« Повышение уровня мотивации учащихся на уроках математики через различные способы деятельности»
Учение, лишённое всякого интереса и
взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д.Сухомлинский
Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?
Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. По мнению психологов, причины снижения или отсутствия мотивации к учебной деятельности у подростков можно выделить следующие:
- Возрастные особенности
- Гиперопека и чрезмерный контроль родителей
- Конфликт с учителем
- Конфликты с одноклассниками
- Неадекватные нагрузки
- Личностные особенности .
Нежелание учиться может проявляться по-разному:
- открытый протест, отказ от посещения школы;
- прогулы;
- снижение успеваемости;
- невыполнение домашних заданий;
- психосоматика — повышение температуры, головная боль, проблемы с работой желудочно-кишечного тракта и другие.
В основе каждого из них — снижение или полное отсутствие учебной мотивации.
Родительская общественность на данную проблему имеет следующее мнение: современная образовательная программа по математике выдвигает завышенные требования к уровню знаний обучающихся.
По наблюдениям учителей математики это:
- наследственность, т.е. умственное развитие ребёнка
- непонимание цели учения
- страх получить неудовлетворительную оценку, страх перед учителем
- лень, безволие ученика
- готовые домашние задания, когда всё можно списать, не надо думать, размышлять.
А результаты опроса детей показывают, что они всё – таки хотят повысить уровень своего образования по математике, большинство обучающихся утверждают, что успеваемость зависит только от них самих, но пятая часть учеников подчеркивают, что успеваемость зависит как от них, так и от учителя. Обучающиеся отмечают так же, что учитель должен в первую очередь доступно и понятно объяснять материал, кроме этого, многие говорят о доброте учителя. И всем детям важно, чтобы урок математики был интересным.
. Выделяют пять уровней учебной мотивации:
- первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности
- второй уровень – хорошая школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней нормой
- третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью
- четвертый уровень – низкая школьная мотивация
- пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. От того и существует, к сожалению, категория учеников – неуспевающие.
Таки как же повысить мотивацию при изучении предмета?
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон.
Использование групповой работы и работы в паре. В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень тревожности, усредняется положительное (отрицательное) влияние индивидуальных способностей и возможностей на результат деятельности. Работа в паре «ученик - ученик» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.
Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт, ребятам понятны и интересны задачи, связанные с работой родителей. Очень важно, чтобы учитель имел установку: любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к лекции, надо продумывать моменты, показывающие, почему это очень важно знать (например, когда родители решили сделать ремонт, сколько рулонов обоев надо, сколько плитки на потолок, сколько банок краски или высчитать метраж линолеума). Можно подобрать интересные задачи при изучении площадей фигур, десятичных дробей (оплата квитанций), проценты (вклады в банке, подоходный налог). Чтобы у учащихся не возникало представление о "сухости" математики, оторванности от её жизни, показывать взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром.
Отдельно хочется сказать о нетрадиционных уроках: игровых и интегрированных, которые бесспорно относятся к эмоциональным методам мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. Игры на уроках используются для решения комплексных задач: усвоения нового материала, формирование необходимых умений и навыков, развитие творческих способностей. В игре воссоздаются определенные условия, вид деятельности, ситуации, проблемы в которых ребенок может проявить себя, опираясь не только на знания, полученные на уроках математики, но и на свой жизненный опыт. Игра включает моменты соревнования, дает возможность участникам самоутвердиться, проявить себя в нестандартной ситуации.
Необходимости активно внедрять информационно - коммуникационные технологии, ресурсы Интернета с образовательной информацией в разных сферах, использовать слайдовые презентации на различных видах уроков, например, на уроках изучения нового материала, на уроках обобщающего повторения, а также при проведении уроков в нетрадиционной форме: урок-лекция, урок – путешествие, деловая игра и др. Объявление темы, задач, этапов, выводов урока в форме слайдовой презентации, активно дополненной иллюстративным материалом, повышает интерес к изучаемым темам, повышает уровень восприятия материала, увеличивает плотность и темп урока. Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для учащихся, способствует повышению мотивации.
Ещё одной из наиболее часто используемых технологий является метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Так же полезно использовать метод организации проблемных ситуаций. Цель технологии проблемного обучения – стимулирование интеллектуальной активности учащихся; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирование внутренних мотивов учения, способов умственной деятельности учащихся, их творческих способностей; самостоятельный поиск путей решения проблем. Также — формирование творческого, нестандартного мышления, освобожденного от привычных стереотипов Объяснение нового материала является эффективным, если содержание передаваемой информации и форма её подачи обеспечивают необходимую активность учащихся, и от того, как учитель организует объяснение, во многом зависит качество их знаний.
Для повышения мотивации будет эффективно: ученик в роли учителя, практические работы, творческие задания, соревнования - викторины, интересные истории.