СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы для 8 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практические работы для 8 класса»

Практические работы за курс 8 класса

Практическая работа № 1*

«Географическое положение РФ»

Цель работы: выявить главные черты ГП России; определить границы России и пограничные государства. Продолжить формирование умения определять географические координаты крайних точек, протяженность территории с запада на восток и с севера на юг. Объяснить влияние ГП на особенности природы и жизнь населения России.

Задание 1. Опишите географическое положение страны по плану:

1. Положение на материке.

2. Крайние точки (материковые и островные)

3. Положение в тепловых (климатических) поясах.

4. Омывающие моря и океаны.

5. Пограничные государства.

6. Выводы об особенностях ГП страны.

*Задание 2. Характеристика географического положения России.

1. Определите отношение России к экватору, нулевому меридиану, тропикам, полярным кругам.

2. Определите, на каком материке, в какой его части расположена страна. В каких частях света.

3. Определите моря и океаны, омывающие Россию.

4. Назовите страны, с которыми граничит Россия.

5. Определите, с какими странами самая протяженная граница.

6. Определите, с какими странами граница проходит по горам, рекам.

7. Определите, с какими странами Россия граничит только по морю.

8.Сделайте вывод о протяженности сухопутных и морских границ России.

9. Найдите крайние точки России. С помощью атласа определите их координаты .

10. Определите протяженность России с севера на юг, с запада на восток. Сделайте вывод, где наибольшая протяженность, где наименьшая.

11. Что такое «Российский сектор Арктики?



Практическая работа № 2*

А.П. Обручев «Плутония»

Цель работы: формирование умений смыслового чтения, работа с понятийным аппаратом и отработка знаний географического положения Российской Федерации.

Задание: внимательно прочитайте отрывок из книги А.П. Обручева «Плутония» и ответьте на вопросы:

1. Какие территории были открыты путешественниками: С.С. Дежнева, братьями Лаптевых и В. Беринга, покажите их на контурной карте.

2. Дайте определения: материку, архипелагу и острову

3. Укажите на карте, где примерно должна располагаться новая земля, по словам главного героя Н.И. Труханова

4. Если новая земля существует, опишите ее климат, флору и фауну.

Совещание в Москве

«…Когда все уселись вокруг стола, Труханов начал свою речь:

— Как показывает вам эта карта, пять шестых арктической области между Сибирью, Северной Европой, Гренландией и Северной Америкой испещрены маршрутами многочисленных экспедиций. Но удивительное открытие земли, сделанное недавно Вилькицким, показало, что и в этой области возможны еще крупные завоевания для науки. Нужно только направить свои усилия целесообразно, пользуясь опытом всех предшественников.

Дело славных экспедиций семнадцатого и восемнадцатого веков Прончищева, Лаптева, Дежнева, Беринга - и исследований Врангеля и Миддендорфа в первой половине девятнадцатого века на крайнем севере Сибири в настоящее время продолжают экспедиции Седова, Брусилова и Русанова, занимающиеся изысканиями в Карском или Баренцевом море. В ту же область проник и Вилькицкий и, конечно, будет продолжать свои исследования. Конкурировать с ними я не хочу... Мои планы, - продолжал Труханов после небольшой паузы, - касаются другой части арктической области. Взгляните на это большое белое пятно к северу от Чукотского полуострова и Аляски, - ни одна цветная линия его не пересекает! Злополучная «Жаннетта», скованная льдами, проплыла южнее этого пятна.

Последние экспедиции Свердрупа и Амундсена работали восточнее, среди островов Североамериканского архипелага. Но в пределах этого пятна должна быть земля, никому еще не известная, или большой остров, только вдвое меньше Гренландии.

А может быть, там лежит целый архипелаг. Посмотрите, на восточной окраине этого пятна нанесена проблематическая земля, виденная издали Крукером, на южной Земля Кинан, Нансен думает, что большой земли в этой части Ледовитого океана нет; Пири, наоборот, убежден, что с мыса Фомы Гоббарда он видел на северо-западе окраину большого материка.

Гаррис, член береговой и геодезической съемки Соединенных Штатов Америки, уверен в существовании этого материка на основании изучения приливов и отливов на северных берегах Аляски. По его словам, весь ход этих колебаний морского уровня в море Бофора доказывает, что они идут не из Тихого океана через узкий и мелкий Берингов пролив, а из Атлантического океана, по глубокому промежутку между Норвегией и Гренландией, а затем, между предполагаемым материком и берегами Аляски и Сибири, эти колебания все более и более ослабевают.»



Практическая работа № 3*

«Рельеф и внутреннее строение земли»

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением и рельефом.

Задание: с помощью атласа опишите крупнейшие формы рельефа России. Ответьте на вопросы:

1. Что такое рельеф?

2. Что такое платформа и щит?

3. Какие особенности рельефа Российской Федерации?

4. Как рельеф влияет на жизнь человека?



Практическая работа № 4

«Климат и климатические ресурсы России»

Цель работы: формирование умений работать с различными типами климатических карт и с синоптической картой.

Задание: сравните состояние погоды трех территорий (Москва, Новосибирск, Владивосток), используя синоптическую карту, по плану:

  1. Тип погоды (циклон, антициклон)

  2. Температура воздуха

  3. Облачность, если есть осадки, то какие

4. Какой атмосферный фронт надвигается

5. Укажите прогноз погоды на следующий день





Практическая работа № 5*

«Климат и климатические ресурсы России»

Цель работы: формирование умений давать характеристику климата своей местности, используя различные источники информации.

Задание: дайте характеристику климата территории, на которой Вы проживаете (субъект РФ) по плану:

1. В каком климатическом поясе Вы живете (господствующие ВМ).

2. Основные климатические показатели (tя tи, количество атмосферных осадков, количество суммарной радиации).

3. Какие факторы влияют на данный климат территории.

4. Как климат данной территории влияет на деятельность человека.

5. Как изменится климат территории при глобальном потеплении.



Практическая работа № 6

«Внутренние воды и водные ресурсы»

Цель работы: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.

Задание: дайте характеристику реки по плану и дайте определения следующим понятиям:

1. «Режим реки»

2. «Устье реки»

3. «Исток реки»

4. «Падение реки»

5. «Бассейн реки»

План описание реки

1. Название реки

2. Исток реки

3. Устье реки

4. К бассейну, какого океана принадлежит

5. Притоки (правые и левые)

6. Питание реки

7. Характер течения реки

8. Хозяйственное использование реки



Практическая работа № 7

«Внутренние воды и водные ресурсы»

Цель работы: формирование умений смыслового чтения с отработкой географических знаний о внутренних водах Российской Федерации.

Задание: Внимательно прочитайте текст, замените слова и словосочетания, выделенные курсивом, чтобы данные тексы стали правильными.

I вариант – «Портрет Волги»

II вариант – «Портрет Енисея»

Портрет Волги

Волга – это не просто крупнейшая река Европы, первая по длине в России и шестая на всем материке Евразия. Волга – это символ и любовь России; народ ласково называет реку «Волга-матушка». Исток Волги ключ у деревни Волговерховье в Курской области, а впадает она в Черное море, проделав путь в 3531 км и образуя обширную дельту (19 тыс.км). Огромна площадь ее бассейна (1360 тыс.км), что составляет добрую половину азиатской части Российской Федерации.

Волга пересекает несколько климатических зон: основная питающая верхняя и средняя часть водосборной площади – от истоков до городов Нижний Тагил и Казань – лежит в лесной зоне: до городов Самара и Саратов – в лесостепной, до Волгограда в степной зоне, а южная часть ее бассейна располагается в полупустынной и пустынной зонах. Волга принимает около 200 притоков. Левые притоки Волги многочисленнее и полноводнее правых. Наиболее крупные из них: Молога и Шексна, впадающие в Рыбинское водохранилище, Кострома Унжа, Ветлуга, Ока Самара и Болдьшой Иргиз. Правые притоки – Сура, Свияга, Кама.

У Волги три основных источника питания: снеговое (60% годового стока), грунтовое (30 %) и снеговое (10%). Естественный режим Волги характеризуется весенним половодьем (январь-февраль), малой водностью в период летней и зимней межени и осенними дождевыми паводками. С постройкой водохранилищ сток Волги зарегулирован.

В ХХ в. На Волге был создан каскад водохранилищ, которые опрделили современный облик реки. Температура воды в реке в середине лета достигает -20…-25 С. Замерзает река в верхнем и среднем течении в конце ноября, в низовьях – в начале декабря.

В середине марта Волга вскрывается у Архангельска, в апреле – на всем остальном протяжении.

Портрет Енисея

А.П. Чехов писал: «Я не видел реки великолепнее Енисея…Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость». Енисей (по эвенкийски «йэне» – большая вода) – многоводнейшая из уральских рек, ось «Сибири», «брат океана».

Енисей принадлежит к бассейну Тихого океана. Длина Енисей 4102 км, площадь его бассейна 2580 тыс. кв.км.

Начинается река с круч Саяно-Тувинского нагорья двумя главными истоками: Большим и Малым Енисеем. В центре Тувинской котловины у города Иркутска они соеденияются, образуя собственно Енисей. Впадает Енисей в Енисейский залив Карского моря. В Верхнем течении, где Енисей пересекает равнину, это типично горная река: с узким ущельем, скалистыми берегами. В русле встречаются многочисленные перекаты и пороги.

там, где Енисей течет по Минусинской котловине, характер течения меняется. Долина реки резко уменьшается (до 5-15 км), а в русле появляетя много островов. В низовьях ширина русла возрастает до 2-3 км.

Питание Енисея смешанное, с преобладание дождевого питания. Енисей как и все крупные реки Сибири, течет из более холодных широт в теплые, поэтому в верхнем течении он меньший срок скован льдом. В середине лета температура воды колеблется от 14 до 19 градусов.

Замерзает Енисей в низовьях в конце октября, в верхнем течении – в середине ноября. Характер стока и полноводность Енисея в течении года создают благоприятные условия для строительства на нем атомные электростанции, особенно в верховьях реки. Здесь в узкой долине, где сочетаются минимальное затопление земель и огромный напор воды, сооружена крупнейшая в России ГЭС – Зейская.

Енисей – важнейшая транспортная артерия, судоходный и лесоплавный путь Сибири. Краснодар – главный перекресток великого водного и великого железнодорожного пути.

Непадолеку от города Енисее сооружена Красноярская ГЭС.

Енисей богат рыбой, среди которой преобладают лососевые (нельма, таймень), сиговые (муксун, омуль, ряпушка), осетровые (осетр, стерлядь)



Практическая работа № 8*

«Внутренние воды и водные ресурсы»

Цель работы: формирование умений работать с географической информацией и устанавливать причинно-следственные связи.

Задание: заполните таблицу и ответьте на вопросы:

  1. Укажите факторы, влияющие на реки России



Понятие

Определение

Примеры рек

1

Паводок



2

Наводнение



3

Половодье



4

Смена русла реки



5

Межень





Практическая работа № 9

«Природные зоны РФ»

Цель работы: формирование умений применять географическую информацию в других дисциплинах и анализировать ее.

Задание: назовите картины художников и укажите, к какой теме учебника могли бы подойти данные картины.



Практическая работа № 10*

«Природа России. Природно территориальный комплекс Дальний Восток. Курильские острова»

Цель работы: формирование умений смыслового чтения с отработкой географических знаний о природе России.

Задание: внимательно прочитайте текст, найдете ошибки, исправьте данный текст, чтобы характеристика Курильских островов была правильной.

Курильские острова

Курильская островная дуга располагается между Японским морем и Тихим океаном. Гирлянда Курильских островов состоит из двух параллельных гряд: Большой Курильской и Малой Курильской. Большинство островов гористы.

Происхождение Курильских островов – вулканическое. Каждый остров здесь – вулкан, осколок вулкана или цепочка вулканов, слившихся своими подошвами.

На Курильских островах насчитывают 104 вулкана (без подводных), из них 39 – активных. Не менее 75 вулканических вершин имеют высоты от50 до 1300 м, а 12 вершин превышают 1300 м. Самый высокий вулкан Курильской гряды – Ключевская Сопка (2339 м) на острове Атласова.

При извержении вулкана Сарычева на острове Матуа в 1946 г. потоки лавы достигали моря. Зарево виднелось за 150 км, а пепел выпадал В Петропавловске-Камчатском.

О продолжающихся движениях земной коры свидетельствуют частые пожары и моретрясение, вызывающие приливные волны огромной разрушительной силы – наводнения.

Климат Курилл резко-континетальный морской, умеренно холодный, на севере довольно суровый. Лето прохладное, зимы теплые, снежные, длительные. И это не смотря на то, что острова лежат между 45-50 градусом с.ш., то есть там, где в европейской части России находятся лесостепи и степи. На юге выпадает до 1000 мм осадков в год, на севере – около 600 мм.

Почвы разнообразны: горно-тундровые, горно-луговые, дерновые, под лесами – слабоподзолистые. Часто они имеют по нескольку перегнойных горизонтов, прослоенных и перекрытых вулканическим пеплом.

На северных островах в нижнем ярусе лесов господствуют заросли кедрового стланика и ольховника, выше 550-100 м – горная тайга.

На южных островах у подошвы гор растут редкоствольные леса из каменной березы, южнее к ним примешиваются курильский бамбук.

Выше 500-6000 м с каменной березой соседствуют кедровый стланик и ольховник. В лесах водятся лось, лисица, медведь, волк, горностай.

На островах есть месторождения серы, медной руды.

Основное занятие жителей – скотоводство.

Практическая работа № 11*

«Природа России»

Цель работы: формирование умений восстановление связей и закономерностей.

Задание: составьте из данных цепочек слов логическое высказывание.

1. Сибирь – Красноярск – Суриков

2. Урал – Денежкин Камень – Андрей Денежкин

3. Север – Архангельск – Малые корелы

4. Крым – В.И. Вернандский – Александр Ферсман

5. Восточная Сибирь – Соболь – заповедник

6. Витус Беринг – Дальний Восток – Аляска

7.Л.С. Берг – С. Шойгу – Географическое общество