Урок – практикум. Математика. 3 класс.
Тема: «Единицы массы. Грамм»
Учитель МАОУ НОШ № 53
города Калининграда Земцова Елена Николаевна
Цель урока: познакомить с новой единицей измерения – граммом. Установить соотношения между килограммом и граммом
Задачи урока:
- Способствовать развитию математической речи, внимания, умения действовать по плану
- Содействовать развитию коммуникативных способностей, расширению кругозора
Оборудование: Л.Г. Петерсон. Математика 3 класс, ноутбуки, мультимедийный проектор, комплект лабораторного оборудования «Весовые измерения», презентация – тренажёр «Единицы массы»
I. Организационный момент Мотивация учебной деятельности
- Наш урок пройдёт под девизом: «Учение всегда найдет применение»
- – Сегодня на уроке математики вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь? (Ответы детей) – И, конечно же, нашими постоянными помощниками будут ваше внимание, память, смекалка, любознательность и тот багаж знаний, который вы уже имеете. Вы готовы? Ну, тогда в добрый путь!
II. Сообщение темы урока (дети предполагают что будем изучать на уроке, т.к. оборудование находится на партах)
- Вспомним, что такое масса?
(Масса – это величина, обозначающая степень тяжести предмета)
- Ребята, а для чего нам нужно знать единицы массы? (Чтобы знать массу предмета)
- Где в повседневной жизни вы уже встречались с измерением массы предметов? (В магазине при покупке продуктов)
- А как нам можно узнать массу предмета? (Взвесить)
– С помощью чего мы производим взвешивание? (Весов)
Знакомство с различными видами весов. Знакомство с единицей измерения массы - граммом
С давних времён люди испытывали необходимость знать вес разных предметов.
Для этой цели были придуманы весы.
Чтобы получить единицу веса, учёные взвесили при определённых условиях воду. Полученная величина была названа килограммом и составляла 1000 граммов (от греческого «грамма» — надпись, обозначение).
Грамм – единица измерения массы меньше килограмма.
На сегодняшний день существует огромное количество видов весов.
Например, электронные весы .
С помощью таких весов удобно измерять очень маленький вес.
Рычажные весы чаще всего используют в торговле.
Ручные пружинные весы
- Как вы думаете, для чего нужны такие весы?
- Вот такие совершенно разные весы придумали люди, чтобы взвешивать самые разные предметы.
- Как вы считаете, все ли предметы можно взвесить в килограммах?
(Нельзя маленькие, лёгкие)
- Что можно взвешивать в граммах? (Ответы учащихся)
- Чаще всего, чтобы что-то взвесить в граммах используют аптечные весы. Их используют в аптеках для приготовления различных лекарств, чтобы правильно соблюдать дозировку того или иного вещества.
- Сегодня мы подробно изучим новую единицу массы – грамм, с помощью которой мы как раз и сможем выразить вес маленьких предметов.
III. «Открытие» нового знания: наблюдение и эксперимент с использованием оборудования «Весовые измерения». Работа в парах.
Исследование 1.
Условия равновесия. Дети знакомятся с условиями равновесия.
Исследование 2. Взвешивание на рычажных весах
- Дети учатся взвешивать и выполнять необходимые расчёты. Сравнивают массы разновесов из набора (легче, тяжелее).
Исследование 3. Знакомство с единицей измерения массы - граммом
- Взвешивают грузики, т.е. определяют их вес в граммах. Используют набор разновесов: алюминиевые пластинки по 0, 1 г, пластмассовые кубики по 1 г, латунные гирьки по 10 г, а также взвешивают и другие грузы, например, карандаш, ластик, колпачок
IV. Физкультминутка
V. Первичное закрепление
- Работа с учебником. Решение № 1 – 5, с. 101. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
VI. Повторение с включением новых знаний. Работа в парах на ноутбуках. Тренажёр «Единицы массы»
VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
- Какую цель мы поставили на уроке?
- С какой новой единицей измерения массы вы познакомились?
- Сколько граммов содержится в 1 килограмме?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Что запомнилось на уроке?
- Наш урок прошёл под девизом: «Ученье всегда найдет применение». Где можно применить полученные на уроке знания? (Покупка продуктов в магазине. Рецепты блюд)
Творческое домашнее задание
- Придумать задание на перевод единиц массы ( кг в г и наоборот)
- Записать рецепт пирога, где вес продуктов будет измеряться в граммах