СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовой механизм формирования российской нации

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фактически сложившееся в России ассиметричное федеративное образование со слабой идеологией федерального центра и позиционированием титульных наций республик не позволяет в настоящее время говорить о сильной  и неразрушимом единстве российской нации. В качестве инициативы на площадках ЕАЭС возможно инициирование правовой инициативы – принятия Конституции ЕАЭС и федеральных законов в странах – участниках ЕАЭС «О укреплении цивилизационной общности народов Евразии». В данных правовых актах закрепить механизм и межэтнического славяно-тюркского единства как одного из центров евразийской общности, мероприятия по ее укреплению.

Авторским определением российской нации выдвигаем следующее: Российская нация – исторически сформировавшаяся полиэтничная гражданская общность людей на территории российского государства, осознающих свое гражданство, причастность к общей культуре и общенациональной идеологии, обладающей общей исторической судьбой и местом в мировом сообществе,  характеризуемой высокой степенью социально-политической интеграции и единства, обладающей статусом международной правосубъектности как государствообразующей. 

Просмотр содержимого документа
«Правовой механизм формирования российской нации»

Механизмы формирования российской нации


Правовой механизм. После распада СССР перед государственной властью Российской Федерации встала непростая задача сохранения федеративного единства России, недопущения ее дальнейшего распада на национальные республики. В рамках этой задачи был принят комплекс нормативно-правовых актов в сфере этнической государственной политики по укреплению единства российской нации (Приложение 1).

Важнейшими принятыми законами стали: ФЗ «О национально-культурной автономии» (1996), Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»; ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999); ФЗ «О языках народов Российской Федерации», ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (1999); Указы Президента РФ: Концепция государственной национальной политики РФ (1996); «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (2009); «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (1999), «Об обеспечении межнационального согласия» (2012). Правительством РФ от 20.08.2013 г. была утверждена федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 – 2020 годы)». Общий объем финансирования Программы составляет 6766,35 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 4581,91 млн. рублей, 2184,44 млн. рублей за счет средств субъектов РФ.

В данных правовых актах содержится механизм укрепления евразийского единства, в частности, славяно-тюркского межэтнического единства как основы формирования российской нации. Элементами такого механизма, по нашему мнению, можно назвать:

1) Квалифицированное распределение властных и экономических полномочий между федеральным центром и национальными субъектами РФ с учетом национальных интересов;

2) Сочетание в этнической политике государства диалектического единства формирования общероссийской национальной идентичности и региональных, этнокультурных идентичностей;

3) Эффективная миграционная политика по социальной адаптации мигрантов из Средней Азии (среднее количество достигает в РФ 7% населения);

4) Профилактика терроризма, национального экстремизма и межнациональных конфликтов, снижение индекса межнациональной напряженности в обществе;

5) Укрепление культурного суверенитета РФ и духовного единства нации за счет защиты традиционных нравственных ценностей полиэтничного народа России;

6) Повышение правовой культуры гражданского общества, развитие ее институтов в сфере межэтнических культурных и политических контактов;

7) Развитие института прав и свобод личности, реализующей свою общегражданскую и национальную общественную позицию;

8) Языковая политика РФ для обеспечения культурно-языковых прав граждан и укрепления статуса русского языка как средства межнационального и международного общения. В России используется 277 языков и диалектов, из них, в системе государственного образования используется 89 языков;

9) Сохранение уникальных этносов и народностей России (193 этноса) и всего этнокультурного многообразия народов России как фактора международного имиджа России;

10) Развитие культуры межнационального общения, основанной на этнокультурной толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, на основе российского патриотизма.

В ряде субъектов РФ приняты региональные программы по формированию российской нации. Например, в государственной программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Республике Башкортостан» от 07.09.2016 г. На 2017 – 2022 гг. выделено из бюджета 267023,4 тыс. рублей на реализацию мероприятий по программе. Программа имеет три раздела: «Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений», «Сохранение и развитие этнической уникальности башкирского народа» и «Сохранение этнокультурного многообразия народов Республики Башкортостан». Исходя из общей оценки, как федеральной, так и региональной программы, видно, что половина средств затрачивается на поддержание административных органов, другая половина идет на поддержание системы национального образования титульных наций республик РФ и их культурных центров, мониторинг межнациональных отношений. В программах нет четкого количественно-качественного критерия оценки сформированности у граждан России национальной идентичности, не прописаны разделы программ по формированию общероссийской идентичности с учетом региональных особенностей, нет фундаментальных научных программ по истории, культуре, идеологии российской нации. В программах прописываются разовые малочисленные мероприятия, типа фотоконкурса «Русская цивилизация» или проведение национальных праздников.

Известный ученый С. Кара-Мурза так критически комментирует данную программу: «Удивляет само название программы. Зачем в нем соединены две цели не просто разные, но, с первого взгляда, «разнонаправленные»? Цель «укрепление единства российской нации» требует укрепления общего для всех народов России ядра интересов и идеалов, а «этнокультурное развитие народов России» направлено на усиление самобытных, особых черт каждого народа, акцентирования специфики, различий интересов и идеалов. Обе эти цели достигаются в их «борьбе и единстве», обе стороны этого противоречия находятся в нынешней России в растрепанном состоянии, и их надо укреплять. Но трудно представить, как это можно делать в рамках одной программы»1. В программе не прописаны механизмы формирования нации, теоретические разделы – основные понятия (что есть российская нация) и методология, содержатся противоречивые задачи, нет «доктрины сборки нации». Все это позволяет сделать вывод о «сырой» концепции и программе Правительства РФ, она нуждается в значительной переработке. Необходимо привлечь всех специалистов по данной тематике – философов, юристов, этнологов, управленцев, привлечь зарубежный опыт, для реализации этой исторической задачи – укрепления российской и евразийской общности.

Как указывают ученые Л.А. Стешенко2 и А. Каппелер3, что необходимо принятие федеральных законов «Об основах национальных отношений в Российской Федерации» и «Об укреплении российской нации в РФ», которые бы позволили сформировать правовой механизм и нормальное функционирование гражданского общества и национальных образований в РФ. Фактически сложившееся в России ассиметричное федеративное образование со слабой идеологией федерального центра и позиционированием титульных наций республик не позволяет в настоящее время говорить о сильной и неразрушимом единстве российской нации. В качестве инициативы на площадках ЕАЭС возможно инициирование правовой инициативы – принятия Конституции ЕАЭС и федеральных законов в странах – участниках ЕАЭС «О укреплении цивилизационной общности народов Евразии». В данных правовых актах закрепить механизм и межэтнического славяно-тюркского единства как одного из центров евразийской общности, мероприятия по ее укреплению.

Авторским определением российской нации выдвигаем следующее: Российская нация – исторически сформировавшаяся полиэтничная гражданская общность людей на территории российского государства, осознающих свое гражданство, причастность к общей культуре и общенациональной идеологии, обладающей общей исторической судьбой и местом в мировом сообществе, характеризуемой высокой степенью социально-политической интеграции и единства, обладающей статусом международную правосубъектности как государствообразующий народ.

Следующее авторское определение: Славяно-тюркский союз – это исторически сложившаяся форма социокультурного взаимодействия двух комплементарных равноправных этносов в России, обладающих государствообразующей функцией, составляющих основу российской нации и более широкой цивилизационной евразийской общности, включающей народы стран Евразии.



1 Обсуждаем программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России».URL:http://old.centero.ru/digest/obsuzhdaem-programmu-ukreplenie-edinstva-rossijskoj-natsii-i-etnokulturnoe-razvitie-narodov-rossii-beseda-pervaya (дата обращения 21.01.2018)

2 Многонациональная Россия: государственно-правовое развитие X – XXI в. / Стешенко Л.А.; Соавт.: Шамба Т.М. – М.: Норма, 2002. – 384 c.

3 Kappeler A. Russlands erste Nationalitaten: Das Zarenreich und die Volker der Mittleren Wolga vom 16. bis 19. Jahrhundert.-Koln; Wien, 1982.