СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметная педагогическая олимпиада по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ответы на задания Предметной педагогической олимпиады по русскому языку (ИРОСТ, Курган, 2018)

Просмотр содержимого документа
«Предметная педагогическая олимпиада по русскому языку»

Педагогическая олимпиада по направлению «Русский язык»



Бацаева Ирина Арсеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №56» г.Кургана, 89058506990

Задания

1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

1)

чЕлюстей

2)

клАла

3)

ободрЁн

4)

исчЕрпав

5)

кухОнный

Ответ: кУхонный.


2. Из предложений 1–3 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(1) Отчего это со мной произошло? (2) Что заставило меня пережить столь глубокое чувство, трудно объяснимое словами? (3) Сейчас я хорошо знаю, что задохнулся тогда от радости, от внезапного приобщения к красоте страны, что проносилась за окнами в холодеющем воздухе.

Ответ: Сейчас - тогда.

3. Выпишите из текста слово, употребленное в переносном значении.

Как-то в полдень я отправился на каток один; в толпе я вижу, как к ледяной горке подходит Наденька, как она высматривает меня… Затем она робко идёт вверх по лесенке… Страшно ехать вниз одной, о, как страшно! Она бледна, как снег, дрожит, но идет, идет без оглядки, решительно. Она, очевидно, решила наконец попробовать: будут ли слышны те изумительные сладкие слова про любовь, когда меня нет рядом?

Я вижу, как она, бледная, с раскрытым от ужаса ртом, садится в санки, закрывает глаза и трогается с места… Слышит ли Наденька те слова, я не знаю… Я вижу только, как она поднимается из саней изнеможенная, слабая.

Ответ: Сладкие слова

4. Укажите слово, которое имеет следующий состав:

ПРИСТАВКА − КОРЕНЬ − СУФФИКС − СУФФИКС − ОКОНЧАНИЕ.

Ответ запишите цифрой.

1) предутренний

2) разложивший

3) подстраивая

4) подъедешь

Ответ: 1


5. В морфологической характеристике какого выделенного слова допущена ошибка?

Ответ запишите цифрой.

1) (обходя) ВОКРУГ (дома) – производный предлог

2) ДУВШИЙ (с юга ветер) − действительное причастие прошедшего времени

3) ОБОГНУВ (высокий мыс) − деепричастие совершенного вида

4) КРУПНЕЙШИЙ (в стране спорткомплекс) − прилагательное в форме сравнительной степени

Ответ: 4


6. Какое слово пишется через дефис?

Ответ запишите цифрой.

  1. (взаимо) исключающий,

  2. (девяти) томное издание,

  3. (рабски) преданный,

  4. (помещичье) чиновничье государство.

Ответ: 4

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) порция пельменей;

2) двое грузин;

3) более восьмидесяти человек;

4) опытные тренера;

5) свет зажжется.

Ответ: Опытные тренеры

8. Исправьте предложения.

1) В каждом из женских образов автор находит свои черты.

2) Новые методы работы позволили увеличить выпуск продукции до полутора раз.

3) Мы встретимся вновь самое позжее через несколько дней.

4) В городе Калинове происходит застой.

Ответ: 1)В каждом из женских образов автор воплотил свои черты.

2) Новые методы работы позволили увеличить выпуск продукции

в полтора раза.

3)Мы встретимся вновь самое позднее через несколько дней.

Мы встретимся вновь не позднее, чем через несколько дней.

4) В городе Калинове - застой.


9. Перечислите лексико-грамматические разряды числительных.

Приведите примеры числительных, грамматически сходных с существительными и прилагательными. Назовите трудные случаи правописания и употребления числительных.


Перечислите лексико-грамматические разряды числительных.

По семантике и грамматическим свойствам принято выделять следующие разряды имен числительных:

1) количественные (четыре, девять, пятнадцать, тридцать, сорок, семьдесят, двести, пятьсот, тысяча, восемьдесят два, восемьсот двадцать один). Обозначают число целых единиц или определенное количество предметов, исчисляемые в целых единицах. По своей структуре количественные числительные делятся на:

1) простые, или непроизводные (названия единиц первого десятка, а также сорок, сто, тысяча);

2) сложные или производные, исторически состоящие из двух основ с элементом –на– или без него: двенадцать, тридцать, пятьдесят, триста, семьсот;

3) составные, представляющие собой сочетания двух или нескольких числительных (двадцать пять, четыреста восемьдесят семь, пятьдесят две тысячи семьсот сорок восемь);

2) порядковые (первый, шестнадцатый, семидесятый, сотый, девяносто девятый, четыреста семьдесят восьмой). Обозначают порядок предметов при счете;

3) дробные (одна вторая, семь десятых). Обозначают дробные величины, т. е. количество равных частей единицы. Они представляют собой сочетания, первой частью которого является количественное числительное, а второй — порядковое, принимающее форму или именительного падежа единственного числа женского рода, или родительного падежа множественного числа;

4) собирательные (двое, трое, десятеро). Обозначают количество предметов как одно целое;

5) неопределенно–количественные (много, сколько, столько, несколько). Имеют значение большего или меньшего количества.

Приведите примеры числительных, грамматически сходных с существительными и прилагательными.

Существительное

Числительное

Тройка (лошадей)

Три (лошади)

Семерка (великолепная)

Семь (человек)

Сотня (казаков)

Сто (казаков)

Прилагательное

Числительное

Пятилетний (план)

Пятый (план)

Семидневный (поход)

Седьмой (поход)

Сторублевая (купюра)

Сотый (рубль)


Назовите трудные случаи правописания и употребления числительных.

Количественные числительные.
В составных количественных числительных склоняется по падежам каждое слово. Склонение происходит по такому же принципу, как у существительных (р. п. - двух тысяч трехсот пятидесяти семи). Числительные сорок, девяносто, сто имеют лишь две формы - и. п. и в. п. (сорок), остальн.падежи (сорока).
Порядковые числительные.
У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Окончание формируется по тому же принципу, что у относительных прилагательных (р. п. - две тысячи триста двадцать пятого).
Собирательные числительные.
Собирательные числительные склоняются по тому же принципу, что прилагательные множественного числа (р. п. - четверых). Собирательные числительные «оба» и «обе» склоняются иначе.
Дробные числительные.
Дробное числительное состоит из двух частей: числитель дроби (количественное числительное, обозначающее целое число) и знаменатель дроби (порядковое числительное). Изменяются по падежам обе части в соответствии со склонением количественных и порядковых числительных. Числительные полтора и полтораста склоняются по падежам без родовых различий. Исключение: полторы — женский род в родительном падеже.

Склонение количественных числительных характеризуется многообразием форм и типов:

1) "один" склоняется как "этот" (один, одного, одному, один/одного, одним, об одном)

2) "два, три, четыре" образуют особое склонение (два, двух, двум, два/двух, двумя, о двух)

3) от "пяти" до "двадцати" и "тридцать" склоняются как "дверь, ночь" (семь, семи, семи, семь, семью, о семи)

4) "сорок, девяносто, сто" имеют лишь две формы - в И.п и В.п. - "сорок", с остальных - "сорока" (сорок, сорока, сорока, сорок, сорока, о сорока).

5) у сложных числительных от "пятидесяти" до "восьмидесяти" при склонении изменяются обе части как "дверь, ночь" (пятьдесят, пятидесяти, пятидесяти, пятьдесят, пятьюдесятью, о пятидесяти)

6) у сложных числительных от "двухсот" до "девятисот" при склонении также изменяются обе части, причем первая часть изменяется как соответствующее простое числительное, а вторая как существительное во множественном числе (двести, двухсот, двумстам, двумястами, о двухстах)

7) "тысяча" как "туча", "миллион, миллиард" как "поклон"

8) при склонении составных числительных изменяется каждое слово (две тысячи пятьсот семьдесят три, двух тысяч пятисот семидесяти трех, двумстам пятистам семидесяти трем, две тысячи пятьсот семьдесят три, двумя тысячами пятьюстами семьюдесятью тремя, о двух тысячах пятистах семидесяти трех)


Употребление собирательных числительных:
1) ​с существительными, имеющими только формы мн.ч.: двое саней, трое ножниц, четверо суток;
2) ​с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, вас трое, их было пятеро;
​3) собирательные числительные употребляются в значении субстантивированных числительных: вошли двое, трое в серых шинелях, семеро одного не ждут.
Числительные в составе сложных слов.
1) варианты сложных слов, в состав которых входит элемент -дву-, -двух- (двуголосый - двухголосый);
2) в составе сложных слов числительное -пол- с существительными в р. п. в косвенных падежах (кроме в. п.) принимает форму полу-: полчаса, за полчаса, в получасе ходьбы, полгода, в течение полугода.


10. В учебнике Г.Ф. Хлебинской «Русский язык». 11класс. Профильный уровень» после параграфа «Тире в неполных предложениях. Соединительное и интонационное тире» предложены следующие вопросы.

Ответьте на них.

1)Как зависит употребление тире в простом предложении от способа выражения главных членов?

1.)Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в форме именительного падежа: Одиночество в творчестве — тяжёлая штука(Ч.); Следующая станция — Мытищи; Московские игры — прекрасная академия спортивного творчества (газ.).

Как правило, тире ставится:

1) в предложениях, имеющих характер логического определения: Геометрия — отдел математики, изучающий пространственные формы и отношения тел;

2) в предложениях книжно-письменных стилей (научного, публицистического, официально-делового), содержащих характеристику, оценку предмета или явления: Материя — объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания; Разоружение — веление времени;

3) в предложениях тождества (подлежащее и сказуемое выражают одно и то же понятие): Москва — столица России;

4) после однородных подлежащих: Казань, Нижний Новгород, Саратов, Волгоград, Астрахань — крупнейшие города Поволжья;

5) при структурном параллелизме частей предложения: Усердный в бригаде — клад, ленивый — тяжёлая обуза;

6) для внесения ясности в смысл предложения; ср.: Старшая сестра его — учительница; Старшая сестра — его учительница.

Примечание. В ряде случаев тире обычно не ставится:

1) в простых по составу предложениях разговорного стиля речи: Моя мать инженер; Мой брат школьник;

2) если в роли связки выступают сравнительные союзы как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что и т. п.: Речи как речи (Фурм.); Звёзды будто мелкие алмазы; Облака словно сказочные чудовища; Сегодня небо точно море.

Отступления от этого положения у писателей-классиков и у современных авторов связаны с прежними пунктуационными нормами или с желанием подчеркнуть оттенок сравнения, содержащийся в сказуемом: Твои речи — будто острый нож (Л.); Такая фраза — всё равно что большой шлем в ералаше (Т.); Эта девушка — как праздник! (Аж.); Срок войны — что жизни век (Тв.);

3) если перед сказуемым стоит отрицание не: Офицер этот не чета вам (Фед.); …Уссурийский тигр совсем не сказка, явь почти (Март.); Бедность не порок (пог.); Сердце не камень (пог.); Аналогия не доказательство.

Постановка тире в этом случае имеет целью логически и интонационно подчеркнуть сказуемое: Но объяснение — не оправдание (М.Г.); Его взгляды на семейный этикет — не предрассудок ли это?;

4) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, иногда наречие, союз, частица: Дубава, кажется, друг Корчагина (И.О.); Риск, как известно, дело благородное; Необдуманный поступок вообще шагопасный; Сергеев теперь известный художник; Пихта тоже дерево смолистое; Март только началовесны. Ср. наличие или отсутствие тире в зависимости от указанных условий: Иванов — хороший шахматист; Иванов, кажется, неплохой шахматист (наличие вводного слова); Иванов теперь опытный шахматист (наличие наречия); Иванов тоже известный шахматист (наличие союза); Иванов только начинающий шахматист (наличие частицы);

5) если перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член предложения: Степан нам сосед (Ш.); Коля мне друг;

6) если сказуемое предшествует подлежащему: Прекрасный человек Иван Иванович! (Г.); Славное место эта долина! (Л.); Живописный народ индийцы (Гонч.); Неплохой ученик этот мальчик. Постановка тире в этом случае подчеркивает интонационное деление предложения на два состава: Славные люди — соседи мои! (Н.); Удивительное дело — сон (Т.); Психологический курьёз — моя мать (Ч.); Ловкая штучка — умишко человеческий (М.Г.); Гроб — дорога (Тв.);

7) если подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот: Грош цена теории, которая фиксирует одни шаблоны (Гол.); Два сапога пара (пог.).

2. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола (инфинитивом) или если один из главных членов выражен формой именительного падежа существительного, а другой — неопределенной формой глагола: О решённом говорить — только путать (М.Г.); Долг наш — защищать крепость до последнего нашего издыхания (П.); Конечно, это большое искусство — ждать (Соб.); Чай пить — не дрова рубить (посл.); Заставить меня свернуть с правильного пути — дудки!; Писать посредственные вещи — на это не нужен никакой талант (инфинитив в функции именительного темы, сказуемое выражено целым предложением); Казалось бы, чего проще — написать ответное письмо (ср.: Написать ответное письмо — дело простое).

Но (при инверсии и отсутствии паузы): Какое счастье сына обнимать! (Долм.)

3. Тире ставится перед словами это, это есть, значит, это значит, вот, присоединяющими сказуемое к подлежащему: Поймать ерша или окуня — это такое блаженство! (Ч.); Спорт и культура — вот два ключа к радости, красоте (газ.); Понять — значит простить; Самая поздняя осень — это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой» (Пришв.) — в роли сказуемого выступает целое предложение.

4. Тире ставится, если оба главных члена предложения выражены количественными числительными или если один из них выражен формой именительного падежа существительного, а другой — числительным либо оборотом с числительным: Двадцать лет — хорошая вещь (Сим.); Расставанья и встречи — две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье (Долм.); Трижды пять — пятнадцать; Скорость — шестьдесят километров в час.

Примечание. В специальной литературе при характеристике предмета тире в этом случае часто не ставится: Грузоподъёмность крана 2,5 т, вылет стрелы 5 м; Температура плавления золота 1063°С.

5. Тире ставится между подлежащим, выраженным не определенной формой глагола, и сказуемым, выраженным предикативным наречием (категорией состояния) на -о, при наличии паузы между главными членами предложения: Уступить — позорно (Тендр.); Это очень несносно — переезжать (Гонч.); Это ужасно — струсить в последний момент; Это чертовски весело — кататься на лодке [ср. без паузы: Кататься на лодке весело; Судить человека в немилости очень легко (Л.Т.)].

6. Тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: И женщина и мужчина — пятак пара (Ч.); А крыльцо — дай бог иному князю (А.Т.); Заработок у него теперь — будь здоров; Серёжа— седьмая вода на киселе и вам и мне.

7. При подлежащем, выраженном словом это, тире ставится или не ставится в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия либо отсутствия паузы после него. Ср.:

Это — начало всех начал. — Это неплохое начало; Это — одиночество (Ч.). — Это дом Зверкова (Г.).

8. Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — формой именительного падежа существительного: Он порча, он чума, он язва здешних мест (Кр.); Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Ч.).

Тире в этом случае ставится:

1) при логическом подчеркивании: Я — страница твоему перу. Всё приму. Я белая страница. Я — хранитель твоему добру… (Цв.);

2) при противопоставлении: Я — фабрикант, ты — судовладелец (М.Г.); Она — сплошной клубок не рвов, а он — воплощение олимпийского спокойствия;

3) при структурном параллелизме предложений или частей предложения: Без тебя я — звезда без света. Без тебя я — творец без мира (Бр.); Мы — люди беспокойные, ибо мы — в ответе за планету, Двое людей, он и она, шли рядом: он — молодой человек в тёмном костюме, она — молодая, очень хорошенькая девушка в цветастом платье;

4) при инверсии главных членов предложения: Герой этого спектакля — я; Пример тому — он.

9. Тире не ставится, если один из главных членов выражен вопросительным местоимением, а другой — существительным в форме именительного падежа или личным местоимением: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты; Эта книга чья?; Вы кто?

10. Тире обычно не ставится, если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием: Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый… (П.); Земля велика и прекрасна (Ч.); Вишнёвый сад мой! (Ч.); Небо без единого облачка; Люди здесь необыкновенной доброты.

Тире перед сказуемым-прилагательным ставится:

1) при логическом или интонационном членении предложения: Зрачки — кошачьи, длинные (Ш.); Высота возле разбросанных домиков хутора — командная (Каз.);

2) при наличии однородных сказуемых: Ритм суворовского училища —чёткий, быстрый, военный (газ.); Он сильно изменился: походка, движения, черты лица, даже взгляд — мягче, спокойнее, проще;

3) при структурном параллелизме частей предложения: Ночь — тёплая, небо — синее, луна — серебристая, звёзды — блестящие.

11. В сносках тире отделяет объясняемое слово от объяснения, независимо от формы выражения сказуемого: Посейдон — в древнегреческой мифологии бог морей; Пегас — считается символом поэтического вдохновения.

2)Расскажите об употреблении тире в неполных и эллиптических предложениях.

2)Тире в неполном предложении ставится в следующих случаях:

а) на месте пропуска членов предложения или их частей (они восстанавливаются из контекста первой части предложения): Он был плохой художник. Его деревянные львы были похожи на толстых собак, а нереиды – на торговок рыбой (К. Г. Паустовский);

б) в предложениях, построенных по схеме кто – чему, кто – куда, что – кому, что – куда, что - как и т.п.: У микрофона – сердце!; Вам – ключ от вуза; Поездам – «зеленый»!; Туризм – для всех. Прежде всего – человечность.

В эллиптических предложениях на месте пропуска сказуемого в предложениях, расчлененных паузой на два компонента - обстоятельство и подлежащее: За шоссе – березовый лесок (И. А. Бунин); На субботних концертах – полный аншлаг.

3)В каких случаях употребляются соединительные и интонационное тире?



3)Соединительное тире 

1. Ставится между двумя или несколькими слова ми для обозначения пределов («от…до»):

1) пространственных: Беспосадочный перелёт Москва — Хабаровск; Через эту станицу можно было выйти к большому пути Уральск — Лбищенск — Сахарная — Гурьев (Фурм.);

2) временных: Крестовые походы XI—XIII веков; Репертуар театра на январь — март;

3) количественных: Рукопись объёмом десять — двенадцать авторских листов (то же цифрами: 10 — 12); Груз массой 300 — 350 тонн;5 — 7-кратное превосходство.

Примечание. Если между двумя рядом стоящими числительными можно по смыслу вставить не слова от…до, а слово или, то они соединяются дефисом: Пробудет в командировке пять-шесть дней (но при цифровом обозначении ставится тире: …5 — 6 дней).

2. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п.: Физический закон Бойля — Мариотта; Матч Карпов — Каспаров; Матч «Торпедо» Москва — «Металлист» Харьков.

3. Тире ставится между отдельными словами для показа внутренней связи между ними: Завершился конгресс Международного союза архитекторов, проходивший под девизом «Архитектура — человек — окружающая среда» (газ.); Вчера — сегодня — завтра.

Интонационное тире

1. Ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы подчеркнуть или уточнить смысловые отношения между членами предложения, когда другими знаками препинания или порядком слов нужный смысл не может быть выражен. Ср.:

Ходить — долго не мог (т. е. лишен был возможности передвигаться в течение длительного периода, например после тяжелой болезни). — Ходить долго — не мог (т. е. не мог заниматься длительной ходьбой);

В случае нужды — прошу (т. е. в случае нужды прошу обратиться ко мне). — В случае нужды прошу (т. е. обращаюсь с просьбой, когда испытываю нужду).

Такое тире называется интонационным, оно может отделять любую часть предложения: …Неостановимо, невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки! Всякая тарелка будет — мелкой, миска — плоской (Цв.); Пошли в клуб — почитать, поиграть в шашки, потанцевать — тире перед однородными обстоятельствами цели подчеркивает их связь со сказуемым (ср. также: Беру бинокль — наблюдать}; Все любили его — за присущее ему упорство, силу воли, за полнокровность всего его существа; К станции приближались пешеходы — с узлами, мешками, чемоданами — однородные члены предложения относятся к сказуемому и имеют значение дополнения, а при отсутствии тире могли бы быть восприняты как несогласованные определения к подлежащему: Я — что, это вы крупный специалист (ср.: Он что — не согласен на отъезд?).

2. Интонационный характер имеет также тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения: И щуку бросили — в реку (Кр.); Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошёл — Швабрин (П.).


2. Методический блок.

Разработайте технологическую карту урока русского языка (или литературы) в соответствии с требованиями ФГОС (10 б).

(Тема урока, класс, предмет по выбору педагога).

Технологическая карта в отдельном документе «Технологическая карта»


Желаем успеха!