СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательный час «Вредные и полезные микробы»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с понятием «микробы», их многообразием в среде, о местах их обитания, способам передачи и  способам защиты от них, правилам гигиены и способам профилактики инфекционных заболеваний.

Просмотр содержимого документа
«Познавательный час «Вредные и полезные микробы»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Лозовская специальная школа-интернат»







Познавательный час «Вредные и полезные микробы»

(для воспитанников 1-Б класса).

















Воспитатель :

Горбачёва В.Р.















с. Ферсманово, 2019 г.






























Тема: Познавательный час: «Вредные и полезные микробы».

Цель: познакомить учащихся с понятием «микробы», их многообразием в среде, о местах их обитания, способам передачи и способам защиты от них, правилам гигиены и способам профилактики инфекционных заболеваний.

Оборудование: компьютер, конспект, доска, бумага, карандаши.

Игра «Десять правил».

(Закончи фразу)

Чтоб расти здоровым-

Береги здоровье,

Безопасность соблюдай,

Десять правил уважай.

Слушать всем, и не зеваем,

Фразу после продолжаем.

1.Ангиной болеет тот,

Кто воду холодную... (пьет).

2. Все цветы роса умыла,

А тебя умоет...(мыло).

3. У того болит живот,

Кто из крана воду...(пьет).

4. Опасно собаку дразнить,

Может она...(укусить).

5. Опасно камнями бросаться,

Можно без глаза...(остаться).

6. Бегал Валентин по лужам,

А теперь малыш...(простужен).

7. Говорят нам не напрасно,

Что в грозу гулять...(опасно).

8. Опасно на реке нырять

Каждый должен это...(знать).

9. Не боится моря Слава,

Он давно умеет...(плавать).

10.Если тщательно все мыть,

Можно что-то победить...

Кто воды всегда боится?

Ужас! Все от мыла сразу в лужу!

Кто они? Они - враги!

Больше мы их не боимся,

Потому что не ленимся!

Тотчас мы их победим! (микробы).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое микробы?

 - А где они живут?

 - Как защитить себя от микробов?

- Бывают ли вредные микробы?

- А что такое «вирус» или «бацилла»?

3.Основная часть.

Рассказ воспитателя: Ученые нарекли мельчайших представителей этого мира за их ничтожную величину микробами или микроорганизмами. В переводе с греческого слова «микрос» - маленький, «вирус» также от латинского – «яд». Именно вирусы, вероятнее всего, существуют с появления клеток на планете: они найдены везде, где существует жизнь. Они являются самой огромной биологической формой планеты и поражают все типы организмов от растений и животных до бактерий. Вирусы бактерий называют бактериофагами. Вирусы по своей сути – паразиты, т.е. они не способны размножаться вне клетки хозяина.

Давайте приведем примеры наиболее известных вирусных заболеваний. Какие. Как вы думаете? Конечно же простуда, хотя могут вызвать и бактерии, это ветряная оспа, корь, грипп, герпес и т.д.

Благодаря микроскопу люди смогли рассматривать и изучать микробов очень близко и тщательно. Выяснилось, что хотя эти существа обычно состоят из одной-единственной живой клетки, они разнообразны по форме, свойствам, образу жизни и своему влиянию на окружающую среду. По форме микробы бывают шаровидные, палочковидные и извитые. ( Воспитатель показывает на компьютере изображения некоторых видов микробов).

Пожалуй, вы не раз слышали о том, что в окружающем мире огромное количество вредоносных вирусов и бактерий, способных вызывать различные заболевания. Нам кажется, что если мы их не видим, значит, они не существуют. Но они соседствуют с нами многие миллионы лет.

Главное место среди микробов занимают бактерии. От них во многом зависит вся жизнь на Земле. Они живут всюду: в воздухе и на земле, в воде и в почве, в растениях и животных. Одни бактерии очень нежны и легко погибают, а другие переносят даже кипячение и замораживание, воздействие кислот, щелочей и ядов. Невидимые простым глазом бактерии очень сильно влияют на нашу жизнь. Попадая в организм человека или животного с пищей, воздухом, бактерии могут вызвать опасные заболевания — туберкулез, сибирскую язву, тиф, ангину, чуму, воспаление легких, заражение крови. Они очень быстро размножаются. Защитные силы организма вступают с ними в борьбу, у человека поднимается температура. Вот почему врач в первую очередь спрашивает у больного о его температуре.

Если вы заболели, например, гриппом, то окружающие люди тоже могут заразиться, т.к. при чихании и кашле разбрызгиваются капельки слюны, опускаются на пищу, предметы, летают в воздухе. Их могут вдохнуть находящиеся рядом люди и тоже заболеть. Поэтому, когда вы чихаете и кашляете, надо обязательно прикрывать рот и нос носовым платком.

   Микробы — очень маленькие, невидимые живые существа. Они могут находиться в помещениях, на земле, в воздухе и даже на одежде и теле человека. Могут попасть в организм через грязные руки, немытые овощи или фрукты, воду, при дыхании. Они живут под ногтями, в больных зубах. При попадании в организм микробы быстро размножаются и вызывают болезни.

Запомните самое главное правило: «От простой воды и мыла, у микробов тает сила». О том, как уберечь себя и своих близких, мы продолжим после динамической паузы.


Физминутка.


Что надо делать, чтобы не заболеть:

  1. Мыть руки перед едой;

  2.  мыть овощи и фрукты;

  3. не пить грязную и сырую воду (воду можно пить только кипяченую);

  4.  всегда мыть руки перед едой, после туалета, после прогулки;

  5. есть и пить только из чистой посуды;

  6. чистить зубы дважды в день;

  7.  при чихании и кашле рот и нос прикрывать платком;

  8. не пользоваться чужими вещами;

  9. не переохлаждаться;

  10. делать нужные прививки;

11. не забывать делать влажную уборку и проветривать комнату.

Помимо вредных бактерий есть и полезные. Эти бактерии превращают молоко в простоквашу и кефир, а виноградный сок — в спирт, уксус, вино. Но самое главное — без полезных бактерий у нас было бы меньше молока, хлеба и мяса. Дело в том, что жизнь животных зависит от растений, а растения лучше всего развиваются на такой почве, в которой много азота. Азот же берут из воздуха и переносят в почву живущие в ней бактерии.

Но и это еще не все. Если бы на Земле не было бактерий, вызывающих гниение, наша планета постепенно покрылась бы неразложившимися останками растений и животных. Бактерии гниения помогают уничтожить эти останки. Так возвращаются в почву все вещества, из которых состояли тела растений и животных.

А сейчас давайте с вами узнаем, где больше всего находится вредных бактерий. По данным южнокорейского Бюро защиты прав потребителей , количество бактерий на ручках тележек крупных супермаркетов достигает 1100 колоний на 10 кв.см. на втором месте- ручки уборных кабинок. А на третьем месте, как вы думаете, что? (примерные ответы детей. Сотовый телефон. Причем, бактерий на нем значительно больше, чем на поверхности крышки унитаза. Как вы думаете, почему? Потому что он у нас постоянно в руках, и еще один момент в пользу распространения бактерий на нем: он имеет способность нагреваться, а значит, это самая благоприятная среда для размножения. Клавиатура компьютера, дверные ручки – также способны накапливать значительное число потенциально болезнетворных бактерий.

Вывод: необходимо регулярно чистить и дезинфицировать подобные предметы и соблюдать правила гигиены.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами попробуем изобразить на бумаге коварный микроорганизм и полезный. Подумайте, какими они у вас окажутся и сформулируйте и запишите правило, благодаря которому мы сможем себя защитить от вредных микробов.

4.Итоги беседы.

 - Итак, ребята, что такое микробы? Где они живут?

 - Каких форм бывают микробы?

 - Все ли микробы вредные? В чем полезность микробов?

 - Как защитить себя от микробов?

 - Почему при кашле и чихании нужно закрывать рот?

- Какие еще правила гигиены вы можете назвать?

Рефлексия. Ребята, скажите, чему была посвящена наша беседа? А можно ее назвать полезной? Нужно ли знать о микробах и для чего нужны нам подобные знания?

Запомнить нужно навсегда, залог здоровья – чистота!