Фрагмент рабочей учебной программы «Русский язык (письмо и чтение) 5 класс для индивидуального обучения инклюзивного направления
Русский язык. Письмо
Индивидуальное обучение на базе школы учащегося 5-В класса В. 2005 г.р., по программе специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида (для детей с легкой умственной отсталостью), 14 часов, Приложение №26. Заключение Центральной психолого – медико – педагогической консультации от 7 № 7. Д\З: Нарушение познавательной деятельности легкой степени.
Целью коррекционно-воспитательной работы с учащимся В. с нарушением познавательной деятельности легкой степени является обучение его доступным знаниям и социальной адаптации к самостоятельной жизни. Уроки русского языка создают оптимальные условия для формирования у школьника положительных привычек, стойких нравственных качеств. На уроках он не только усваивает речевые умения и навыки, но и учится жить, строить отношения с окружающими.
Содержание коррекционной работы, которая включает следующие направления:
1)Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
2)Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3)Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умению работать по словесной и письменной инструкции, по алгоритму;
- умение планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей.
4)Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5)Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, чтение по ролям и т.д.)
Развитие речи, владение техникой речи:
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе обучения русскому языку проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. Неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций устраняются на всех занятиях по русскому языку, будь то уроки, посвященные развитию устной речи, чтению, практическим грамматическим упражнениям или грамматике и правописанию.
Задачи учителя по развитию речи учащегося с нарушением познавательной деятельности легкой степени
1. Изучение речевого развития учащегося. Выявление речевых недостатков ребенка, возможные пути их устранения для более успешной работы с ним.
2. Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков, не осуществленных в младших классах.
3. Уточнение, обогащение, активизация словарного запаса в течение всего процесса обучения.
4. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения на протяжении всего курса русского языка.
5. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.
6. Вырабатывание умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме,
Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно. Учащийся трудно усваивает программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи: словесно логической, наглядной и предметно-практической. Успешность усвоения знаний, в первую очередь зависит от понимания. Для школьника характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Ему трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Трудно понять материал во время фронтальных занятий, он нуждается в дополнительном объяснении. Его отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у учащего низкий. Каждое несколько измененное задание воспринимается им как новое. Учащийся в процессе обучения преодолевает инертность. Значительная помощь ему нужна постоянно. Трудности обучения русскому языку этого учащегося проявляются прежде всего там, где требуется аналитико - синтетическая деятельность. Он очень медленно овладевает звуко буквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащийся не может заучить правила правописания. Формирование связной устной, письменной речи у школьника затруднено. Его отличает неумение построить фразу.
Восприятие содержания носит у него фрагментарный характер. Учитывая различия у школьника в степени и характере речевого недоразвития, сенсомоторной недостаточности, интеллектуальных нарушений, необходимо широко применять принцип дифференцированного и индивидуального подхода к школьнику в процессе обучения.
Постоянно поддерживать его активность (наглядные опоры, практическая и игровая деятельность, разнообразие видов упражнений и заданий к ним). Для обеспечения переноса полученных знаний из одних условий в другие, для выработки навыка самоконтроля применять упражнения типа «Проверяем себя», такие приемы работы, как «сигнализация», «маленький учитель», элементы программированного обучения и др.
На каждом уроке учитывать личный опыт учащегося, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями.
Постоянно корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения.
Проводить коррекцию и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение.
Проводить коррекцию и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом), коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной). Работать над коррекцией и развитием зрительных восприятий, развитием слухового восприятия. Корректировать и развить личностные качества учащегося, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
При оценке знаний, умений и навыков учащегося принимать во внимание индивидуальные особенности его интеллектуального развития, состояние эмоционально-волевой сферы.
Русский язык. Чтение
Индивидуальное обучение на базе школы учащегося 5-В класса В. 2005 г.р., по программе специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида (для детей с легкой умственной отсталостью), 14 часов, Приложение №26. Заключение психолого – медико – педагогической консультации от № Д/З: Нарушение познавательной деятельности легкой степени.
Уроки русского чтения создают оптимальные условия для формирования у школьника положительных привычек, стойких нравственных качеств. На уроках русского чтения учащийся не только усваивает речевые умения и навыки, но и учится жить, строить отношения с окружающими.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем.
Ответы на вопросы к тексту
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя. Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. Заучивание наизусть стихотворений.
Организуя уроки чтения, необходимо:
Опираться на эмоциональный настрой школьника для воспитания у него любви к Родине, честности, трудолюбия, дисциплинированности и других качеств. Принимая во внимание, что у учащегося с нарушениями познавательной деятельности легкой степени искажаются связи между предметно-образным и логическим мышлением, между словом и действием, использовать приемы работы, которые повышают воспитательное воздействие художественных произведений. Выразительно прочитывать текст целиком или наиболее важные для его понимания части, помогать сравнить поступки персонажей с их собственным поведением, по возможности перевести в реальный план описанную автором ситуацию.
Нарушение абстрактного мышления вынуждает ограничивать полноту и глубину сообщаемых учащемуся сведений, но их научная достоверность не должна искажаться. Стремиться максимально исправить неверные, неадекватные представления школьника об окружающей жизни, которые могут у него возникать.
Формировать у учащегося умения самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.
Расширять конкретно-образное мышление, ограниченный круг представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Постоянно содействовать формированию словаря и грамматического строя, составлению элементарных синтаксических конструкций, расширяя представления о предметах и явлениях окружающего мира, об их связях и отношениях. Формироваться языковую и речевую деятельность учащегося.
Работать над мимикой, жестом, драматизацией, дикцией, выразительностью чтения. Широко использовать приемы, повышающие активность мыслительной деятельности школьника и уровень осознания им изучаемого материала. Это — сравнение и сопоставление, объяснение и доказательство, анализ и синтез, классификация и аналогия.
Осуществлять повторность при обучении на всех этапах и звеньях урока. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью его мышления. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт школьника.