СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ППО Самарской Т.А. "Фрагмент рабочей программы "Русский язык (письмо и чтение), ОО VIII вида

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный фрагмент рабочей учебной программы "Русский язык (письмо и чтение)" составлен учителем начальных классов Самарской Т.А. для учащегося 5 класса индивидуального обучения инклюзивного направления с целью определения специальных коррекционных задач при изучении предмета. Размещается с целью пропаганды опыта учителя.

Просмотр содержимого документа
«ППО Самарской Т.А. "Фрагмент рабочей программы "Русский язык (письмо и чтение), ОО VIII вида»

Фрагмент рабочей учебной программы «Русский язык (письмо и чтение) 5 класс для индивидуального обучения инклюзивного направления

Русский язык. Письмо

Индивидуальное обучение на базе школы учащегося 5-В класса В. 2005 г.р., по программе специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида (для детей с легкой умственной отсталостью), 14 часов, Приложение №26. Заключение Центральной психолого – медико – педагогической консультации от 7 № 7. Д\З: Нарушение познавательной деятельности легкой степени.

Целью коррекционно-воспитательной работы с учащимся В. с нарушением познавательной деятельности легкой степени является обучение его доступным знаниям и социальной адаптации к самостоятельной жизни. Уроки русского языка создают оптимальные условия для формирования у школьника положительных привычек, стойких нравственных качеств. На уроках он не только усваивает речевые умения и навыки, но и учится жить, строить отношения с окружающими.

Содержание коррекционной работы, которая включает следующие направления:

1)Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

2)Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания;

-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3)Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умению работать по словесной и письменной инструкции, по алгоритму;

- умение планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей.

4)Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5)Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, чтение по ролям и т.д.)

Развитие речи, владение техникой речи:

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В процессе обучения русскому языку проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. Неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций устраняются на всех занятиях по русскому языку, будь то уроки, посвященные развитию устной речи, чтению, практическим грамматическим упражнениям или грамматике и правописанию.

Задачи учителя по развитию речи учащегося с нарушением познавательной деятельности легкой степени

1. Изучение речевого развития учащегося. Выявление речевых недостатков ребенка, возможные пути их устранения для более успешной работы с ним.

2. Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков, не  осуществленных в младших классах.

3. Уточнение, обогащение, активизация словарного запаса  в течение всего процесса обучения.

4. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения на протяжении всего курса русского языка.

5. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.

6. Вырабатывание умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме,

Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно. Учащийся  трудно  усваивает  программный  материал,  нуждаясь  в  разнообразных  видах  помощи:  словесно логической,  наглядной  и  предметно-практической. Успешность  усвоения  знаний,  в  первую  очередь  зависит  от  понимания.  Для школьника характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Ему трудно определить  главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Трудно понять материал во время фронтальных занятий, он нуждается в дополнительном объяснении. Его отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у учащего низкий. Каждое несколько измененное  задание  воспринимается  им  как  новое. Учащийся в  процессе  обучения  преодолевает  инертность.  Значительная  помощь  ему нужна  постоянно. Трудности  обучения  русскому  языку  этого учащегося  проявляются  прежде  всего  там,  где  требуется  аналитико - синтетическая  деятельность. Он очень медленно овладевает звуко буквенным  анализом,  навыками  грамотного  письма.  Учащийся  не может  заучить  правила  правописания. Формирование  связной  устной, письменной  речи  у    школьника  затруднено.  Его  отличает  неумение  построить  фразу. 

Восприятие  содержания  носит  у  него  фрагментарный  характер. Учитывая различия у школьника в степени и характере речевого недоразвития, сенсомоторной недостаточности, интеллектуальных нарушений, необходимо широко применять принцип дифференцированного и индивидуального подхода к школьнику в процессе обучения.

Постоянно поддерживать его активность (наглядные опоры, практическая и игровая деятельность, разнообразие видов упражнений и заданий к ним). Для обеспечения переноса полученных знаний из одних условий в другие, для выработки навыка самоконтроля применять упражнения типа «Проверяем себя», такие приемы работы, как «сигнализация», «маленький учитель», элементы программированного обучения и др.

На каждом уроке учитывать личный опыт учащегося, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями.

Постоянно корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение  объема  внимания) путем выполнения.

Проводить коррекцию и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение.

Проводить коррекцию и развитие связной  письменной  речи (при  работе  над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом), коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной). Работать над коррекцией и развитием зрительных восприятий, развитием слухового восприятия. Корректировать и развить личностные качества учащегося, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).

При оценке знаний, умений и навыков учащегося принимать во внимание индивидуальные особенности его интеллектуального развития, состояние эмоционально-волевой сферы.


Русский язык. Чтение

Индивидуальное обучение на базе школы учащегося 5-В класса В. 2005 г.р., по программе специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида (для детей с легкой умственной отсталостью), 14 часов, Приложение №26. Заключение психолого – медико – педагогической консультации от № Д/З: Нарушение познавательной деятельности легкой степени.

Уроки русского чтения создают оптимальные условия для формирования у школьника положительных привычек, стойких нравственных качеств. На уроках русского чтения учащийся не только усваивает речевые умения и навыки, но и учится жить, строить отношения с окружающими.

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблю­дением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, кар­тины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем.

Ответы на вопросы к тексту

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме по­вествовательных и вопросительных предложений. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя. Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. Заучивание наизусть стихотворений.

Организуя уроки чтения, необходимо:

Опираться на эмоциональный настрой школьника для воспитания у него любви к Родине, честности, трудолюбия, дисциплинированности и других качеств. Принимая во внимание, что у учащегося с нарушениями познавательной деятельности легкой степени искажаются связи между предметно-образным и логическим мышлением, между словом и действием, использовать приемы работы, которые повышают воспитательное воздействие художественных произведений. Выразительно прочитывать текст целиком или наиболее важные для его понимания части, помогать сравнить поступки персонажей с их собственным поведением, по возможности перевести в реальный план описанную автором ситуацию.

Нарушение абстрактного мышления вынуждает ограничивать полноту и глубину сообщаемых учащемуся сведений, но их научная достоверность не должна искажаться. Стремиться максимально исправить неверные, неадекватные представления школьника об окружающей жизни, которые могут у него возникать.

Формировать  у учащегося  умения самостоятельно ориентироваться  в требованиях  к  выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность,  привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать  выводы  о  качестве  выполненной  работы.

Расширять конкретно-образное мышление, ограниченный круг представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Постоянно содействовать формированию словаря и грамматического строя, составлению элементарных синтаксических конструкций, расширяя представления о предметах и явлениях окружающего мира, об их связях и отношениях. Формироваться языковую и речевую деятельность учащегося.

Работать над мимикой, жестом, драматизацией, дикцией, выразительностью чтения. Широко использовать приемы, повышающие активность мыслительной деятельности школьника и уровень осознания им изучаемого материала. Это — сравнение и сопоставление, объяснение и доказательство, анализ и синтез, классификация и аналогия.

Осуществлять повторность при обучении на всех этапах и звеньях урока. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью его мышления. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт школьника.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!