Технология проведения. | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению поставленной цели. | Планируемые результаты УУД |
1.Мотивационно- организационный момент. Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Слушают и отвечают на вопросы. | Проверка готовности учащихся к уроку. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Слайд 1. 1. Добрый день! Я рада приветствовать всех присутствующих. Давайте улыбнёмся друг другу, пусть у всех будет хорошее настроение, пожелаем друг другу успеха. Слайд 2. 2. Откройте рабочую тетрадь и запишите дату. Слайд 3. 3. Определите тип урока. | Самоопределение (Л); целеполагание (П);вступление в учебное сотрудничество(К). |
2. Актуализация знаний. Цели: -актуализировать опорные знания и умения; | Отвечают на вопросы. Участвуют в обсуждении. Формулируют собственное мнение и аргументируют его, оценивают работу товарища. | Организует фронтальную и индивидуальную работу. | 1. Итак, с чего мы начнём? (с повторения) Работа на интерактивной доске. Слайд 5. Выберите верное выражение: Суффикс-это… (маленькое слово, часть слова). Слайд 6.Суффикс стоит …( перед корнем, после корня). Слайд 7.Суффикс служит …(для связи слов в предложении, для образования новых слов). Слайд 8.Суффикс …(не имеет значения, имеет значение). Слайд 9. Вставьте пропущенные буквы: Учит…ль, берёз…нька, зелён…нький. В какой части слова пропущены буквы, объясните выбор букв. Слайд 10. Сделай предметы большими: Кот-котище. Слон-слонище. Дом-домище. С помощью какой части слова вы образовали новые слова? (суффикс) | Анализ, синтез, классификация, обобщение(П); выполнение учебного действия(Р);выражение и аргументация своего мнения(К). |
3.Фиксирование затруднения в пробном действии. Цели: -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. | Выполняют работу индивидуально. | Организует индивидуальную работу. | Слайд 11. Сделайте предметы маленькими и запишите полученные слова на планшетах. Ключ..к, замоч..к. | Выполнение пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
4. Выявление места и причины затруднения. Цели: - подвести детей к формулированию цели урока. | Отвечают на вопросы. Участвуют в обсуждении. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует фронтальную и индивидуальную работу. | Проверяем задание. Покажите слова на планшетах. Кто не смог выполнить задание ? Почему? (Не знаем правило, когда в словах пишется суффикс –ек-, а когда –ик-). Кто выполнил, вы уверены в своём ответе? (Не можем обосновать). | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); постановка и формулирование проблемы (П); целеполагание, как постановка учебной деятельности (Р). |
5. Построение проекта выхода из затруднения, формулирование темы урока. | Формулируют тему, ставят цели. | Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Слайд 12. 1.Какова тема урока? (Правописание суффиксов –ик-, -ек-). Какое затруднение при выполнении задания вы испытали?(Не знаем, когда в словах пишется суффикс –ек-, а когда –-ик-) Какую цель на уроке вы перед собой поставите? (Узнать, когда в словах пишется суффикс –ек-, а когда –-ик-). Я предлагаю, вам самим вывести правило. Для этого даю карточки с парами слов . Работать будете в группах. Давайте составим план. 1.Прочитать пары слов на карточках. 2.Провести наблюдение. 3.Сделать вывод (правило). 4.Составить алгоритм действий по выбору суффиксов –ек-, -ик-. | Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий (П). |
6. Реализация построенного проекта. | Работают в группах. | Организует групповую работу. | Слайд 13.Работа в группах по карточкам: 1 группа. Есть бантик – нет бантика Есть горошек – нет горошка Есть кармашек – нет кармашка Есть садик – нет садика. 2 группа Один Много бантик – бантики горошек – горошки кармашек – кармашки садик – садики. Как изменялись формы слов? (1 группа – по команде вопросов нет кого?, чего?; 2 группа – изменилась форма числа – один-много). Какой вывод вы сделали?( Надо изменить формы слов , подставив слова много, нет. Если гласный в слове остаётся – пишется суффикс –ик-, если нет –пишется суффикс-ек-. Где вы можете проверить правильность своего вывода? (В учебнике) Работа с правилом в учебнике стр.125. Слайд 14. Составим алгоритм выбора суффикса. 1.Измени форму слова, с помощью слов нет, много. 2.Если в суффиксе гласный сохраняется, то пишется буква и. 3.Если в суффиксе гласный исчезает, то пишется буква е. | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли (К); поиск и выделение необходимой информации (П); составление алгоритма(П) |
7.Физкультминутка. | | | Слайд 15-25 | |
8. Первичное закрепление во внешней речи. | Выполняют упражнения по выбору суффиксов –ек-, ик. | Контролирует работу по правильному выбору суффиксов. | 1. Давайте потренируемся правильно записывать слова с суффиксами –ек-, ик-. Выполните упражнение 243 в учебнике. Обсудите в парах выбор суффиксов, и запишите их в тетрадь. Слайд 26. Работа на интерактивной доске. Игра «Воздушный шарик» | -умение выражать свои мысли, сотрудничать в паре (К); –анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); |
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Выполняют самостоятельную работу. | Организует самостоятельную работу, смотрит результаты деятельности детей.. | 1. Выполните самостоятельно работу на карточках и проверьте по эталону. Слайд 26. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р); оценивание качества и уровня усвоения, коррекция (Р). |
10. Включение в систему знаний и повторение. | Отвечают на вопросы, | | Послушайте отрывок и определите, из какого он произведения: Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. (А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…) Назовите слова с орфограммой по теме нашего урока.(кораблик). Как будете действовать, при определении буквы в суффиксе? Запишите это предложение в тетрадь. Слайд 24. В книге Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков уроков» перед Витей Перестукиным встаёт такая же проблема – правильное написание суффиксов. Давайте послушаем , как же он с ней справился. Советую прочитать эту книгу. | выполнение действий по алгоритму (П); |
11.Домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. | Найти в литературных произведениях предложения со словами изученной сегодня орфограммы. | |
12. Рефлексия учебной деятельности. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось) | Соотносит цель учебной деятельности и её результаты. . | Какова тема урока? (Правописание суффиксов –ек-, - ик-.) Какое затруднение возникло у вас на уроке? Что помогло нам найти выход из него? Как же выбрать букву при написании суффиксов – ик-, -ек-? Слайд 25. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Слайд 26. Спасибо за урок! Молодцы! | Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П); умение выражать свои мысли (К); оценка-выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование (Р). |
Карточки для групповой работы.
1 группа.
Есть садик – нет садика.
2 группа.