СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание -тся и -ться в глаголах. 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока открытия новых знаний по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах". Цели: объяснение  правописания –тся- и –ться- в неопределенных формах глагола; научить различать правописание глаголов на –тся- и -ться-; развивать способность  сравнивать,  анализировать,  делать выводы,  обобщения

Просмотр содержимого документа
«Правописание -тся и -ться в глаголах. 5 класс»

Тема. Правопи­сание -тся и -ться в глаголах

Цели: объяснение  правописания –тся- и –ться- в неопределенных формах глагола; научить различать правописание глаголов на –тся- и -ться-; развивать способность  сравнивать,  анализировать,  делать выводы,  обобщения.

Планируемые результаты:

регулятивные УУД: целеполагание, определение способов решения задач,  прогнозирование результата,  рефлексия;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого  высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, со сверстниками, умение достаточно полно выражать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

личностные УУД: выстраивание добрых отношений в учебном коллективе

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, кружки разных цветов, треугольники.

Ход урока

  1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Начнем наш урок с игры «Вратарь» (выходит «вратарь», ребята задают ему вопросы – «голы»). На экране – картинка с изображением вратаря

  1. Языковая разминка

  1. Анализ предложений:

  1. Солнце ушло в ч..рные глухие тучи и пятый день бе..прерывно лили дожди.

  2. На ж..лтые цветы летели пч..лы, осы, шмели, захаживали в гости жучки и паучки божьи коровки.

  3. Разыгрался пустынный ветер на приволье, в..рыл снеговые степи, как пух лебяжий, в..кинул до небес.

- Составить схемы предложений

- Поставить недостающие запятые

- Выписать слова с пропущенными буквами в 2 группы в зависимости от вида орфограммы.

Проверяем выписанные слова

О-Ё после шипящих

З, С на конце приставок

Черные

Желтые

пчелы

Беспрерывно

Вскинул


- Почему в данных словах пишется в корне буква Ё?

- От чего зависит написание букв З и С на конце приставки?

Одновременно проводится индивидуальная работа учащихся по карточкам.

Карточка 1

Ч или ЧЬ?

Могуч.., , пересеч.., испеч.., сбереч.., прилеч.., запряч.., подстереч.., силач.., кирпич.., разжеч.., реч.., скрипач.., трескуч.. .


Карточка самопроверки

С одной стороны карточки – ключи:

Могуч, пересечь, испечь, сберечь, прилечь, запрячь, подстеречь, силач, кирпич, разжечь, речь, скрипач, трескуч.

С другой стороны – критерии оценивания:

1 ошибка – «5»

2-3 ошибки – «4»

4 – 6 ошибок – «3»


Карточка 2

Составьте словосочетания, образуя от глаголов неопределенную форму. Выделите окончания:

метет, нес, греб, пасу, скребешь, ползу, цветет.


Карточка самопроверки

Мести, нести, грести, пасти, скрести, ползти, цвести.

Критерии оценивания:

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

4 и более – «2»


  1. Замените фразеологизмы одним глаголом-синонимом в н.ф. выделить окончания.

Точить лясы, молоть языком

Сравнять с землей, разнести в щепки

Прикусить язык, набрать воды в рот

Зарубить себе на носу, намотать на ус

Реветь белугой, пускать слезу

Класть зубы на полку, щелкать зубами

Ответы: разговаривать, разрушить, замолчать, запомнить, плакать, голодать


  1. Актуализация знаний с введением в тему урока

В течение урока вы будете себе ставить оценки за выполненные задания.

  1. Из предложений выпишите в столбик глаголы, кроме тех, что с ?, и поставьте их в н.ф. слайд 2.

  1. Мальчик шел босиком, а башмаки нес в мешке.

  2. Я почистил чайник, набрал воды и подошел к костру.

  3. Старик улыбает?ся, подмигивает, садит?ся на корточки.

  4. Степка раскинул руки и лежит на спине, его шляпа валяет?ся на песке.

  5. Вечерние тени ложат?ся на землю, сливают?ся, заполняют улицу темнотой.

Самоконтроль

Критерии оценивания:

Все глаголы поставлены в н.ф. правильно – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Понаблюдаем!!!

В отдельную группу выделены следующие глаголы

Улыбает?ся – улыбат?ся

Садит?ся – садит?ся

Валяет?ся – валят?ся

Ложат?ся – ложит?ся

Сливают?ся – сливат?ся


- Почему в этих глаголах стоит вопросительный знак?

- От чего зависит написание –ться и –тся в глаголах?

- Как произносятся глаголы на -тся и -ться?

Выбор написания зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу.

Помни: вопрос – твой помощник!

Что делать? Что делает?

Что сделать? что сделает?

Н.форма глагола 3-е лицо

Улыбаться улыбается

Садиться садится

Валяться валятся

Ложиться ложится

Сливаться сливается


- Сформулируйте тему урока и его цели.

Вывод: От чего же зависит написание –ться и –тся в глаголах? (от вопроса и от формы глагола)

- Где можно проверить, верны ли наши выводы?

- Прочитаем вывод в учебнике. Обратите внимание на обозначение орфограммы. Попробуйте изложить прочитанный материал в виде схемы:

Н.ф.гл.- ь

3 л.гл.- без ь


  1. Первичное закрепление


  1. Работа в парах - упр. 632

Выпишите глаголы на –тся и –ться. Объясните их написание и обозначьте изучаемую орфограмму. Как произносятся в глаголах –тся и –ться?


  1. Самостоятельная работа.

Упр. 634

Выпишите из пословиц:

  1. Подлежащие с глаголами-сказуемыми на –тся;

  2. Словосочетания с глаголами на –ться.


  1. Творческое применение знаний в новой ситуации

  1. Придумайте и запишите предложения с данными глаголами. Одно из предложений разберите по членам.

1 группа. 2 группа

Вернутся – вернуться встретится - встретиться

Бросится – броситься сушится - сушиться

Беречь – беречься держится – держаться

  1. Игра «Светофор»

(перед каждым учеником на парте – три кружка разных цветов и треугольники).

Сейчас я буду называть вам утверждения: если оно неправильное, вы поднимаете красный сигнал, правильно, но лишь частично – желтый, правильно – зеленый цвет. Кто ответил правильно – берите треугольник.

- вышел насладиться – н.ф., пишется с Ь, окончание -ть. (зеленый)

- издали золотится – н.ф., пишется без Ь, окончание -ит. (желтый)

- клубятся тучи – 3-е л., пишется без Ь, окончание -ть. (желтый)

- спускается солнце – н.ф., пишется с Ь., окончание -ть. (красный)

- мне не спится – 3-е л, пишется без Ь., окончание -ит.

(подсчет треугольников, выставление оценок).

  1. Рефлексия.

«Лесенка успеха». Прицепляют магнитики на одну из ступенек (1, 2, 3, 4, 5)

  1. Домашнее задание: §109, 110, упр. 633, 637 (наизусть)



Список литературы.


  1. Русский язык. 5 класс. Учебник для ОУ с приложением на электронном носителе. В двух частях. Часть 2.. – Москва: просвещение, 2013 г.

  2. Аксенова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. ФГОС. К учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс. В 2-х частях». – Москва: Экзамен, 2015

  3. Влодавская Е.А. дидактические материалы по русскому языку. ФГОС. К учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс. В 2-х частях». – Москва: Экзамен, 2014