«Повышение профессионального уровня учителя начальных классов
в области мониторинга УУД»
Рассмотрим различные методики мониторинга личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
С целью выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности использовала в работе со школьниками анкету Н. Лусканова. При проведении анкетирования оценивается действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
В анкетировании приняло участие 23 ученика. Это все 100% учащихся моего класса.
1.Тебе нравиться в школе?
• Нравиться
• Не очень нравиться
• Не нравиться
2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
• Иду с радостью
• Бывает по-разному
• Чаще всего хочется остаться дома
3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
• Не знаю точно
• Остался бы дома
• Пошел бы в школу
4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.
• Доволен
• Бывает по-разному
• Не доволен
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
• Хотел бы
• Не хотел бы
• Не знаю точно
6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?
• Хотел бы
• Не хотел бы
• Не знаю точно
7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?
• Часто
• Иногда
• Почти никогда не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
• Точно не знаю
• Не хотел бы
• Хотел бы
9.Много ли у тебя друзей в классе?
• Не очень много
• Много
• Почти нет
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
• Нравятся
• Некоторые нравятся, а некоторые – не очень
• Большинство не нравится
При анализе анкет были выявлены несколько уровней школьной мотивации. Большинство детей достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Однако четверть класса чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у остальных учащихся класса сформированы в средней степени и они приходят с желанием изучать новое, учиться.
После проведения диагностики с учащимися 3 уровня были проведены индивидуальные беседы по выявлению их предметной заинтересованности, тип мышления. Также я рекомендую всем учителям предметникам на уроках обращать на детей этой группы особое внимание, привлекая к беседе и выполнению конкретных предметных заданий.
Диагностика уровня сформированности личностных универсальных учебных действий необходима для повышения эффективности работы учителя. Личностные УУД часто напрямую связаны с умениями общения. В данном аспекте большую роль играет формирование коммуникативных УУД.
Прошу четверых из вас поучаствовать в выполнении типичных заданий.
Задание «Совместная сортировка» с целью оценивания умения согласовывать усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Вам дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.
Один из вас должен взять красные и желтые фишки, а другой - круглые и треугольные.
Действуя вместе, вы должны разделить их между собой, разложив на отдельные кучки.
А на какие конкретно группы -об этом нужно договориться между собой.
После завершения работы напишите на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так.
Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.
Учащиеся выполняют еще одно типичное задание «Дорога к дому» с целью оценивания умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также умения передать, сообщить их партнеру.
Одному дается карточка с изображением пути к дому, другому — карточка с ориентирами-точками например вот такая, но предупреждаю, что точно не эта.
Первый диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, не показывая другому свою карточку.
Второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги.

Материал: набор из двух карточек с изображением пути к дому (рис. 5 и 6) и двух карточек с ориентирами-точками (рис. 4), карандаш или ручка, экран (ширма).
1.В итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы).
2.правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается;
Если у детей выявляется низкий и средний уровень коммуникации, то необходимо подбирать такие задания, которые предполагают работу в паре и в группе.
Как формируются регулятивные универсальные действия, помогает задание
«Рисование по точкам», которое развивает сознательное контролирование своих действий.
Методика включает 6 задач. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 6 - четыре лучевая звезда:
Соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок как слева. Но справа есть и лишние точки. Вы их не будете соединять. Обратите внимание, что точки разного цвета. Есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между точками разного цвета. 

Если вы выполнили все 6 заданий правильно с соблюдением условия, то у вас высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, вы можете сознательно контролировать свои действия.
После выполнения данного задания с учащимися среднего и низкого уровней проводятся корректирующие мероприятия по формированию регулятивных действий: например, буквенный диктант и кодирование. Работу лучше осуществлять в группе определенного уровня.
Анализ ситуации в классе. Какие группы учащихся по данным умениям есть? Какие они по численности? Есть ли преобладающая группа?
Как систематизировать данную работу?
Например, электронная таблица формата Excel, в которой фиксируется информация о каждом ученике класса и отслеживаю наличие изменений в развитии УУД.
Обработка информации в формате Excel позволяет:
во-первых, отследить успешность выполнения каждым ребенком заданий по УУД. Сейчас вы видите результаты оценки 1 и 2 классов. Данная информация позволит определить, насколько успешно ребенок справляется с заданиями разного типа, какого рода задания вызывают трудности. И на основании этой информации я продумываю систему работы с каждым ребенком.
Во-вторых, программа позволяет определить уровень сформированности (базовый, ниже базового) по каждому умению, группам умений (познавательные, регулятивные, коммуникативные) и в совокупности по всем диагностируемым умениям. Опираясь на полученные результаты, я формирую группы учащихся по близким результатам и в дальнейшем подбираю содержание заданий и формы работы на уроке. Это дает возможность каждому ребенку улучшить свои результаты.
В-третьих, благодаря возможностям программы Excel выстраивается рейтинг сформированности умений по классу в целом. Диаграмма наглядно позволяет определить, какая группа УУД развивается наиболее успешно, а какая нуждается в дополнительной доработке.
В-четвертых, программа позволяет увидеть есть или нет прогресс в развитии УУД у каждого ученика. Вы видите результаты мониторинга школьника в сравнении 1 и 2 классов, в котором определены уровень и прогресс по каждому умению. Информация представлена как в виде таблицы, так и в виде диаграммы. Эти показатели имеют особое значение для тех учеников, у которых уровень ниже базового. Учителю рейтинг позволит понять, как создать ребенку ситуацию успеха, а с какими умениями нужно работать индивидуально для коррекции.
Программа позволяет увидеть процент детей, имеющих динамику в развитии УУД по классу в целом.
Как уже было сказано, данные мониторинга важны, прежде всего, для самого учителя, так как позволяют лучше понять эффективность своей работы, поставить первоочередные задачи на следующий учебный год и грамотно подобрать средства для их решения.
Также в ряде случаев именно мониторинг подсказывает, что некоторым учащимся нужна помощь психолога и родителей.
Таким образом, результаты диагностик систематизированы и собраны в одном документе. С общими результатами по классу я знакомлю родителей на собрании, а при необходимости с индивидуальными картами детей знакомлю родителей в частном порядке для выработки совместного плана действий.