Методическая разработка
спортивного праздника
«Масленица».
Подготовила:
учитель физической культуры
Тютчева Елена Владимировна
Москва
2007 год
В данной работе будет представлена методическая разработка организации и проведения праздника Масленица, проведённая в марте 2007 года.
Масленица как Праздник в школе была выбрана по нескольким причинам. Во-первых, Праздник проводится зимой, на улице, выполняются оздоровительные задачи. Во-вторых, Масленица связывает разные времена - язычество и современное время, что напоминает о традициях, забавах и устоях наших предков. В-третьих, для проведения Праздника используются разные предметы и инвентарь, которые можно найти. Этот Праздник помогает привить уважение к национальной культуре нашей страны, развивает ловкость, быстроту, сплочённость и другие положительные качества человека
В начале учебного года был определён график проведения спортивно-массовых мероприятий (соревнования, праздники) с учётом сроков поведения районных, управных и окружных соревнований. По срокам Масленица попала на март. Вместе со спортивным сектором Школьного Совета было оформлено «Положение о проведении Масленицы», куда вошли пункты:
1. срок проведения Праздника;
2. возраст участников, определение программы соревнований для каждой возрастной группы (1-4 классы – а)лыжная эстафета, б)перетягивание каната на снегу; 5-10 классы - а)лыжная эстафета, б)перетягивание каната на снегу, в)гонки на санках, г)бег на одной лыже, д)«повяжи платок», е)перенос 3-х воздушных шариков, ж)«накорми друга»); группа А - 1-4 классы, группа В – 5-11 классы;
а)Лыжная эстафета: на старт приглашаются по 2 мальчика и 2 девочки, судьи - 1 стартёр (и финишёр), 1 секретарь, 2 - на линии старта (правильность передачи эстафеты), 2 - судьи на линии (прохождение дистанции и выполнение поворота), старт по парраллелям, т.е. одновременно стартуют 1-2, 3-4, 5-7 и 8-10 классы (всего 4 старта); на старт выходит от класса по 1 мальчику и 1 девочке, которые пробегают свою дистанцию и передают эстафету следующим из своего класса, вторые пробегают также дистанцию, финиш по последему из класса.
б)Перетягивание каната: участвует равное количество учащихся от класса, судьи - 1 основной, 1 секретарь, 2 на линии команд, до которой необходимо выполнить перетягивание. Два класса одной параллели берут канат за разные концы, по команде начинают тянуть на себя, выигрывает класс, перетянувший противника на свою сторону за определённую метку.
в)Гонки на санках: на старт приглашаются от класса 2 мальчика и 1 девочка, судьи - 1 основной, 1 секретарь, 2 на поворотах и 2 на дистанции. Девочка сидит на санках, мальчики повезут её на санках. По команде или свистку даётся старт. Мальчики везут санки до поворота, огибают стойку и возвращаются обратно. Если в пути девочка упала с санок, команда останавливается на том месте, где произошло падение, девочка садится на санки и бег возобновляется.
г)Бег на одной лыже: стартуют по 1 учащемуся от класса, судьи - 1 основной, 1 секретарь, 2 на поворотах и 2 на дистанции. На старт встают по 1 участнику от класса на 1 лыже. По команде или свистку участники начинают бег на одной лыже по одной колее лыжни, оббегают стойку и бегут на финиш. Дистанция определяется возрастом участников и Положением о проведении праздника.
д)«Повяжи платок»: участвуют по 2 от класса, судьи - 1 основной, 1 секретарь, 2 на поворотах и 2 на дистанции,. По команде или свистку один из команды надувает воздушный шарик, завязывает его, бежит к заданному месту, где привязывает шарик на верёвку или к столбу, возвращается и передаёт эстафету второму. Он бежит с платком в руках к шарику, повязывает его на шарик и рисует на шарике лицо. Выигрывает та команда, которая привязала шарик, одела платок быстрее других и нарисовала наиболее симпатичное лицо.
е)Перенос 3-х воздушных шаров: участвуют по 3 от класса, судьи - 1 основной, 1 секретарь, 2 на поворотах и 2 на дистанции. По команде или свистку все трое надувают воздушные шары, завязывают их, первый берёт их и несёт до стойки, огибает её, возвращается и передаёт шарики следующему. И так все трое по очереди. Выигрывает та команда, которая быстрее надует шарики, вся пробежит с ними, не потеряв и не лопнув их.
ж)«Накорми друга»: участвуют по двое от класса, судьи - 1 основной, 1 секретарь, 2 на дистанции, т.е. следят за правильностью выполнения задания.. Участникам даётся по «удочке» с привязанному на ней яблоку, они держат «удочку» за спиной. По команде или свистку участники встают лицом друг к другу и начинают «кормить» друга. Выигрывает команда, которая быстрее накормит друг друга.
3. определение судей – судейство обеспечивают учащиеся 11-х классов.
После проведения спортивной части Праздника проходит чаепитие с поеданием блинов и прочей выпечки, которую сделали ученики школы дома вместе с родителями.
4. определение времени начала Праздника;
5. определение победителей и призёров и их награждение (соблюдение принципа Главное не победа, а участие); победитель определяется по одному в каждой возрастной группе по каждому виду соревнований, остальные определяются как призёры. Награждаются все классы за участие в Празднике
6. сжигание чучела.
Срок поведения – в масленичную неделю, четверг или пятница; начальная школа – после 3-го урока, средняя школа – после 5-го урока.
Личные соревнования включают: гонки на лыжах в 3-х возрастных группах: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-11 классы. Определяются победитель и 2 призёра в каждой группе отдельно среди девочек и мальчиков по показанным результатам.
В день проведения Праздника за 1 час до начала с уроков снимаются судьи. На каждый этап ставятся: секретарь, судья-хронометрист, два судьи-помощника. Каждая группа расставляется на свой конкурс. Напоминаются основные правила прохождения эстафеты и за что можно давать штрафное время или очки.
Классы перед стартом получают маршрутные листы с указанием порядка, очереди прохождения эстафет.
Первыми на старт выходят учащиеся 2-4 классов. Первая эстафета - лыжные гонки. От класса участвуют 2 мальчика и 2 девочки. Старт - комбинированный, дистанция-200-250 метров.
После лыжной эстафеты 2-е классы идут по маршруту:
гонки на санках;
повяжи платок (на воздушный шарик);
перенос 3-х воздушных шаров;
бег на одной лыже;
накорми друга (яблоко на «удочке» за спиной);
перетягивание каната.
Третьи классы – 1. повяжи платок; 2.перенос 3-х воздушных шаров; 3.бег на одной лыже; 4.накорми друга; 5. перетягивание каната; 6.гонки на санках.
Четвёртые классы сдвигаются на одну эстафету вперёд.
После всех эстафет учащиеся идут в классы, где пьют чай с блинами.
После завершения лыжной эстафеты начальной школы на лыжные соревнования выходят учащиеся 5-10 классов. Дистанция у старшей школы – 400-500 метров, количество участников то же. Сперва бегут учащиеся 5-7 классов, потом 8-10 классов. По завершению эстафеты учащиеся идут на этапы:
гонки на санках – 5-е классы;
повяжи платок – 6-е классы;
перенос 3-х воздушных шаров – 7-е классы;
бег на одной лыже – 8 классы;
накорми друга – 9 классы;
перетягивание каната – 10 классы.
Для смены этапа классы двигаются друг за другом по возрастанию, т.е. по кругу, 10 классы двигаются за 5-ми классами.
После завершения всех эстафет вся школа выходит на поле, где сжигается чучело. Далее начальная школа идёт домой, старшая школа идёт пить чай с блинами и прочей выпечкой. Судьи помогают убрать весь инвентарь в школу.
Проводится выявление победителей в каждой возрастной группе. Выявляются 3 лучших в конкурсе «Повяжи платок» по принципу у кого интересней лицо и аккуратней повязан платок.
Награждение участников, победителей проходит на следующей неделе на линейке призами: канц.товарами, мягкими игрушками, блокнотами, книгами, лучших в лыжных гонках - грамотами. Обязательно отметить и наградить судей за хорошую подготовку и проведение праздника (можно вручить грамоты, сувениры, подарки, всем – пирог, устроить чаепитие со сладостями).
Итоги Праздника и результаты соревнований вывесить на стенд «Спорт в школе», а также обсудить их на заседании Школьного совета и на пед.совете. Сделать выводы, принять замечания и пожелания для проведения аналогичных мероприятий в будущем.