МОУ гимназия №1
Древко Елена Вячеславовна
Русский язык
6 класс
Русский язык: Практика. 6 класс. /Под редакцией Г.К. Лидман-Орловой. - М: Дрофа, 2009; Русский язык: Теория. 5-9 классы. /Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М: Дрофа, 2008
Употребление наречий
Цели:
Систематизировать знания учащихся о наречии как о части речи, о роли наречий в текстах разных стилей.
Развивать творческие, лингвистические, языковые и коммуникативные умения учащихся.
Воспитывать интерес к изучению русского языка, развитие языковой интуиции.
8. Оборудование: интерактивная доска, учебник, раздаточный материал.
9. Ход урока
Ход урока
Организационный момент
/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/
Пройдёмся по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в них мыслеёмкость, точность, вещественность и сколь незаменимы они.
А. Югов
II. Беседа
Проверка домашнего задания
/Ребята подбирали пословицы и определяли их роль/
/Наречия в пословицах уточняют, конкретизируют значения тех слов, к которым относятся, указывают на время, место, причину/
Грамматическая «пятиминутка»
Орфоэпическая работа
Задание: расставить ударение в словах:
Насухо, досуха, изредка, набело, дочерна, издалека, задолго; красивее, тотчас, сослепу, скучно, мельком, мастерски, искони.
Задание: Какое орфографическое правило объединяет наречия первой группы. Сформулируйте его.
Грамматическая работа:
Задание: Исправьте ошибки в образовании форм наречий.
1)Я стараюсь писать более аккуратнее. 2)Он говорил очень прекрасно. 3)Старайся читать более медленнее и правильнее. 4)Он нарисовал красивее всего. 5)Сегодня обратно подул ветер, пошёл дождь.
Словарная работа
/Сообщение подготовленного ученика об историческом сходстве наречий ОПЯТЬ и ОБРАТНО/
куда?
ОБРАТНО
=
назад
вспять
как?
ОПЯТЬ
=
снова
вновь
4. Лексическая работа:
Задание: Замените предложенные фразеологизмы синонимичными наречиями:
Трудиться не покладая рук; работать спустя рукава; учиться с грехом пополам; надоесть хуже горькой редьки; как из рога изобилия; расти как на дрожжах; уснул как убитый.
Выполнение тренировочных упражнений
Задание: Восстанавливая правописание слов, объясните их роль в тексте.
Отдельные ячейки или области листа можно выделить (по)разному. (Во)первых, с помощью рамок. Рамки могут выделять ячейки дополнительными линиями сверху, снизу, по бокам, а также вокруг ячеек. (Во)вторых, ячейки и области листа выделяются с помощью цвета.
2. Творческая работа:
Задание: Спишите, решая орфографические задачи и восстанавливая подходящие по смыслу наречия.
В_сной люди (...) сообщают друг другу: «Грачи прил_тели!». Грач_ знаменует наступление весны. Но это ещё и (...) полезная птица. Посмотрите, как (...) ходит грач_ по полю. Он (...) вытаскивает клювом из земли насекомых. Представьте себе, как (...) вр_дителей уничтож_т колония грачей в сотню птиц.
Задание: Как наречия помогают лучше понять сообщение?
3. Возьмите на заметку!
Художественная речь насыщена такими выражениями, как «неохотно и несмело солнце смотрит на поля»; река «печально воды льёт»; ива «ветви печально склоняет».
Закрепление
Тестовая работа и её проверка.
1. Найдите ошибку в образовании форм наречия:
1) красивее;
2) более выше;
3) выше всех.
2. Укажите синоним к наречию фальшиво:
1) нелепо;
2) неискренне;
3) необдуманно.
3. Укажите антоним к наречию аккуратно:
1) небрежно;
2) опрятно;
3) красиво.
4. В каком предложении наречие употреблено в переносном значении?
1) Нужно копать глубоко.
2) Он глубоко изучил этот вопрос.
3) Аквалангист погрузился глубоко.
5. Каким фразеологическим оборотом можно заменить наречие в словосочетании: встал рано?
1) во весь дух;
2) изо дня в день;
3) ни свет ни заря.
6. Укажите средство речевой выразительности, используемое в пословице: Обещай медленно, выполняй быстро.
1) олицетворение;
2) противопоставление (антитеза);
3) сравнение.
Итоги урока
Создают образность.
Придают точность высказыванию.
Служат средством связи предложений.
Выступают средствами выразительности (олицетворение; противопоставление; эпитет).
Выставление оценок
Домашнее задание
Напишите мини-сочинение на тему «Зачем нужны наречия?» (объём – 50 – 70 слов)