготовить сообщение «Мозг и способности», «Жизнь и деятельность И.М.Сеченова».

Эйнштейн и Ломоносов – кто был правополушарным, а кто левополушарным?

Несмотря на то, что Альберт Эйнштейн был великим физиком, всем известна его увлеченность скрипкой, а известный физик, химик, математик Михайло Ломоносов был и поэтом.

Поэтому полную картину мира нам могут дать только оба полушария в непрерывной связи друг с другом.

М.М.Сперанский пишет в книге «Правила высшего красноречия» 1795г: «Сцепление понятий в уме бывает иногда столь тонко, столь нежно, что малейшее покушение обнаружить сию связь словами разрывает и уничтожает».

Показатель объема внимания

Оценка показателя

1

Более 6

Высокий показатель

2

4 – 6

Средний показатель

3

Менее 4

Низкий показатель

Лабораторная работа №3

Подведение итогов, оценивание.

4.Закрепление. Вопрос-ответ

д/з пар.




















Сабақ № 17

Биология 8 класс

Такырыбы :.симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы ,их строение и функции.

Максаты: сформировать знания о строении вегетативной нервной системы. показать отличия соматической н.с от вегетативной.

Продолжить развитие умений сравнивать, обобщать.

Воспитание зож .

Тип урока :комбинированный

Оборудование: таблица.

Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д/з Заполнить таблицу

Сенсорные зоны

Место расположения в коре больших полушарий

Зрительная


Слуховая


Вкусовая


Обонятельная


кожно-мышечная


3.Новая тема.Если на вас напала собака, то вы пытаетесь защитить себя.В это время активно работает скелетная мускулатура. Активно работают внутренние органы.

Ставится задача: выяснить функции ,свойственные н.с в согласовании деятельности внутренних органов, рассмотреть взаимосвязь цетральной и переферической нервной системы.Вегетативная н.с обладает определенной самостоятельностью , в силу чего ее называют также вегетативгной н.с.Которая регулирует работу внутренних органов.

Самостоятельная работа: -из каких отделов состоит в.н.с,

влияние в.н.с на функции органов.

4.Обобщение-дайте характеристику симпатической и парасимпатической н.с.

Лабораторная работа № 4.

5.Д\З пар.16






Сабақ № 18

Биология 8 класс

Такырыбы : понятие об органах чувств и и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.

Максаты: раскрыть содержание понятия анализаторы ,раскрыть взаимодействие анализаторов

Продолжить развитие умений сравнивать, обобщать, выделять главное. Формировать навыки самостоятельной работы.

Воспитание зож .

Тип урока :комбинированный

Оборудование: таблица,карточки

Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д/з А)устный по вопросам.

работа по карточкам

карточка №1 В) подберите пары :

1.ц.н.с а) головной мозг

2.п.н.с б) нервы

1.вегетативная н.с а) подчинена воле человека

2.соматическая н.с Б) не подчинена воли человека

3.Новая тема.находясь в лесу - шелест листьев,идр.Они разные по силе,тембру,продолжительность,эти звуки дифференцируются в отдельные ощущения

Ощущения-это непомредственное отражение свойств и явлений внешнего мира и внутренней среды воздействующие на органы.

Анализатор- это единая система из определенных рецепторов, идущих эжот их проводящих путей и сответсвующих зон коры больших полушарий.

4Обобщение

-что такое анализатор?

-где располагаются центры анализаторов.

Задание: закройте глаза и осторожно нажмите на глазное яблоко со стороны носа .Можно ли спутать это изображение с восприятием реального предмета?

5.Д\З пар.17














Сабақ № 19

Биология 8 класс

Такырыбы Орган зрения. Л.р. № 5

Максаты:.

  • Максаты: Образовательные:

    • продолжить формировать понятие анализатор;

    • познакомить с особенностями строения и функциями зрительного анализатора;

    • формировать навыки работы с учебником и инструктивными карточками.

  • Развивающие:

    • развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, умение обобщать;

    • развивать навыки коммуникативного общения.

  • Воспитательные:

    • воспитывать самостоятельность мышления, бережного отношения к здоровью.

Тип урока: изучение нового материала с приемом исследования

Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий. Методы обучения: самостоятельная работа, эксперимент, работа с учебником, рассказ с элементами беседы.

Формы работы: индивидуальная работа, в группах.

Оборудование: Компьютер, медиа-проектор, презентация по теме. Учебник биологии для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений

Ход урока.

1.Орг.момент

2.Опрос Д\з

Заполнить таблицу

Название анализатора

раздражитель

Местонахождение рецептора

функции






3.Новая тема.

– Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке!

К совсем иному я влекусь не без опаски, тревожит сердце мне, волнует и гнетет. Не что иное, как только ваши глазки.

- С каким анализатором мы сегодня познакомимся?

По глазам вижу, что вы готовы к уроку, а почему?

- Вы ответите на этот вопрос в конце нашей совместной работы.

Издревле глаза занимали особое место среди органов чувств. Во все времена они символизировали суть и смысл жизни, их называли “зеркалом души”. Считалось, что глаза обладают мистической силой и способны влиять на судьбы людей.

Запишите в тетрадях число и тему урока: “ Орган зрения и зрительный анализатор ”.(Слайд №1)

- Какова цель нашего урока?(Слайд №2)
Сегодня на уроке нам предстоит:

  1. Выяснить значение зрения для человека.

  2. Познакомиться со строением и функцией глаза.

  3. Узнать, как работает зрительный анализатор.
    Итак, переходим к первому вопросу.

1. Какова роль зрения в жизни человека?

Предполагаемый ответ: благодаря зрению мы различаем предметы окружающего мира; получаем опыт от предыдущих поколений через книги; обучаемся трудовым навыкам.
Кроме того, как доказала современная наука, наше здоровье во многом определяется тем, что мы видим, т.е. визуальная среда является одним из важных экологических факторов. Удивительный механизм наши глаза. Как много дают они нам, людям, каждому человеку в отдельности и всему миру живого! Однажды я прочла фразу Платона о том, что “из органов боги прежде всего устроили светоносные глаза”. Именно благодаря глазам мы с вами получаем 95 % информации об окружающем нас мире, они же по подсчетам Сеченова дают человеку до тысячи ощущений в минуту. Для нас же эти малые цифры - все или почти все.

(Слайд №3)

2. Строение и функции глаза.(Слайд№4)

– Вы знаете, что строение органа определяется его функцией. Какова функция органов чувств?

Предполагаемый ответ: воспринимают сигналы окружающего мира и преобразуют их в электрические импульсы в рецепторах.

– Для чего необходимо такое преобразование?

Предполагаемый ответ: другие формы энергии не могут передавать по нервной системе.

– Какова функция глаза?

Предполагаемый ответ: восприятие световых сигналов и преобразование их в электрический импульс.

Слезный аппарат. (Слайд 5,6).

Слёзные железы, расположенные у наружного угла глаз, выделяют слезы, которые увлажняют, очищают, дезинфицируют поверхность глазного яблока
Конъюнктива – тонкая прозрачная оболочка, покрывающая глаз снаружи

–Почему роговица реагирует на малейшее раздражение защитным рефлексом - слезотечением, морганием, но в то же время не ощущает ни жары, ни холода?

  • Почему у южан глаза темные, а у северян светлые?

  • Почему у альбиносов красные глаза?

  • Почему ночью “все кошки серы”?

На доске вывешиваются новые понятия: (Слайд №7)

  • Аккомодация – изменение кривизны хрусталика.

  • Дальтонизм – нарушение цветового зрения.

– А сейчас зарядка для глаз – быстро моргаем в течение пяти минут, закрываем, открываем глаза в течение трех минут.

– Давайте повторим основные части глаза и их функции, для этого проведем эксперимент. Ваша задача – выполнить опыты по инструктивным карточкам и устно объяснить результаты. .

Дополнение учителя.

Вопросы:

  • Почему у жителей степей и пустынь узкий разрез глаз?

  • Почему, когда мы плачем, мы хлюпаем носом?

3. Работа зрительного анализатора (Сладй №8)

– Что называется анализатором?

Предполагаемый ответ: это система, состоящая из рецептора, проводящего пути, и участка коры больших полушарий.

– Какова функция каждой части?

Лабораторная работа №5

4Обобщение :-найдите вспомогательные приспособления для защиты глаз и их значение,

знаменитая Е.Келлер советовала» Пользуйтесь глазами Живите каждый день так, как будто можете ослепнуть. И откроете чудесный мир , который никогда не видели»


Д\З пар.17 приготовить мини-проект по теме «Слепое пятно, его отличие от желтого пятна». пословицы


Оценки за урок.














































Сабақ № 20

Биология 8 класс

Такырыбы :Орган слуха. Л.р. № 6


Максаты: сформировать знания о строении и функции слуха, его частей ,об особенностях восприятия окружающего мира ,о гигиене зрения.

Продолжить развитие умений сравнивать, обобщать.

Воспитание зож .

Тип урока :комбинированный

Оборудование: таблица, разборная модель уха


Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д/з

Задание. Выберите один правильный ответ.

 

1. Воспринимающим элементом любого анализатора являются:

A. Проводящие пути

Б. Кора головного мозга

B. Рецепторы

 

2. Анализ внешних раздражителей происходит в:

A. Проводящих путях

Б. Коре головного мозга

B. Рецепторах

 

3. Защищают глаза от пыли:

А. Брови и ресницы

Б. Веки

В. Слезные железы

 

4. Наружная оболочка глазного яблока называется:

А. Сосудистая

Б. Фиброзная

В. Сетчатая

 

5. Непрозрачная часть фиброзной оболочки:

А. Склера

Б. Радужка

В. Зрачок

 

6. Пигментированная часть сосудистой оболочки называется:

А. Роговица

Б. Сетчатка

В. Радужка

 

7. Количество света, поступающего в глазное яблоко, рефлекторно регулируется с помощью:

А. Роговицы

Б. Зрачка

В. Сетчатки

 

8. Изображение видимых предметов формируется на:

А. Роговице

Б. Радужке

В. Сетчатке

 

9. Фокусировку изображения обеспечивает:

A. Хрусталик

Б. Зрачок

B. Стекловидное тело

 

10. Цветовое зрение обеспечивают:

A. Палочки

Б. Колбочки

B. Клетки радужной оболочки

 

11. Максимальное количество рецепторных клеток на сетчатке расположено в области:

А. Склеры

Б. Слепого пятна

В. Желтого пятна

 

12. Анализ зрительных раздражителей происходит:

A. В затылочной доле коры

Б. В височной доле коры

B. В лобной доле коры

 

13. Расплывчатое изображение близкорасположенных предметов является признаком:

А. Близорукости

Б. Дальнозоркости

В. Катаракты

Значение слуха-вспринимает звуки и устанавливает связь с окружающей средой. В речевой деятельности человека слух имеет большое значение.

Строение слуха .

Наружное : ушная раковина, слуховой проход.

Среднее Барабанная перепонка,3 косточки(молоточек, наковальня и стремечко),евстахиева труба,.

Внутреннее ухо- улитка, полукружные канальца. Рецепторный аппарат это волосковые клетки.

Функции слухового анализатора:

ушная раковина-улавливает звуки,

перепонка-вибрирует,

евстахиева труба -выравнивает давление,

Ухо воспринимает звуки в диапозон с частотой от 15-20 гц. до 150-2500гц.

Гигиена слуха.

Л.р.№6


3.Закрепление.

1. Звук – это колебания..., которые воспринимаются органом..., состоящим из наружного,... и внутреннего уха.

 2... ухо состоит из ушной... и слухового..., соединенного с... перепонкой, преобразующей звуковые... в механические...

 3. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от..., представляющего собой узкую..., продолжающуюся в слуховую..., связанную с глоткой; в барабанной полости расположены слуховые косточки..., наковальня и...

 4 Внутреннее ухо представлено... лабиринтом и... лабиринтом, соответствующими друг другу по форме и расположенными в... костях черепа; между поверхностями лабиринтов имеется жидкость – ...

 5. Во внутреннем ухе выделяют улитку,... и три... канала; стенка улитки состоит из волоконец разной длины, на которых расположены слуховые...

 6 Колебания слуховых косточек передаются через... окно улитки волокнам... клеток, в которых возникают нервные импульсы, направляющиеся по слуховому нерву в... зону коры, где происходит анализ характера и смысла...


5.Д\З пар.19



Сабақ № 21

Биология 8 класс

Тақырыбы:Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса, мышечного чувства.


Мақсаты: Максаты: сформировать знания о строении и функции органов ,об особенностях восприятия окружающего мира ,через эти органы.

Продолжить развитие умений сравнивать, обобщать.

Воспитание зож .

Тип урока :комбинированный

Оборудование: таблица, тесты. слайды


Ход урока.

1)орг.момент.

2)опрос д/з

Тесты.


3.Новая тема.

Обоняние-способность воспринимать запахи. Определять качество пищи, окружающую среду. Обонятельные рецепты воспринимают запахи и находятся в верхней части носа. Клетки имеют реснички. Возбуждение возникает от молекул растворяющихся в слизистой оболочке носа. Далее передается через обонятельный нерв в обонятельный центр. Обонятельные рецепторы отвечают за пахучие вещества.

Орган вкуса. Определяет вкус пищи .Рецепторы находится на поверхности языка, в области мягкого неба, задней стенки глотки. На окончаниях вкусовых клеток расположено 40-50 микроворсинок.. Пищевые продукты раздражают ворсинки рецепторов. Возбуждение возникшее передается через нерв в головной мозг.

Осязание-определяет форму ,температуру, боль, плотность. Кожные рецепторы-прикосновения,, боль , тепло, холод, давление.

физминутка

4.Закрепление


Закрепление тесты

Д/З5.Д/З пар с 17-20


Итог урока

















Сабақ № 22

Биология 8 класс

Тақырыбы: Кости, мышцы, сухожилья – компоненты опорно-двигательной системы

кости ,мышцы, сухожилья-компоненты опорно-двигательной системы. Их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов.

Максаты: Цели урока:

Обучающая: В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения скелета, так
                    же свойствами и классификацией мышц. Проверить знания по теме «Анализаторы»
Развивающая: Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь на
                    основе материала урока. развитие умений работать в группах.
Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока :комбинированный

Оборудование: таблица, тесты.


Ход урока.

1)орг.момент.

2)Основной этап.

1тур .Байга.

-с чего начинается каждый орган (рецептора)

-что воспринимает рецептор глаза(свет)

-что воспринимает рецептор слуха (звук)

-какую форму имеет глаз(шаровидную)


-сколько оболочек глаза (3)

-что находится в радужной оболочке (пигмент)

-что расположено на сетчатке.(палочки и колбочки)

-внутренняя оболочка глаза (сетчатка)

-место выхода зрительного нерва (слепое пятно)

-чем заполнен глаз (стекловидным телм,жидкость)

-болезнь связанная с нарушением синтеза родопсина(куриная слепота)

-болезнь при которой неразличают цвета(дальтонизм)

-возбудитель органа слуха (звук)

-строение среднего уха (молоточек ,наковальня,стремячко,,евстахиева труба)

--где расположен вестибюлярный аппарат (во внутреннем ухе)

-сколько групп кожных рецепторов(4)

-сколько групп вкусовых рецепторов(4).


3.новая тема. Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Значение скелета. Скелет человека (от греческого skeletos – высохший, высушенный) является опорой тела. Он выполняет опорную и защитную функции. Так, головной мозг защищен костями черепа, спинной мозг – позвоночником, внутри которого он находится, сердце и легкие – грудной клеткой.

Если бы у человека не было ребер, то даже небольшие столкновения могли бы повредить легкие и сердце. Нижняя часть грудной клетки также защищает почки и верхнюю часть пищеварительной системы. Кости туловища и конечностей являются к тому же и рычагами, с помощью которых осуществляются движения тела в пространстве.

Скелет создает структурную форму тела, определяя его размеры, а также выполняет и другие функции, например, участвует в обмене веществ. В нем сосредоточена основная часть минеральных веществ (до 90% кальция, имеющегося в организме человека, фосфор и другие соединения). Содержащийся в костях красный костный мозг служит основным источником клеточных элементов крови.

К опорно-двигательному аппарату человека относятся кости скелета, их мышцы и соединительная ткань. В скелете человека различают: скелет головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Всего кости взрослого человека составляют около 18% массы его тела, а их количество равно 200. Каждая кость имеет определенную форму, величину и занимает определенное положение в скелете. Часть костей соединена между собой подвижными суставами. Они приводятся в движение прикрепленными к ним мышцами.


  1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Скелет».

1. Собрать скелет человека и правильно назвать кости.

2. Правильно написать названия суставов.

3. По рентгеновским снимкам определить названия увиденных костей.


  1. Итоги урока.


Домашнее задание: §







































Сабақ № 23

Биология 7 класс Биология 8 класс

Тақырыбы: Состав и строение костей, их форма и функции. Л.р. № 7

состав и строение костей, их форма и функции. Рост трубчатых костей. Внутреннее строение кости.Красный и желтый мозг.Роль красного костного мозга в кровотечении..

Максаты: Цели урока:

Обучающая: В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения скелета, так
                    же свойствами и классификацией мышц. Проверить знания по теме «Анализаторы»
Развивающая: Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь на
                    основе материала урока. развитие умений работать в группах.
Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока :комбинированный

Оборудование: таблица, тесты.


Ход урока.

1)орг.момент.

2)Основной этап.

Тесты.

1. Количество пар ребер, составляющих грудную клетку, составляет:

А. 10

Б. 12

В. 13

 

2. Лопатки и ключицы относятся:

A. К поясу нижних конечностей

Б. К свободной верхней конечности

B. К поясу верхних конечностей

 

3. Кисть соединяется с предплечьем:

A. Костями запястья

Б. Костями пясти

B. Костями фаланг пальцев

 

4. Самой массивной костью нижних конечностей является:

А. Тазовая

Б. Бедренная

В. Болынеберцовая

 

5. Таранная кость входит в состав:

A. Предплюсны

Б. Плюсны

B. Фаланг пальцев стопы

 

6. Пояс нижних конечностей представлен:

А. Тазовыми костями

Б. Копчиком

В. Крестцом





7. Самой крупной костью мозгового отдела черепа, непосредственно связанной с лицевым отделом, является:

А. Лобная

Б. Теменная

В. Затылочная

 

8. Шейный отдел позвоночника состоит из:

А. 10 позвонков

Б. 7 позвонков

В. 12 позвонков



9.Плечевая кость относится:

A. К плоским костям

Б. К смешанным костям

B. К трубчатым костям

 

10. Компактное вещество преобладает:

A. В плоских костях

Б. В смешанных костях

B. В трубчатых костях

 

11 Полость имеется внутри:

A. Смешанных костей

Б. Трубчатых костей

B. Плоских костей

 

12 Позвонки относятся:

A. К смешанным костям

Б. К трубчатым костям

B. К плоским костям

 

13 Лопатка является примером:

A. Смешанных костей

Б. Трубчатых костей

B. Плоских костей

3.Новая тема.


3.Новая тема

Состоит из наружного и внутреннего .Поверхность покрыта надкостницей.Она питает и рост костей.Клетки кости-остеоны..В состав входят органические и неорганические вещества.Неорганические придают твердость,органические гибкость.


Физминутка



4.закрепление.



Итог урока.


4.Д/З пар.