Сценарий праздника на улице для всех возрастных групп
«Широкая Масленица!»
Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение.
Программные задачи: Способствовать возрождению обычаев и обрядов, связанных с народным праздником Масленицы. Расширять знания и представления детей о народных традициях. Развивать двигательную активность детей, воспитывать любовь к родному краю, доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым.
Ход:
Звучит рус. Нар. музыка..В зале детей встречают 2 скомороха – Яшка и Аркашка.
Яшка: Эй, ребятишки, сюда, шалунишки!
Аркашка: Собирайтесь все сюда, проходите, детвора!
Вместе: Самый добрый в мире праздник начинать уже пора!!! Здравствуйте!
(дети проходят под муз. в зал здороваются все вместе)
Яшка: Меня зовут Яшка!
Аркашка: А меня зовут Аркашка!
Вместе: Спросим мы сейчас у вас, отвечайте хором в раз, как зовут всех вас???
(дети отвечают все вместе)
Вместе: Мы – скоморохи! Любим мы шутить, играть, да людей потешать!
Яшка: Кому сейчас холодно – станет жарко!
Аркашка: Кому скучно – станет весело!
Вместе: Собирайся, народ, неделя «сырная» идет!
Будем вместе мы играть – Масленицу встречать!
Звучит народная песня о Масленице, дети садятся на стулья.
Яшка: А знаете ли вы, что Масленицу на Руси праздновали, целую неделю и каждый день Масленицы имеет своё название?
Аркашка: Итак, первый день! Какой? Понедельник, как он назывался? (ответы детей) «Встреча»! В этот день Масленицу встречали, прославляли, величали!
Яшка: Давайте и мы будем Масленицу в гости звать!
Аркашка: Масленица годовая, наша гостья дорогая!
Приезжай на конях вороных, на саночках расписных!
Яшка: Душа ты наша, Масленица годовая, наша гостья дорогая!
Приезжай к нам в гости на широкий двор,
На горах покататься, в блинах поваляться!
Вместе: Расступись, честной народ – Масленица к нам идёт!!!
Под музыку, на санках, вывозят чучело Масленицы.
Аркашка: Здравствуй, гостья наша Масленица!
Авдотья Ивановна, Дуня белая, Дуня румяная, гостья важная, долгожданная!
Яшка: Давайте, детушки, пославим её, повеличаем.
Аркашка: Масленица, Масленица – душа красная девица!
Яшка: Коса длинная, двуполтинная!
Аркашка: Сарафан расписной, да платок набивной.
Яшка: Щёки яркие, да румяные.
Аркашка: Брови чёрные, наведённые.
Вместе: Здравствуй, Масленица годовая, наша гостья дорогая!
Аркашка: Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
Мы по кругу пойдём, дружно спляшем и споём!
Яшка: Так что пой, гуляй, пляши семь денечков от души!
Первый день привечай – звонкой песней встречай.
Хоровод «Выпал беленький снежок» рус. нар. Мелодия
(под музыку дети идут в хороводе и поют песню, затем выполняют простейшие танцевальные движения: топают ногами, хлопают в ладоши, прихлопывают по плечикам, прыгают на двух ногах)
Яшка: Повеселились, потешились, да позабавились!
Второй день — какой? Вторник! Как он назывался? (ответы) . «3аигрыш»! Дети с горочек катались, как могли, так развлекались. Давайте и мы с вами поиграем.
Игра-кричалка «У меня – у тебя»
У меня – у тебя весёлые ладошки, (хлопают в ладошки)
У меня - у тебя весёлые ножки, (топают ногами)
У меня – у тебя очень длинный носик, (дразнят друг друга)
У меня – у тебя коротенький хвостик, (виляют «хвостиком»)
У меня – у тебя кругленькие глазки, (показывают глаза)
У меня – у тебя пухленькие губки, (вытягивают губы – целуются)
Полюбуйтесь все на нас,
Мы с тобою высший класс!!! (выставляют большие пальцы рук вперёд)
Аркашка: Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро.
День третий приближается, как он называется? Среда (ответы детей)
А в масленичную неделю как его называли? (ответы детей)
«Лакомка». А чем лакомятся на Масленицу?
Правильно, в этот день ходили, друг к другу в гости, угощались блинами!
А с чем блины-то ели?.. (ответы детей)
Яшка: Четвёртый день недели какой? Четверг!
День самый-самый масленый и как же его называли? (ответы детей)
«Широкий четверг» - «Разгул».
В этот день больше всех веселились, пели, плясали до вечера.
Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка!
Мы сейчас плясать пойдём, ну и ты немножко.
Общая пляска «Барыня» ( садятся)
Аркашка: День пятый — наступает. А дети знают, как его называют? (ответы).Пятница! «Тещины вечерки». Зять тёщу на блины приглашал, да блинами угощал.
Яшка: День шестой – кто скажет, какой? Суббота! (ответы детей)
Правильно, суббота! В этот день попить чайку охота.
Недаром он назывался «Золовкины посиделки».
В эти дни устраивались семейные чаепития.
Аркашка: Наступает день седьмой, ну, скажите нам, какой? Воскресенье!(ответы )
Самый весёлый и добрый день на масленичной неделе. Все от мало до велика
просят друг у друга прощения. Недаром его называли как?(ответы детей)
«Прощёное Воскресенье».
Яшка: С вами мы поговорили, дни недели повторили.
Аркашка: А теперь все собирайтесь, на гулянье отправляйтесь!
Ждут вас игры, да забавы, развлечения на славу! А кто вас там встретит… увидите!
(дети всех групп идут на участки, на которых их встречает Зима)
Площадка для детей старших групп.
Дети выходят на площадку, там к ним приходит Зима.
Зима : Здравствуй, весь народ честной! День сегодня непростой.
Я пришла проститься с вами! Мой закончился черед, у порога весна ждет!
Аркашка :
Погоди, зима, прощаться и с детьми на год расстаться. Все хотят с тобой сплясать, песни спеть и поиграть.
Песня хоровод «Ах, Масленица»
Зима: Так негоже уходить! Что на память подарить? Аркашка: Прикажи нести блины, что румяны, масляны. Ты, видать, обряд забыла: на Руси законом было Щедро зиму провожать, всех блинами угощать. И аж целую неделю Масленицу-Просковею прославлять и величать.
Песня «Блиночки»
Зима: А давайте меняться… я вам блины с пылу с жару , а вы мне Масленицу…
Подходите, не стесняйтесь, да блинами угощайтесь! ( Аркашка отдает Зиме Масленицу, детям раздают горячие блины)
Арк: А теперь настал черед положить блины нам в рот! Ай да зимушка-зима! Зима славная была! Но пришла пора прощаться! Весну будем дожидаться!... Прощай, Зима.. Прощай Масленица! До следующего года..
2.Площадка для детей младшей группы
(Зима подходит на участок или в группу с Масленицей)
Зима: Подходи честной народ! Не пыли дорожка.
К малышам пришла Зима поиграть немножко.
Здравствуйте, детушки-малолетушки! (ответ детей)
Я Зимушка- Зима… давно меня ждали– поджидали?,.
Ой-ой-ой, как много вас! Все румяные, да весёлые!
Будем с вами мы играть, Масленицу провожать!
Восп: Все уже блины пекут… Масленицу лакомкой зовут.
А ты, Зимушка, нас угощать блинами будешь?..где блины вкусные да сладкие?
Зима: Пекутся ваши блинчики…, ребятушки! Пекутся! А пока давайте играть.
Испечём мы каравай, поскорее в круг вставай!
Хоровод « Каравай» рус. нар. мелодия
(дети идут в хороводе поют песню ,в центре Зима с Масленицей и выполняют соответствующие движения по тексту, в конце игры Зима догоняет детей)
Как на масляной неделе испекли мы каравай.
Вот такой ширины, вот такой ужины,
Вот такой вышины,вот такой нижины.
Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.
- Я люблю, конечно, всех, а блиночки больше всех!
Зима: Зиму очень я люблю, из снега колобка слеплю.
А я предлагаю с ним поиграть… колобок убегает, а лиса догоняет…
Игра «Догони колобка»
(дети стоят в кругу, передают быстро колобка и лису друг другу, «колобок» - убегает, «лиса» - догоняет)
Зима: Поиграли мы на славу, ребятишкам на забаву.
Восп: Мы плясали, песни пели, а блинов ещё не ели…
Зимушка Зима! А блины-то готовы?
Зима: Готовы, готовы! Идите угощайтесь…( раздает блины)А мне пора в свое морозное царство уходить… и Масленицу уводить… прощайте , малыши, растите большими и здоровыми… до следующего года!
3. Площадка для детей средней группы,
(на участке или в группе дети встречают Зиму.)
Зима: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! А меня-то вы узнали?(ответ)..Да, я Зимушка морозная. Снегом все заметаю ,снежным покрывалом укрываю…
Чтоб могли вы поплясать, да в игры разные сыграть!
Добрый день всем добрым людям, пусть весёлым праздник будет!
Здесь будут игры, веселье и смех, радости хватит сегодня на всех!
Предлагаю в круг всем встать и с Зимою поплясать.
Хоровод « Каравай» рус. нар. мелодия
в конце игры Зима догоняет детей
Как на масляной неделе испекли мы каравай.
Вот такой ширины, вот такой ужины,
Вот такой вышины,вот такой нижины.
Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.
- Я люблю, конечно, всех, а блиночки больше всех!
Зима: Поплясали вы на славу, Зиме на забаву.
Отгадайте-ка, ребятки, мои зимние загадки:
Говорят, что он идёт, только где же ноги?
Падал сутки напролёт, не видать дороги! Что это? (снег)
Сам не бежит, и стоять не велит. Что это? (мороз)
Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
Зиму очень я люблю, из снега колобка слеплю.
А я предлагаю с ним поиграть… колобок убегает, а лиса догоняет…
У меня для вас, ребятки, есть ещё одна загадка:
Из муки, сметаны он в жаркой печке был печён,
На окошке полежал, да из дома убежал.
Он румян и круглобок, кто же это? (Колобок)
А я предлагаю с ним поиграть… колобок убегает, а лиса догоняет…
Игра «Догони колобка»
(дети передают колобка и лису друг другу, «колобок» - убегает, «лиса» - догоняет)
Игра-забава «Перенеси снежок »
Зима: Ох и холодно стоять, надо братцы поиграть!
Давай валенки возьмём, да играть с ними начнём?!.
Давай! С ними поиграем, кто дальше кинет мы узнаем?!.
Игры-забавы: «Кто дальше кинет валенок», или « Я иду, иду, иду…. ни кого не нахожу…»
Зима: Славно мы повеселились, поиграли, подружились!
Мы играли, песни пели, а блинов ещё не ели?…( ответ) И то, правда!
Налетай, народ честной!!! Блинчик с маслом… золотой!( раздают блины)
А мне пора в свое морозное царство уходить… и Масленицу уводить… прощайте , малыши, растите большими и здоровыми… до следующего года!
Приложение:
Хоровод «Выпал беленький снежок» рус. нар. мелодия
(под музыку дети идут в хороводе и поют песню ,затем выполняют простейшие танцевальные движения: топают ногами, хлопают в ладоши, прихлопывают по плечикам, прыгают на двух ногах)
Выпал беленький снежок,
Соберемся все в кружок.
Все потопаем,
Все потопаем.
Выпал беленький снежок,
Соберемся все в кружок.
Все похлопаем,
Все похлопаем.
Выпал беленький снежок,
Соберемся все в кружок.
Все погреемся,
Все погреемся.
Выпал беленький снежок,
Соберемся все в кружок.
Все попрыгаем,
Все попрыгаем.
Игра-кричалка «У меня – у тебя»
У меня – у тебя весёлые ладошки, (хлопают в ладошки)
У меня - у тебя весёлые ножки, (топают ногами)
У меня – у тебя очень длинный носик, (дразнят друг друга)
У меня – у тебя коротенький хвостик, (виляют «хвостиком»)
У меня – у тебя кругленькие глазки, (показывают глаза)
У меня – у тебя пухленькие губки, (вытягивают губы – целуются)
Полюбуйтесь все на нас,
Мы с тобою высший класс!!! (выставляют большие пальцы рук вперёд)
Хоровод «Каравай»
(дети идут в хороводе поют песню и выполняют соответствующие движения по тексту, в конце игры водящий догоняет детей)
Как на масляной неделе
Испекли мы каравай
Вот такой ширины,
Вот такой ужины,
Вот такой вышины,
Вот такой нижины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай.
- Я люблю, конечно, всех,
А блиночки больше всех!
Игра «Репка - репонька»
(Ребёнок – «репка» сидит в центре круга, дети идут по кругу, поют песню, на окончание «репка» догоняет детей.)
Репка, репонька, сидит крепонько,
Не мала, не велика – до мышинного хвоста.
Раз-два-три – нас скорее догони!
Русская народная игра «Летает – не летает»
(задача водящего запутать; дети должны внимательно следить за словами, и «летать» - махать руками только в том случае, если речь идёт о птицах)
Домовой: Видел, что грачи летят, на всю Русь они кричат:
«Гу-гу-гу! Мы несём весну!»
Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи)
Дети: Летят! Летят! (тоже поднимают руки вверх)
Домовой: Журавли летят, на всю Русь кричат:
«У-гу, у-гу, не догнать нас не кому!»
Дети: Летят! Летят! (опять поднимают руки вверх)
Домовой: Пчёлы летят, на всю Русь – гудят:
«Жу-жу-жу-жу, медову несём росу!»
Дети: Летят! Летят! (опять поднимают руки вверх)
Домовой: Поросята летят, на всю Русь визжат:
«Хрю-хрю-хрю, хрю, надоело нам в хлеву!»
Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как «летят» поросята, дети не должны поднимать руки вверх)
Домовой: Синицы летят, на всю Русь кричат:
«Цу-цу-цу-цу, мы несём весну!»
Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как летят синицы)
Дети: Летят! Летят! (тоже поднимают руки вверх)
Домовой: Комары летят, на всю Русь пищат:
«Зы-зы-зы-зы, мы наточим носы!»
Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как летят комары)
Дети: Летят! Летят! (тоже поднимают руки вверх)
Домовой: Медведи летят, на всю Русь кричат:
«Ры-ры-ры-ры, вас не пустим в боры!»
Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как «летят» медведи, дети не должны поднимать руки вверх)
Русская народная игра «Как у дяди Якова»
(Дети идут по кругу, поют песню, выполняют имитирующие движения по тексту. На последние слова: «Разом делаем вот так!», водящий показывает любую фигуру, дети повторяют. Игра продолжается несколько раз)
Как у дяди Якова было семеро детей,
Было семеро детей, было семь сыновей.
Вот с такими глазами,
Вот с такими ушами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели.
Разом делали вот так!
Русская народная песня «Блины»
Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели
Припев: Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!
Моя старшая сестрица Печь блины-то мастерица.
Напекла она поесть, Сотен пять наверно есть.
На поднос блины кладёт И сама к столу несёт.
Гости, будьте же здоровы, Вот блины мои готовы.:
Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели
Русская народная игра «Блины»
(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют. Темп игры меняется: вначале он должен быть медленным, затем постепенно ускоряться)
Описание команд:
«Блин комом» - все подбегают к центру круга
«Блин блином» - все двигаются спиной от центра круга
«Блин с маслом» - все приседают
«Блин с мясом» - все встают
«Блин со сметаной» - кричат мальчики и мужчины
«Блин со сгущенкой» - кричат девочки и женщины
Затем ведущий пытается запутать игроков, меняет команды, как ему захочется
А теперь мои друзья загадки про сказки загадаю я.
Мышка дом себе нашла, мышка добрая была:
В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.
Что это за сказка? («Теремок»)
Дед: Правильно вы отгадали, а со мною не играли…
Вон сколько снега много кругом… Я для вас снежки слепил…
Будем мы сейчас играть – вашу ловкость проверять…
Игра-забава «Метание снежков»
Баба: Поиграли вы на славу, Ерофею на забаву.
Вторую загадку загадаю я, слушайте меня, друзья.
Что за сказка? Кошка, внучка, мышь, ещё собачка Жучка,
Деду с бабой помогали, корнеплоды убирали? («Репка»)
Дед: (выносит маски Репки, и предлагает детям поиграть в игру)
Репка выросла на славу, всем ребятам на забаву.
Вокруг репки мы пойдём, репке песенку споём.
Игра «Репка-репонька»
(Ребёнок – «репка» сидит в центре круга, дети идут по кругу, поют песню, на окончание «репка» догоняет детей.)
Баба: У меня для вас, ребятки, есть ещё одна загадка:
Из муки, сметаны он в жаркой печке был печён,
На окошке полежал, да из дома убежал.
Он румян и круглобок, кто же это? (колобок)
Дед: Правильно, колобок! Будем с ним сейчас играть, колобка передавать.
А хитрющая лиса его будет догонять.
Игра «Догони колобка»
(дети стоят в кругу, передают быстро колобка и лису друг другу, «колобок» - убегает, «лиса» - догоняет)
Дед: Мы играли, песни пели, а блинов ещё не ели…
Бабка, блины-то готовы?
Бабка: Готовы, дед, готовы! Пойдёмте угощаться…
Дети, Дед и Баба возвращаются на центральную площадку.