Просмотр содержимого документа
«Практическое задание 3»
Скачинская О. О.
группа 216-251
Практическая работа №3
Технология применения термомеханической обработки стали на примере
Западно-Сибирского металлургического комбината
Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК) – металлургический комбинат в городе Новокузнецке Кемеровской области. Один из крупных металлургических комбинатов СНГ, пятый по величине металлургический комбинат в России. Занимается производством и перекаткой изношенных железнодорожных рельсов в сортовой прокат.
Перекатка изношенных железнодорожных рельсов в сортовой прокат
Одним из интересных способов экономии энергоресурсов и металла является использование в качестве заготовки для производства сортового проката изношенных железнодорожных рельсов. Это позволяет исключить расходы на их переплавку и переработку в заготовку для прокатных станов.
Существуют действующие мини-заводы, которые специализируются на перекатке изношенных железнодорожных рельсов расположенных в нескольких странах (в основном в США).
Классификация способов перекатки рельсов представлена на схеме:
Способ перекатки рельса в заготовку или сортовой прокат включает в себя нагревание рельса и его дальнейшую перекатку в нескольких калибрах до получения готовой продукции. Таким способом можно производить прямоугольную или квадратную сортовую заготовку, полосу или разнообразный сортовой прокат. Для этого используются фасонные калибры сложной формы, которые постепенно приближают профиль рельса к требуемой форме проката.
Способ перекатки рельса в сортовой прокат сего разделкой в разделочной прокатной клети включает в себя нагрев рельса, разделку в разделочной прокатной клети на две или три части и дальнейшую прокатку полученных частей в сортовой прокат. Процесс разделения рельса в разделочной прокатной клети на три части
(головку, шейку и подошву) показан на рисунке 1.
Рисунок 1 – Разделка рельса на три части
Способ перекатки рельса в сортовой прокат с предварительной разделкой с помощью резальных установок включает в себя продольное разделение рельса на части, нагревание полученных частей и дальнейшую их прокатку. Для получения качественной поверхности реза необходимо использовать современные способы резания (плазменное, лазерное или гидроабразивное), которые обеспечивают достаточное качество поверхности реза.
По стандарту США ASTM А499 из изношенных рельсов предусматривается изготавливать сортовой прокат следующих видов: круг диаметром 9,5…32 мм, квадрат со стороной 9,5…32 мм, полоса шириной 15,9…127 мм и толщиной 2,8…25 мм, шестигранник и восьмигранник с диаметрами вписанной окружности 12,7…25 мм, уголки равнополочные и неравнополочные с длиной полки 19…76 мм и толщиной 2,8…9,5 мм, тавровые профили высотой 32, 35 и 38 мм с толщиной 3,2 и 4,8 мм, швеллеры высотой 25…64 мм с длиной полки 9,5…25 мм и др.
Рельсы, разделанные на три части, преимущественно перекатывают в профили простого сечения, арматуру и уголки. Из изношенных рельсов можно также изготавливать такие виды проката, которые будут использоваться для изготовления разнообразных деталей, например листовых рессор, цилиндрических пружин, пружинных клемм, шурупов, болтов и гаек для рельсовых скреплений железнодорожного пути и др., для изготовления которых применяются стали, близкие по химическому составу и механическим свойствам к рельсовым маркам стали.