Рабочая программа
элективного учебного предмета
«Практикум по математике»
в 10 классе
Пояснительная записка.
Анализ заданий вступительных экзаменов в ВУЗы страны и заданий ЕГЭ показывает, что задачи на решение уравнений и неравенств составляют примерно половину экзаменационной работы.
Многие тригонометрические, логарифмические, иррациональные и показательные уравнения и неравенства решаются теми же методами, что и обычные алгебраические уравнения и неравенства (разложение на множители, введение новой переменной, метод интервалов и т.д.). Решение заданий с параметрами так же часто решаются с помощью исследования линейного или квадратного уравнения (неравенства).
Цели элективного курса:
1.Обобщить и систематизировать основные методы решения алгебраических уравнений и неравенств.
2.Познакомить учащихся с некоторыми нетрадиционными методами решения уравнений и неравенств.
3.Познакомить учащихся с методами решения заданий с параметрами.
4.Создать условия для подготовки к успешной сдаче экзаменов и для продолжения образования.
Критерии оценки результативности изучения курса.
Формы текущего контроля – традиционные: оценки за выполнение конкретных заданий по 5-бальной системе; зачеты по темам.
Итоговый контроль в форме теста.
Распределение учебных часов.
1 час в неделю, всего 35 часов.
1.Линейное и квадратное уравнения. Решение линейных и квадратных уравнений с параметром. - 8 часов.
2.Алгебраические уравнения степени n 2. Некоторые методы их решения - 16 часов.
3.Решение алгебраических неравенств. - 5 часов.
4.Решение линейных и квадратных неравенств с параметром.- 6 часов.
Содержание программы.
1.Линейное и квадратное уравнения. Решение линейных и квадратных уравнений с параметром.
Решение линейных уравнений с параметром, в том числе при наличии дополнительных условий. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Решение квадратных уравнений с параметром. Исследование знаков и расположения корней квадратного уравнения в зависимости от параметра.
2.Алгебраические уравнения степени n 2. Некоторые методы их решения.
Метод разложения на множители : вынесение общего множителя за скобки, формулы сокращенного умножения, выделение полного квадрата, группировка, метод неопределенных коэффициентов. Метод введение параметра, замена переменной, комбинирование различных методов. Симметрические и возвратные уравнения. Умножение на функцию. Решение рациональных уравнений вида Р(х)/ Q(х)= 0.
3.Решение алгебраических неравенств.
Простейшие способы решения алгебраических неравенств. Обобщенный метод интервалов. Решение рациональных неравенств.
4.Решение линейных и квадратных неравенств с параметром.
Решение линейных неравенств с параметром, в том числе с дополнительными условиями. Решение квадратных неравенств с параметром. Примеры решения линейных и квадратных неравенств с параметром из ЕГЭ.
Результаты освоения программы элективного курса обучающимися.
Учащиеся должны уметь:
1.Решать алгебраические уравнения высших степеней различными методами, в том числе и нестандартными.
2.Пользоваться обобщенным методом интервалов при решении рациональных неравенств. Применять метод замены переменной при решении неравенств.
3.Решать уравнения и неравенства (линейные и квадратные) с параметрами, в том числе с дополнительными условиями.
4.Понимать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике.
Календарно-тематическое планирование элективного учебного предмета
«Практикум по математике» в 10 классе Б (информационно-технологический).
1 час в неделю, всего 35 часов.
№ п/п | Тема урока | Дата |
| Линейное и квадратное уравнения. Решения линейных и квадратных уравнений с параметром. 8 часов | |
1. | Линейное уравнение с параметром. | |
2. | Решение линейных уравнений с параметром с дополнительным условием. | |
3. | Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. | |
4. | Решение квадратного уравнения с параметром. | |
5. | Знаки корней квадратного уравнения. | |
6. | Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра . | |
7. | Решение квадратных уравнений с параметрами из ЕГЭ. | |
8. | Зачет | |
| Алгебраические уравнения степени n2. Методы их решения. 14 часов | |
9. | Разложение на множители (вынесение общего множителя за скобки, формулы сокращенного умножения). | |
10. | Выделение полного квадрата. Группировка. | |
11. | Метод неопределенных коэффициентов. | |
12. | Метод введения параметра. | |
13. | Метод введения новой переменной. | |
14. | Комбинация различных методов. | |
15. | Симметрические уравнения третьей степени. | |
16. | Симметрические уравнения четвертой степени. | |
17. | Возвратные уравнения. | |
18. | Решение возвратных уравнений. | |
19. | Умножение на функцию. | |
20. | Решение рациональных уравнений вида Р(х)/Q(х)= 0 | |
21. | Решение рациональных уравнений методом замены переменной. | |
22. | Зачет. | |
| Решение алгебраических неравенств. 6 часов | |
23. | Простейшие способы решения алгебраических неравенств. | |
24. | Метод интервалов. | |
25. | Обобщенный метод интервалов. | |
26. | Решение рациональных неравенств с помощью обобщенного метода интервалов. | |
27. | Решение рациональных неравенств методом замены переменной. | |
28. | Зачет. | |
| Решение линейных и квадратных неравенств с параметром. 7 часов | |
29. | Решение линейных уравнений с параметром. | |
30. | Решение линейных неравенств с параметром с дополнительным условием. | |
31. | Решение квадратных неравенств с параметром. | |
32. | Решение квадратных неравенств с параметром с дополнительным условием. | |
33. | Решение неравенств с параметром из заданий ЕГЭ. | |
34. | Решение неравенств с параметром с дополнительным условием из заданий ЕГЭ. | |
35. | Зачет. | |
Литература:
Для учащихся
1. А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа 10 класс для общеобразовательных учреждений (профильный уровень).Задачник, Мнемозина 2005.
2. В.В.Ткачук. Математика – абитуриенту. М.МЦНМО 1998.
Для учителя
1. Сборник нормативных документов. Математика (Сост.Днепров Э.Д,
Аркадьев А.Г.. Дрофа 2004).
2. В.В.Ткачук. Математика – абитуриенту. М. МЦНМО 1998.
3. С.Н.Олехник, М.К.Потапов, П.И. Пасиченко. Уравнения и неравенства
(Нестандартные методы решения).М.Дрофа 2001.
4. А.Х.Шахмейстер. Задачи с параметрами в ЕГЭ.С.-Петербург,Москва 2004