Практикум «Семейные роли, распределение обязанностей в семье»
Цели: - сформировать умения определять мужские и женские роли в семье, особенности собственной полоролевой идентификации;
- сформировать адекватные представления о семейных ролях, распределении обязанностей в семье;
- способствовать развитию качеств личности, позитивных для брачно-семейных отношений.
Результат: характеризует собственные представления о мужских и женских ролях, знает особенности собственной полоролевой идентификации; адекватно оценивает представления о семейных ролях, распределении обязанностей в семье.
Время проведения: 45 минут.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация в виде слайдов, видеоролик, бланки «Домашние обязанности», карточки с описанием проблемных ситуаций, набор шаров, карточки в форме ладоней для рефлексии, магниты.
Подготовительная работа: в учебной группе заранее проводится анкетирование по вопросу распределения домашних обязанностей. Ход занятия
Организационный момент
Упражнение «Продолжите фразу»
Юношам предлагается продолжить фразу «Идеальная жена …», девушкам - «Идеальный муж …»
Постановка проблемы. Работа над темой.
Природа предопределила мужчине и женщине разные роли. Мужчина и женщина отличаются физиологией, поведением, мировоззрением, восприятием окружающего мира. Мужчина по природе лидер, преобразователь внешнего мира. Женщина – хранительница человеческой жизни и окружающего ее мира.
Роль мужчины и женщины в семье – важнейшая социальная роль. Сегодня преобладает традиционное распределение обязанностей в семье, вытекающее из общепринятых в нашем обществе ролей мужа и жены.
Какие обязанности предполагают традиционные роли со стороны жены? Мужа?
Традиционные роли предполагают со стороны жены следующие обязанности:
- рождение и воспитание детей;
- создание и поддержание домашнего очага;
- бытовое обслуживание семьи;
- подчинение собственных интересов интересам мужа как главы семьи.
Традиционные роли со стороны мужа налагают на него следующие обязанности:
- преданность матери своих детей;
- обеспечение экономической безопасности и защита семьи;
- поддержание семейной власти и контроля;
- принятие основных решений.
Партнерские роли требуют как от мужа, так и от жены:
- определенного экономического вклада в семейный бюджет;
- общей ответственности за детей;
- участия в домашней работе и распределения правовой ответственности .
В современных семьях не всегда выполняются роли мужчины и женщины в полной мере. Но в семьях, где любят друг друга, муж и жена всегда притягиваются друг к другу, взаимно дополняя друг друга [2, с. 58-59].
Работа в минигруппах
В течение 10 минут перечисляют в бланке (приложение 1) домашние обязанности каждого члена семьи в будний день, фиксируют данные о затратах времени. Суммируют количество домашних обязанностей, а также времени, необходимого на их выполнение [1, с. 20-21].
Обсуждение результатов (Как правило, при сопоставлении занятости членов семьи отмечается значительная перегрузка представителей женского пола.)
Демонстрация результатов анкетирования
Упражнение «Женские» и «мужские» обязанности»
Выполняют 4 участника (двое юношей, две девушки). Согласно результатам заранее проведенного анкетирования перечисляются «мужские» обязанности для юношей и «женские» обязанности для девушек. Учащиеся берут из коробки по одному шару за каждый названный вид домашней работы (приложение 2).
Обсуждение (Как правило, полученные в ходе анкетирования учащихся данные свидетельствуют о том, что у женщин намного больше домашних дел, чем у мужчин.)
Просмотр видеоролика [3], обсуждение в группе
Упражнение «Конфликтная ситуация»
Двое участников от каждой минигруппы получают карточку с описанием проблемной ситуации в семье, им необходимо разыграть предложенную ситуацию (приложение 3).
Обсуждение
Подведение итогов занятия
Рефлексия
Каждый учащийся записывает на карточке в форме ладони, за что он готов отвечать в своей будущей семье. Карточки размещаются на доске.
Список литературы:
1. Счастливая семья. - №4 (22) / 2009.
2. Формирование семейных ценностей у учащейся молодежи: сб. метод. материалов / под ред. О.С.Поповой, А.В.Самуль, Л.И.Саранцевой. – Минск: РИПО, 2015. – с.39-51.
3. http://youtube.com / CzXhHjtyMmc
Приложение 1
Бланк «Домашние обязанности»
№ п/п | Семейный статус | Дела, выполняемые за день (по часам) | Время с … до … | Продолжительность |
1 1 | Муж | | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | Итого |
2 | Жена | | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | Итого |
3 | Сын (сыновья) | | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | Итого |
4 | Дочь (дочери) | | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | Итого |
Приложение 2
Перечень домашних обязанностей
Приготовление пищи
Мытье посуды
Ежедневная уборка квартиры
Стирка белья
Поддержание в порядке одежды
Покупка продуктов
Генеральная уборка квартиры
Заготовка солений, варений
Покупка одежды и обуви
Помощь детям при подготовке уроков и игры с ними
Посещение родительских собраний
Организация семейных праздников
Чтение специальной литературы по воспитанию детей
Уход за домашними животными
Оплата счетов
Вождение автомобиля
Мелкий ремонт бытовой техники, мебели
Приложение 3
Карточки для упражнения «Конфликтная ситуация»
1.1. Муж: пришел после работы уставший, хочет отдохнуть, ужин не приготовлен. |
1.2. Жена: работала в 2 смены, после работы ходила за продуктами, муж не выбросил мусор |
2.1. Мама: пришла после работы, в комнате 12-летнего ребенка беспорядок, он сидит за компьютером |
2.2. Сын/дочь 12 лет: обещал(а) убрать свою комнату, но засиделся(ась) за компьютером |
3.1. Муж: никогда не ходил на родительские собрания в школу, жена просит сходить, в 17.00 по телевизору начинается футбольный матч с участием любимой команды |
3.2. Жена: в 17.00 в школе родительское собрание, на это время записана к парикмахеру. |